ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

От изучения технологии и повреждений станковой масляной живописи XIX века, к выбору метода технической реставрации

Иванова Е.Ю.

Исследуется проблема выбора оптимальных методик технической реставрации, основанной на изучении технологии живописи XIX века, на примере дипломных и курсовых работ студентов Российской Академии живописи, ваяния и зодчества

 

Испытанные временем методы, разработанные ведущими реставрационными центрами России, были освоены студентами факультета реставрации станковой масляной живописи Российской Академии живописи, ваяния и зодчества и применены в дипломных работах в 2006 году. Уяснение важности взаимосвязи между технологией картины, видом повреждения и выбором метода реставрации стало главной задачей их дипломов. Описание методов и результатов реставрации картин XIX века, учитывающей эту взаимосвязь, составляет содержание данной статьи. Выделены две темы: «Укрепление красочного слоя и грунта без последующего дублирования», «Устранение повреждений красочного слоя и грунта, вызванных усадкой холста»; описаны четыре различные методики укрепления красочного слоя и грунта. Чтобы особенности технологии были точно «увязаны» со временем исполнения картин, для дипломных и курсовых работ выбраны авторские произведения, имеющие подпись и (или) дату.

Российская школа реставрации живописи на холсте накопила более чем двухсотлетний опыт укрепления и дублирования осетровым клеем. На протяжении XIX—XX веков практические навыки, корректировавшиеся учеными, превратились в научные методики. Сегодня реставраторы располагают не только природными клеями, но и синтетическими, обладающими многими привлекательными свойствами — прочностью склейки, эластичностью, способностью проникать вглубь разрушенной деструктированной картины и другими достоинствами. Тем не менее, новые синтетические материалы входят в реставрационную практику сравнительно медленно. Сомнение заключается в том, что не известно, каким будет сосуществование авторских материалов картины с вновь введенными веществами, и как будет протекать процесс их «совместного» естественного старения. Практиков в традиционных методах привлекает, прежде всего, ожидаемый хороший результат, высокая сопротивляемость процессу естественного старения [1]. Дальнейшее развитие консервации масляной живописи направлено на поиски новых методов и совершенствование традиционных приемов работы. Первоначальный этап формирования методов консервации был ориентирован на поиски универсальных приемов, охватывающих как можно большее количество видов повреждений картин.

Современный уровень знания технологии и техники масляной живописи основан на сопоставлении сведений, почерпнутых из письменных источников, с данными технологических исследований, дающих представление об использованных пигментах и связующих. Назрела необходимость описать те приемы, которые наработаны многолетней практикой мастеров, сумевших уловить взаимосвязь между особенностями технологии и повреждениями реставрируемых ими произведений. Опыт практика, вникшего в «технологическую» специфику реставрируемой картины, заключается в умении вносить, казалось бы, незначительные, но существенные коррективы в универсальные методики: делать температуру клея или его концентрацию чуть меньше или больше, добавлять к клею растворители, выбирать способ их введения, приемы увлажнения или проглаживания и т.д.

Процесс естественного старения произведений станковой масляной живописи протекает не одинаково. Он зависит от меняющихся в разные исторические периоды материалов и технических приемов как свойственных определенной школе, так и индивидуальных. Так, например, расслоение красочных слоев не встречается на картинах XVII—XVIII веков; во всяком случае, его нельзя назвать характерным для этого времени, но для живописи второй половины XIX—XX века оно может быть названо типичным.

Укрепление красочного слоя картин XVII—XVIII веков на многослойных цветных грунтах осуществляется применением традиционного метода — нанесением осетрового клея с медом и антисептиком с лицевой стороны, проглаживанием поверхности через фторопластовую пленку с одновременной растяжкой картины на бумажных полях и выдержкой под прессом по завершении проглаживания. В большинстве случаев вслед за укреплением следует процесс дублирования картины, холст которой с годами утратил механическую прочность, и требуется усиление основы.

На рубеже XVIII—XIX веков происходит кардинальное изменение живописной технологии и техники. Одной из сторон этого сложного процесса, связанного с новым пониманием задач искусства и методов работы над картиной, была замена многослойных цветных грунтов белыми [2].

В грунтах конца XVIII — первой половины XIX века продолжает присутствовать характерный для многослойных грунтов XVII — первой половины XVIII века цветной нижний слой, охристый или красно-коричневый, связующим которого является клей. Верхний — белый — слой состоит из свинцовых белил и мела в различных пропорциях, связующее — эмульсия или масло. Краски на картинах этого времени нанесены очень тонкими слоями и хорошо связаны с грунтом. Сложность консервации таких произведений заключается в том, что в процессе старения грунты становятся очень жесткими, образуется сетчатый кракелюр, красочный слой и грунт приподнимаются по рисунку сетчатого кракелюра, «втягивая» холст. Отметим, что технология живописи XVIII — первой половины XIX века оказалась более стойкой к «действию» времени, нежели более поздняя, когда в практику широко вошли фабричные грунты (в них исчез нижний цветной слой, хорошо впитывающий влагу и масло) и получили распространение фабричные краски. В отдельных случаях применительно к картинам XVIII — первой половины XIX века оказывается возможным отложить выполнение такой кардинальной меры, как дублирование, ограничившись укреплением с последующей выдержкой поверхности картины под прессом. Этот подход соответствует общему принципу современной реставрации, требующему минимального реставрационного вмешательства. Отказ от дублирования особенно желателен, если на обороте холста имеются различного рода тексты: автограф художника, дата, надписи, сведения об изображенном, сведения о происхождении картины и т.п.

Первоисточник: 
Художественное наследие. №23(53)РИО. ГосНИИР – М. 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.