ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Шагрень, пергамент, юфть, замша — все это натуральная кожа различной выработки. Натуральная кожа является, вероятно, одним из первых известных человеку материалов, которые он применял и применяет до сих пор для изготовления одежды, обуви, предметов искусства и быта. При археологических раскопках изредка встречается невыделанная, сырая кожа, как правило, плохо сохранившаяся, так как легко подвергается биологическому разрушению. Изделия из кожи попадают в музеи в значительной степени утратившими свои первоначальные свойства: гибкость, прочность, цвет, стойкость к атмосферным воздействиям.

10.2.1. СРЕДСТВА ДЛЯ ОЧИСТКИ КОЖИ

Выбор способа очистки кожи зависит от ее сохранности, вида, характера повреждений. Сухую кожу после механической очистки от пыли и загрязнений протирают тампоном, смоченным водой, слабым раствором карбоната натрия или мыльной пеной с последующим протиранием влажным тампоном. Можно применять водные растворы, содержащие ПАВ и органические растворители.

Для очистки темных кож используют состав, в который входит бычья желчь, этиловый спирт и дистиллированная вода (1:1:2). Для светлых кож предложена очищающая паста следующего состава:

Детское мыло — 15 г

Тетраборат натрия (бура) — 5 г

Аммиак, 10 %-йводный раствор — 80 мл

Этиловый спирт — 6,2 мл

Вода дистиллированная — 120 мл

После обработки кожи этим составом ее поверхность протирают влажным тампоном.

Мокрую археологическую кожу следует очищать составом, в который обязательно входит антисептик, например, этиловый спирт - вода — глицерин — тимол. Введение в очищающие составы нейтральных моющих средств (ОП-7, ОП-10, «Прогресс», синтанолы) и низкомолекулярных ПЭГ значительно улучшает очистку кож от различных загрязнений.

Пятна грибных поражений, в том числе и цветные, можно удалить или ослабить при обработке раствором пероксида водорода, в который добавлен 2 %-й водный раствор аммиака.

Пятна продуктов коррозии (соединения железа, меди) удаляют с кожи растворами щавелевой кислоты или трилона Б. При этом следует учитывать, что вместе с продуктами коррозии из кожи удаляются жировые и дубящие вещества» которые необходимо восполнять.

10.2.2. АНТИСЕПТИКИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ КОЖИ

Археологические изделия из кожи требуют немедленной антисептической обработки, предметы музейного хранения — при реставрации или при обнаружении на них биоразрушителей (колонии бактерий, грибы, различные кожееды, моль).

Для изделий из кожи, в зависимости от ее сохранности и сочетания с другими материалами, можно применять n-дихлорбензол, кремнефторид натрия, неопинамин, гардон, подфенфос, фоксим (препарат «Аэроангимоль»), n-нитрофенол, n-хлор-м-крезол, 2-гидроксидифенил, салициланилид, β-нафтол, β-гидроксинафтальдегид, 4,5,6-трихлорбензоксазо-линон-2. n-Нитрофенол рекомендован для защиты кожаных изделий в условиях тропического влажного климата.

Археологическую кожу для обеззараживания и консервации обрабатывают последовательно формалином, мыльным раствором, а затем композицией жировых веществ с добавлением 0,8 % антисептика, например, n-хлор-м-ксиленола или n-нитрофенола.

10.2.3. СРЕДСТВА ДЛЯ РЕСТАВРАЦИОННОГО ДУБЛЕНИЯ КОЖИ

При дублении кож происходит дополнительное формирование структуры материала, улучшаются его физико-механические характеристики, уплотняется лицевая поверхность кожи.

К минеральным дубящим веществам относятся соединения хрома, алюминия и циркония, каолин, полимеры кремниевой и фосфорной кислот; к органическим — природные (растительные) и синтетические (фенол оформальдегидные смолы, глутаровый альдегид) дубители. Наибольшее распространение в реставрационной практике получили органические дубители, важным качеством которых является их способность фиксировать рисунок, вытисненный на лицевой поверхности кожи. Из растительных дубителей наиболее употребительны танниды ивы, мимозы, бука, каштана, квербахо.

