ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

а) Общие указания

По Kirmiss'y, 1пыльсмонет удаляют посредством сухой щетки, а приставшую землю — соскабливанием заостренной костяной палочкой. Слоновая кость слишком тверда для этой цели и повреждает патину.

Жирная грязь отмывается теплой мыльной водой. При очистке медных монет, особенно медалей, покрытых лаком, следует избегать применения аммиака.

б) Методы А. К. Маркова 2

На большинстве медных монет, извлеченных из земли, можно заметить налет ярко-зеленого цвета. Очень часто оказывается, что вся монета насквозь состоит из одних зеленых с желтым отливом углекислых солей меди. Такую монету остается только выбросить, потому что в этом случае никакая чистка не поможет. Но при поражении не столь глубоком чистка необходима. Лучшим способом в данном случае является удаление зеленого налета сухим путем — прокаливанием 3вверхнем окислительном пламени спиртовой лампочки. При прокаливании монету всего удобнее держать плоскогубцами, подложив куски асбестового картона в тех местах, где щипцы касаются монеты. Нагрев монету, следует ее еще горячую протереть жесткою травяною или волосяною щеткою. Если после первого раза зелень еще не вся удалилась, операцию следует повторить. От прокаливания углекислые соли меди разлагаются на угольную кислоту, выделяющуюся в виде газа, и порошкообразную окись меди, которая удаляется действием щетки. От трения щеткою патина, находившаяся под зеленью, получает глянец.

Прокаливание на лампе может быть применено только для монет красной меди, не содержащих свинца, олова или цинка. Если подвергнуть прокаливанию монеты из латуни (желтой меди) или бронзы, монеты будут испорчены: на них появятся продукты окисления названных металлов, и на монетах могут образоваться углубления.

Поэтому, прежде чем приступить к прокаливанию, следует испробовать гурт монеты перед паяльной трубкой, держа гурт в острии пламени. Если в монете есть примесь олова, тотчас появятся налеты окислов, которые можно удалить повторно, капая на них азотной кислотой и раза три подряд очищая щеткой образовавшиеся окислы; при чистке бронзовых монет получаются удачные результаты при применении насыщенного раствора углекислого аммония. Этот реактив Действует медленно, иногда несколько дней, но зато бронза не меняет цвета.

Иногда бывает, что медная монета покрыта превосходною патиною, но в одном каком-нибудь месте ее находится образование окислов, портящих вид монеты. Для удаления их применяют способ Rhousopoulos'a, но чтобы кислота совершенно не тронула патины, вся монета, за исключением того места, которое требуется вычистить, покрывается асфальтом.

К чистке аммиаком прибегают в том случае, когда на монете имеется налет вишнево-красного цвета, указывающий на то, что она покрыта закисью меди.

О применении аммиака 4 см. стр. 71.

Часто медные монеты находят «скипевшимися», т. е. представляющими, благодаря соединяющим их окислам, бесформенную массу. Для разъединения таких монет Джон Ивенс рекомендует накаливание всех монет в печи и опускание в холодную воду. При этой операции монеты отделяются друг от друга, но ее возможно производить только в том случае, если монеты выбиты из красной меди; если же они отчеканены из латуни или если монеты последнего металла находятся среди медных, то при прогревании массы все латунные монеты не только портятся, но и погибают.

Иногда случается, что медная монета покрыта желтовато-белым налетом. Это происходит тогда, когда она находилась в земле совместно со свинцовыми вещами, что могло привести к образованию углекислого свинца. Для удаления этого налета лучше всего прибегнуть к действию уксусной кислоты, которая легко растворяет углекислый свинец.

Новые монеты, бывшие долго в обращений, часто бывают покрыты грязью и жиром of рук. Для очистки их следует опустить в бензин для растворения жирных веществ и затем, вынув из бензина, промыть в мыльной, а потом в чистой воде.

Сургуч, приставший к монете после неумело выполненных отпечатков и слепков, а также лак, которым часто покрывают медные монеты для предохранения их от «зацветания», удаляются погружением в винный спирт или другие растворители для смолистых веществ.

Если медные монеты покрыты не слишком толстым слоем окислов и солей, то их можно чистить и без употребления кислот и аммиака.

Такие монеты кладут в глиняный горшок, пересыпая древесной золой, и все заливают водой; затем горшок ставят в печь, в которой содержимое горшка нагревается в продолжение одного или двух дней. Остудив горшок, монеты вынимают, промывают горячей водой и вытирают досуха полотенцем. В этом способе очистка происходит под действием содержащегося в золе углекислого калия.

в) Очистка окисленных монет по способу Rathgsn'a

В цинковой пластинке пробивают дырочки в виде терки и укладывают монеты на острые края дырочек тесно друг к другу. Вторая такая же продырявленная пластинка кладется на монеты сверху, острыми краями дырочек к монетам. Несколько слоев таких цинковых пластинок с находящимися между ними монетами (обычно 6—8 слоев) помещаются в стеклянный сосуд. Необходимо, чтобы монеты были в возможно тесном соприкосновении с краями дырочек; для этого сверху можно положить что-нибудь тяжелое. Затем сосуд наполняют 5% раствором едкого натра, после чего начинается выделение пузырьков водорода. По окончании восстановления (около 15—18 часов) монеты несколько раз промывают горячей водой. Для этой цели Rathgen пользуется металлическим сосудом с двойным, дном, причем верхнее продырявлено. После просушки металлическая пыль удаляется посредством жесткой щетинной щетки под сильной струей воздуха.

г) Способ сделать видимыми стертые надписи на монетах

В применяемом Brewster'oм способе пользуются нагреванием; очищенная монета кладется на раскаленное железо. При этом происходит окисление всей поверхности монеты с пленкой окислов; смотря по продолжительности и интенсивности нагревания, пленка может быть различных цветов. Части, на которых находятся буквы и надписи, окисляются иначе, чем окружающие их места, и отличаются от них другим цветом.

При обработке монет по способу Roux хорошо отшлифованную, вычищенную до блеска монету помещают в раствор медного купороса и затем в жидкости по обе стороны монеты располагают электроды от батареи элементов. Пользуясь слабым током, электроды следует расположить поближе к монете в небольшой ванне. Чем сильнее ток, тем быстрее проступает чеканка. На половине монеты, обращенной к одному из электродов (аноду), чеканка металлическая; на другой половине, после легкого стирания небольшого количества приставших частей окиси, она обнаруживается в виде серых линий. Эти линии после того, как монеты высохнут, можно закрепить, покрыв их спиртовым раствором шеллака. Можно также монету соединять с катодом батареи.

___________

1 Kirrniss, Chemische Winke fur Numismatiker, Berlin, 1890 r.

2 А. К. Марков, О чистке древних монет, Записки Нумизматического отделения Русского Археологического общества, 1909 г., стр. 70.

3 А. К. Марков называет эту операцию «опаливанием».

4 Для этой цели А. К.. Марков рекомендует брать продажный аммиак (нашатырный спирт) и разбавлять его двойным количеством воды.

Первоисточник: 
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.