ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Стекло представляет со бой твердый раствор смеси солей щелочных и щелочноземельных элементов с кремниевой кислотой. Для получения окрашенных стекол в их состав вводят некоторые металлы. Введение больших количеств свинца придает стеклу особый блеск, его показатель преломления приближается к показателю преломления хрусталя.

7.2.1. МОЮЩИЕ И ПОЛИРУЮЩИЕ СОСТАВЫ ДЛЯ СТЕКЛА

В реставрационной практике встречается несколько видов разрушения стекла: тонкая радужная пленка, отделяющиеся чешуйки, образование гигроскопичных солей («плачущие» стекла) и др. Для массивных изделий из стекла (особенно археологического) возможна как поверхностная, так и сквозная коррозия. В последнем случае предмет становится хрупким, очистить его от продуктов коррозии затруднительно. Наиболее распространенным методом удаления почвенных загрязнений и продуктов коррозии является промывка стеклянных изделий в водно-спиртовой смеси (1 :1) или в 1 %-мрастворе азотной кислоты с последующей промывкой в воде. При наличии на поверхности стекла пористой зернистой корки и при рН водной вытяжки более 7,5 можно применять для очистки стекла щелочные растворы. Например, изделие погружают в 1%-й раствор едкого натра на 10—30 сут (при постоянном контроле). За это время коррозионный слой и радужная пленка разрушаются, поверхность стекла становится блестящей. Для нейтрализации щелочи изделие после такой обработки ополаскивают 1 %-м раствором серной кислоты и тщательно промывают водой.

Интенсивному загрязнению обычно подвергаются витражи. Трудность очистки витражей заключается в том, чтобы не нарушить металл каркаса — свинец. Жирная копоть, осаждающаяся на стеклах витражей, сорбирует из воздуха воду и кислотные окислы, которые постепенно разъедают стекло. Для очистки витражей применяют смеси моющих средств с гексаметафосфатом натрия и трилоном Б. Введение в такие составы небольших количеств изопропилового спирта (3—5 %) способствует лучшему удалению частиц копоти.

7.2.2. КЛЕИ ДЛЯ СТЕКЛА

Места раскола стекла имеют малоразвитую поверхность и с трудом поддаются склейке. При выборе клея необходимо учитывать, что коэффициенты термического расширения большинства полимерных клеев

и стекла существенно различаются. Меньше всею это различие у клеев на основе эпоксидных смол, причем для снижения разницы в коэффициентах термического расширения в эпоксидные смолы вводят стеклянные микросферы или акриловую пасту.

Вторая сложность при выборе клея — различие в показателях преломления стекла и клея, что делает заметным клеевой шов. Принято считать, что если разница между показателями преломления стекла и клея не превышает 0,04, то клеевой шов будет практически незаметным. Поскольку показатели преломления стекол (археологических, художественных) изменяются в широких пределах (от 1,48 до 1,59), необходимо иметь большой ассортимент клеев с различными показателями преломления. Показатель преломления клея можно изменить добавками некоторых веществ. Так, введение в эпоксидные клеи пластификаторов (дибутилфталата, полипропиленгликоля) значительно снижает их показатели преломления, а введение отвердителей повышает. В последнем случае большое значение имеет соотношение эпоксидная смола : отвердитель. В процессе старения эпоксидных клеев их показатели преломления изменяются незначительно. Применяемые в качестве клеев для стекла эпоксидные смолы и отвердители к ним должны быть бесцветными и, по возможности, не должны окрашиваться при световом или тепловом старении.

Длительное время для склеивания стекла использовали ПБМА, однако высокая пластичность клеевого шва служит причиной постепенной деформации предмета.

Хорошо зарекомендовал себя в качестве клея для стекла 10%-й раствор ПВБ в этиловом спирте. Клеевой шов обладает высокой адгезией, что позволяет склеивать тончайшие фрагменты изделий из стекла, имеющие к тому же гладкие разломы.

В реставрационной практике получили применение также цианакрилатные клеи, характеризующиеся бесцветностью, высокой проникающей способностью, безусадочностью.

7.2.3. ЗАЩИТНЫЕ ЛАКИ ДЛЯ РАЗРУШАЮЩЕГОСЯ СТЕКЛА

Корродированные стекла нуждаются в защите поверхности от внешних воздействий. Для этой цели используют различные лаки. Лаковые пленки на основе сложных эфиров целлюлозы имеют невысокую адгезию и малую стойкость к внешним воздействиям. Модификация, например, ацетобутиратцеллюлозного лака добавлением 10—20% кремнийорганических олигомеров и заменой части растворителя (ацетон, этилацетат) на тетраэтиловый эфир ортокремниевой кислоты (тетраэтоксисилан) или продукты его частичного гидролиза (этилсиликаты 40, 32) повышает адгезию лаковой пленки к стеклу и стойкость к тепловому и световому старению.

Высокой стойкостью к различным внешним воздействиям отличаются пленки фторлоновых лаков, однако почти полное отсутствие адгезии к стеклу ограничивает их применение.

Для укрепления и защиты поверхности стекла хорошо зарекомендовали себя поливинилацетатиые лаки, особенно модифицированные дибутилмалеинатом.

Определенный интерес для защиты корродированной поверхности стекла представляют поливянилацетатные и полиакрилатные дисперсии. Полиакрилатные водные дисперсии типа Primal (марки WS 12,24,30,50), близкие по составу и совместимые с акриловой смолой Paraloid B-72, рекомендованы для укрепления и защиты археологического стекла.

Хорошие результаты дают органосилоксановые олигомеры, особенно в сочетании с другими полимерами. Так, надежную защиту поверхности стекла обеспечивает композиция следующего состава, ч. (масс.):

Акриловый сополимер Б МК-5 — 7

Метилфенилсилоксановая смола К-9 — 2,5

Фторопласт Ф-26л, Ф-42 — 0,5

Этилацетат — 90,0

Каждый компонент растворяют отдельно в части растворителя и растворы смешивают. Пленка лака обладает высокой адгезией к стеклу, стойкостью к тепловому и световому воздействию, а также к водной обработке. После длительного старения сохраняет растворимость в ацетоне, этилацетате и других растворителях.

Полимеры, применяемые для мастиковок и восполнения утрат стеклянных экспонатов должны иметь высокую адгезию, а также близкие к стеклу коэффициенты термического расширения и показатели преломления. Этим требованиям удовлетворяют некоторые эпоксидные и полиэфирные смолы, ПБМА и другие акриловые полимеры. Так, рекомендуется использовать доделочную массу на основе цианакрилатного полимера, в которую вводят наполнители (стеклянные микросферы, аэросил) и пигменты. Наполнители и пигменты замедляют отверждение массы, поэтому в сухую массу вводят 1—2 % порошка норакрила, что способствует более полному и быстрому протеканию реакции отверждения. Такая доделочная масса обладаем оптическими характеристиками, близкими к характеристикам стекла.

Для мастиковок и восполнения утрат стекла можно применять составы на основе кремнигйорганических олигомеров, например следующий состав, %:

Акриловый сополимер (БМК-5, 40БМ, 80БМ) — 20

Метилфенилсилоксановая смола К-9 — 20

Аэросил — 10

Тетраэтоксисилан (или этилсиликат 40) — 20

Этилацетат — 30

Смесь компонентов выдерживают в закрытом сосуде до получения гомогенной прозрачной массы, после чего наносят на подготовленную поверхность стекла тонким слоем несколько раз с промежуточной сушкой 3—4 ч. Через 1—2 сут масса приобретает высокую твердость и может быть обработана при необходимости механическим способом.

 

Первоисточник: 
ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.