Синтетические дубители выпускаются промышленностью под названиями: дубители № 2, НБ, БНС, СПС, таниган, босинтан, иргатан, скитан и др. Для получения более мягких, пластичных кож рекомендован полифункциональный дубитель, являющийся продуктом взаимодействия алкипсульфохлорида с мочевиноформальдегидной смолой. Предложены синтетические дубители на основе акриловой и метакриловой кислот. Ценным свойством водорастворимых полимеров является их способность реагировать с функциональными группами коллагена. При этом происходит структурирование дермы вследствие сшивания молекулярных цепей коллагена. Из водорастворимых полимеров для улучшения качества кожи применяют: ПВС, ПАК, ПМАК, сополимер стирола с малеиновым ангидридом (стиромаль), полиизоцианаты, продукты конденсации фурфурилового спирта, аминосмолы, низкомолекулярные конденсаты мочевины или меламина с формальдегидом и др. Дициандиамидоформальдегидные смолы являются основой для производства дубителя ДДАМ-2с. Аминосмолы в сочетании с природными таннидами придают жестким кожам повышенную мягкость при сохранении естественной лицевой поверхности.

Глутаровый альдегид повышает мягкость кожи, увеличивает ее влагостойкость. Глутаровый альдегид, подобно водорастворимым полимерам, способствует сшиванию полипептидных цепей коллагена. С целью дубления кожу обрабатывают 2—5 %-ми водными растворами глутарового альдегида.

10.2.4. СРЕДСТВА ДЛЯ МЯГЧЕНИЯ И ЖИРОВАНИЯ КОЖИ

Изделия из кожи (в том числе и пергамент) при длительном хранении претерпевают существенные изменения, особенно при неблагоприятных условиях хранения (археологическая кожа). Происходит глубокая деструкция коллагена и других белков, окисляются и диффундируют на поверхность жиры, окисляются и вымываются углеводы. В результате кожа становится жесткой, ломкой, а при длительном воздействии воды деформируется и разрушается.

Процесс реставрации подобных материалов состоит из нескольких стадий. После обязательного антисептирования необходима обработка веществами, придающими коже эластичность и способствующими ее распрямлению.

Дня восполнения жировых веществ в коже применяют различные жирующие препараты, которые повышают прочность, мягкость и пластичность кожной ткани. Жиры адсорбируются структурными элементами кожи в виде прерывистого слоя, структурные элементы смазываются жиром, что усиливает их скольжение друг относительно друга и способствует ориентации волокон, повышая таким образом прочность и пластичность кожи. Кроме того, кожа приобретает свойство плохо смачиваться водой. Оптимальное содержание жиров в коже должно находиться в пределах 10—20%. Так как коллагеновые волокна в процессе длительного хранения в значительной степени обезвоживаются, то часто наряду с жированием необходимо вводить в кожу вещества, регулирующие содержание воды.

Жирующие материалы можно разделить на несколько групп:

1) масла, жиры и воски животного и растительного происхождения, применяемые в виде эмульсий, растворов в органических растворителях или в другом виде;

2) продукты переработки животных и растительных жиров — мыла, сульфированные масла (ализариновое масло), сульфированные жирные спирты, продукты расщепления жиров (олеиновая кислота, стеарин, глицерин), продукты концентрации жирных кислот и гидрогенизации жиров (саломас, полимеризованные масла);

3) нефтепродукты — минеральные масла, вазелины, полиэтиленовые воски, парафиновые дисперсии, нафтеновые кислоты и т. д.;

4) прочие материалы — полигликоли, маслообразные ПАВ, синтетические жиры и жирные кислоты, кремнийорганические соединения и т. д.

