ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

При реставрации изделий из золота и серебра одним из способов соединения фрагментов является пайка. В древности соединение фрагментов изделий осуществляли через амальгаму соответствующего металла. При осторожном нагревании в этом случае образуется единая структура металла. Трудно ожидать возрождения этого способа из-за высокой токсичности паров ртути, но считают, что именно в этой технологии скрыт секрет изготовления изделий с разнообразными накладными украшениями (например, зернью).

Для изделий из золота и серебра рекомендуют специальные ювелирные припои (табл. 29), содержащие золото или серебро в качестве основы и присадки ряда металлов (мель, цинк, кадмий, олово) для придания припоям различных технологических свойств.

Таблица 29. Состав и свойства припоев на основе серебра и золота

Проба припоя

Содержание компонентов, %

Температура начала плавления,
°С
Температура полного расплавления,
°С
Ag
Аu
Си
Zn
Cd
Ni
Припои для серебра
ПСр 80
80
12,4
7,6
780
800
ПСр 70
70
26,4
3,6
745
765
ПСр 60
60
24,8
15,2
700
720
ПСр 50
50
50
779
850
ПСр 50К
50
16
16
18
650
670
ПСр 25
25
40
35
745
775
ПСр 10
10
53
37
815
850

Припои для золота желтого цвета

ПЗл 375
37,5
37,5
25,0
840
860
28,5
37,5
30,0
4,0
800
820
11,0
37,5
43,0
8,5
820
840
ПЗл 500
30,0
50,0
20,0
840
860
25,0
50,0
18,7
6,3
800
820
20,0
50,0
20,0
10,0
760
780
25,0
50,0
16,0
1,6
7,4
720
740
ПЗл 583
18,0
58,3
15,0
8,4
800
820
16,0
58,3
20,6
4,6
820
840
12,5
58,3
26,2
3,0
10,0
760
780
ПЗл 750
3,0
75,0
Ш,0
12,0
720
740
6,2
75,0
10,4
1,5
6,9
740
760
9,5
75,0
9,5
6,0
760
780

Припои для золота белого цвета

ПЗл 583
25-
58,3
16-
1100
1100
23
 
 
 
18
 
 
 
32-
58,3
2,6
8-
900
1000
23
 
 
 
12
 
 
 
58,3
23,5
6,0
12,2
850
900
14,7
58,3
11,0
8,0
8,0
840
860
ПЗл 750
13,0
75,0
12,0
900
1100
10,5
75,0
4,5
10,0
800
1000
75,0
10,0
4,5
10,5
840
880
7,0
75,0
6,0
8,0
4,0
780
820

Изделия из золота могут иметь при равной пробе различный цвет поэтому для их реставрации применяют припои желтого и белого цветов (см. табл. 29).

Для реставрационных целей особенно интересны низкотемнературные припои на основе галлия. Галлий позволяет создавать припои, по co-ставу близкие к золотым сплавам 583-й, 375-й и 750-й пробы с температурами плавления от 450 до 650 °С в зависимости от соотношения компонентов и легирующих добавок. Кроме галлия и золота в состав таких припоев входят медь, серебро, никель, индий, олово. Все припои на основе галлия при затвердевании расширяются, что обеспечивает хорошее заполнение припоем трещин.

Универсальным флюсом для пайки золота и серебра является паста из смеси буры с борной кислотой (1 :1). Для приготовления флюса равные части буры и борной кислоты растворяют в дистиллированной воде и кипятят до выпадения твердой фазы. Полученную смесь растирают до образования тонкой однородной массы, которая и служит флюсом.

Кроме обычных методов пайки с нагреванием изделий или мест пайки пламенем горелки, разработаны методы пайки в электропечи при равномерном нагревании в атмосфере инертного газа (азот) или восстановительном пламени.

Для пайки изделий из золота, серебра, меди и сплавов на их основе применяют термореактивные припои, которые представляют собой механические смеси тонких порошков цинка (60—70%), обезвоженной борной кислоты (11-15%), меди (0,2-15%) и красного фосфора (3-6%). При нагревании участка пайки восстановительным пламенем происходит экзотермическая реакция, при которой цинк взаимодействует с металлом с образованием более легкоплавкого, чем основной металл, сплава, играющего роль припоя. Этот припой хорошо смачивает поверхность металла и затекает, затягивается в узкие щели и трещины.

Первоисточник: 
ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)