Из натуральных жиров для реставрации изделий из кожи применяют рыбий жир, жир морских животных (ворвань), костное, копытное, подсолнечное, соевое, касторовое, рапсовое, кокосовое, льняное, спермацетовое масла, кашалотовый и пальмовый жиры и т. д.

В последнее время натуральные жирующие препараты все больше заменяют синтетическими. Это вызвано тем, что натуральные жиры недостаточно прочно удерживаются кожной тканью и легко диффундируют к ее поверхности. Наилучшие результаты при жировании кожи достигаются при использовании композиций из 3—5 компонентов, а также эмульсий.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве жирующих веществ смеси пчелиного воска, окисленного парафина или полиэтиленового воска с натуральными растительными или животными жирами. Промышленность выпускает жирующие препараты, которые состоят из смеси животного жира, минерального масла высокой степени очистки и перхлорэтилена. Ниже приведен состав таких препаратов — Авилена-1 и Авилена-2, представляющих собой густые маслянистые жидкости, %:

  Авилен-1 Авилен-2
Песцовый мездровый жир 40
Свиной мездровый жир 40
Минеральное машинное (индустриальное) масло 50 50
Перхлорэтилен 10 10

Для получения устойчивых жирующих эмульсий и повышения смачиваемости волокон в качестве эмульгаторов применяют сульфированную ворвань, ализариновое масло, олеиновую кислоту, стеарокс, неионогеные ПАВ, в частности синтанол ДС-10.

Наибольшим сродством к волокнам кожи обладают жирующие вещества с реакционноспособными полярными группами: OSO3H, SO3H, СООН, ОН. Можно полагать, что сульфогруппы образуют химические связи с аминогруппами коллагена, обеспечивая прочное сцепление жирующих веществ с кожной тканью.

Для консервации археологической кожи применяют составы на основе глицерина. Влажную кожу обрабатывают 5—10%-м раствором ПВС с добавлением глицерина. Хорошие результаты дает смесь, состоящая из трет-бугилового спирта, копытного масла и цетилового спирта. Можно применять эмульсию, включающую спермацет, копытное масло, ланолин и пчелиный воск. Для эмульгирования в смесь добавляют желатину, стеарат натрия и тетрахлорметан, а в качестве антисептика — спиртовой раствор тимола.

При многоступенчатой обработке кожи влажную кожу жируют с двух сторон 50 %-мглицерином. Когда он впитается, кожаный предмет на 15—30 мин помещают в смесь следующего состава, ч:

Копытное масло — 170

Турецкое красное масло — 200

Ланолин — 15

ПЭГ-1500 — 50

Вода (теплая) — 1

Затем кожу переносят в смесь спиртов — трет-бутилового, цетилового и мирицилового.

С цепью мягчения и жирования изделия из толстой и темной сухой кожи в реставрационной практике обрабатывают пластифицированной смазкой — расплавом 25 г янтаря в 100 мл копытного масла. Для приготовления более мягкой смазки в 30—40 г расплавленного воска вводят при перемешивании 100 г копытного масла, 0,15 г антиокислителя — n-гидроксидифениламина и после охлаждения смеси 5,2 г тимола.

Для очистки и мягчения светлых кож и переплетного пергамента рекомендуют ланолиновую эмульсию следующего состава, мл:

Этиловый спирт — 62

Глицерин — 8

Ланолин — 5

Мыло нейтральное — 2 г

Дистиллированная вода — 100

Смягчение старых разрушенных кож может быть достигнуто погружением в раствор, содержащий в 1 л дистиллированной воды 40 г ПЭГ-400 и 125 г ПЭГ-1500.

Для жирования кожи и повышения ее водостойкости применяют различные кремнийорганические соединения и композиции на их основе. Низкое поверхностное натяжение растворов полиорганосилоксанов способствует их глубокому проникновению в материал и хорошей сорбции на волокнах. Реакционноспособные группы полиорганосилоксанов (Н, ОН, NH2) взаимодействуют с активными группами белков кожной ткани и функциональными группами дубильных веществ, имеющихся в коже.

При использовании полиорганосилоксановых жидкостей, не содержащих активных групп в макромолекуле, не происходит их закрепления в коже, и в результате постепенной миграции этих веществ наблюдается снижение эффекта жирования и водостойкости.

В качестве растворителей для КОС используют: для ГКЖ-94, ГКЖ-8, ПМС-200 — уайт-спирит, толуол, бутилацетат; для смолы Ф-9 — толуол; для кремнийорганического каучука СКТН — бутилацетат. Для приготовления эмульсий ГКЖ-94 и ПМС-200 растворяют в уайт-спирите или бутил-ацетате и этот раствор вводят в воду (50 %), содержащую 0,5—1,0 % ПВС в качестве эмульгатора. Для закрепления КОС в коже в раствор ГКЖ-94 и СКТН добавляют катализатор отверждения - ТБТ.

Ниже приведены жирующие составы на основе КОС, %:

Состав 1

ГКЖ-94 — 45

СКТН — 45

ТБТ — 10

Состав 2

ПМС-200 (100, 150) — 67,5-60

ГКЖ-8 (8М, 8КМ) — 25,0-30

ТБТ — 7,5-10

Состав 1 используют в виде 10—15%-го раствора в толуоле или бутилацетате, состав 2 — в виде 10—15%-го раствора в бутилацетате. При расходе до 10 мл состава на 1 дм2 кожи ее водопоглощение снижается в 2 раза и значительно повышается эластичность.

Рекомендуется проводить ступенчатую обработку кожаных изделийобработка 10%-м раствором ТБТ, выдержка с постепенной сушкой и вторая обработка 80 %-ми растворами кремнийорганических соединений (ГКЖ-94, ПМС-200, СКТН) в бутилацетате. В результате такой обработки водозащнщенность кожи, стабильность ее формы и размеров возрастают в 5—6 раз.

Перспективным является применение метилфенилсилоксановых олигомеров К-9, К-42 в спиртовых растворах ПЭГ-400 - ПЭГ-1500. Подобные составы являются регуляторами влажности кожи и обеспечивают длительное сохранение ее эластичности.

10.2.5. КЛЕИ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ

При реставрации изделий из кожи возникает необходимость соединения разрывов, подклеивания заплат, подведения прочной эластичной основы. Можно проводить склеивание кожи животными клеями — мездровым или осетровым, однако эти клеи глубоко проникают в кожную ткань, делая ее жесткой и затрудняя дереставрацию. Лучшие результаты дают синтетические клеи на основе полиакриламида, Ка-КМЦ, МЦ, ПВС, ПБМА, акриловых сополимеров типа БМК-5, ПВБ, ПВА и водных дисперсий ПВАД, ВА-2ЭГА, СВЭД. Наиболее прочные соединения образуют ПВАД и БМК-5, наименее прочные — 10 %-е клеи на основе МЦ.

Окрашенные или светлые кожи практически не выдерживают нанесения воды или органических растворителей — образуются ореолы. Для склеивания таких кож применяют клеи-расплавы. Обладающие высокой адгезией клеи-расплавы наносят на склеиваемые поверхности не сплошным слоем, а редкой сетью точек и затем соединяют материал при нагревании. Дереставрацию таких клеевых швов также проводят при Локальном нагревании.

Для реставрационных целей рекомендуется клей-расплав на основе ПБМА, содержащий 10% канифоли и 5% касторового масла. Клей-расплав имеет температуру плавления 85-90°С и дает высокоэластичные швы. Введение в состав клея 10% кремнийорганической смолы К-9 придает клеевому шву водостойкость.

Высокопрочные клеевые швы образуют клеи-расплавы, состоящие из полиамида ПА-548 и n-толуолсульфамида в соотношении 8÷6:2÷4.

Первоисточник: 
ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)