Мебелино продает мебель на заказ по индивидуальным размерам недорого Москва цены недорогие!
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Легкая обрабатываемость дерева механическими методами способствовала его использованию с древнейших времен для изготовления предметов искусства, элементов вооружения, памятных и культовых изделий. По мере развития цивилизации расширяется ассортимент применяемых человеком материалов, но дерево и до настоящего времени имеет большое значение как во многих отраслях народного хозяйства, так и в народных промыслах и искусстве. Деревянная скульптура и мебель не только украшает интерьеры зданий, но часто является обязательным элементом убранств парков и садов.

При реставрации изделий из дерева их очищают от старых покрытий отбеливают, антисептируют, окрашивают, покрывают лаками и краска' ми, отделывают другими материалами.

5.4.1. СРЕДСТВА ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ

Старые покрытия удаляют в ходе реставрации в том случае, если они нанесены при ранее выполненной реставрации, значительно разрушены, под покрытием частично скрыта текстура древесины, имеются дефекты поверхности. Старые покрытия удаляют растворителями, смывками или всухую механическими способами — специальными инструментами в шлифовальными шкурками. Следует начинать с наиболее простых и слабых растворителей — уайт-спирита, этилового спирта, нашатырного спирта. Если с помощью этих растворителей не удается снять покрытие, переходят к более эффективным растворителям или их смесям (смывкам).

Наиболее широко применяется смывка АФТ-1, с помощью которой удаляют смоляные и нитратцеллюлозные покрытия.

Для удаления покрытий на вертикальных и сложнопрофилированных поверхностях пригодны консистентные и пленкообразующие смывки, например пастообразная смывка следующего состава, %:

Этилцеллюлоза — 10

Стеарин (парафин) — 30

Спирто-ацетоновая смесь (1:1) — 60

Спирто-ацетоновая смесь частично может быть заменена другими растворителями — эфирами, хлорированными углеводородами и др.

В качестве медленно действующих растворителей рекомендованы смывки на основе пленкообразующих полимеров — ПВА, ПВС, латексов каучуков. Консистентная смывка из ПВАД, содержащая 1-5% глицерина в качестве антиадгезива и 3—5 % органического растворителя, после испарения воды и растворителя образует на очищаемом изделии эластичную пленку, включающую растворенное загрязнение или покрытие, которое удаляется вместе с пленкой.

Поверхность древесины, не имеющую защитного покрытия, можно очистить и обеспылить кусочками силиконового каучука, который хорошо вбирает в себя нестойкие загрязнения.

5.4.2. СРЕДСТВА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ БИОРАЗРУШИТЕЛЕЙ

Деревянная скульптура, особенно поступающая на реставрацию после экспонирования на открытом воздухе, бывает поражена комплексом биоразрушителей. Музейные экспонаты поражаются жуками-точильщиками и плесневыми грибами. Для борьбы с биоразрушителями изделия из дерева подвергают фумигационной обработке в герметичных камерах. В качестве фумигантов применяют метилбромид, этиленоксид, а также их смеси; для снижения пожароопасности в это смеси добавляют углекислый газ.

Традиционно для дезинфекции и укрепления древесины, пораженной жуками и плесенью, применяли природные смолы — канифоль, дамару, шеллак, мастикс, сандарак. Растворами этих смол в органических растворителях (скипидаре, спиртах, толуоле, уайт-спирите и их смесях) пропитывали древесину. Эти составы достаточно эффективны, но cсоздают некоторые трудности при дальнейшей работе — склеивании, окрашивании, отделке.

В настоящее время применяют синтетические антисептики - хлор-, фтор- и борсодержащие препараты, четвертичные аммониевые соли. Для борьбы с биоразрушителями в музейных экспонатах из древесины могут быть использованы выпускаемые промышленностью препараты Пентабос (смесь пентахлорфенолята натрия, борной кислоты и кальционированной соды), Древотокс, Антишишелин, Аэроантимоль, Супромит, Супрозоль, Ксиламон. Эффективными антисептиками являются 3—5 %-е спиртовые растворы тимола, 1-2%-е спиртовые растворы катамина АБ, растворы n-дихлорбензола.

Летные отверстия в дереве после антисептирования заделывают шпатлевкой, состоящей из 2 ч. (масс.) пчелиного воска и 1 ч. (масс.) канифоли с добавлением небольшого количества гипса и пигмента. Шпатлевку вводят в отверстие или в расплавленном виде (горячим шпателем) , или в виде пасты, приготовленной на скипидаре.

5.4.3. СОСТАВЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЧАСТИЧНО РАЗРУШЕННОЙ ДРЕВЕСИНЫ

Укреплению подлежат деревянные музейные экспонаты, подвергшиеся воздействию биоразрушителей, а также мебель, претерпевающая физический износ материала в процессе эксплуатации. Укрепление частично разрушенной древесины достигается при глубинной пропитке ee растворами полимеров или мономеров с последующим их отверждением.

Метилметакрилат, метилакрилат, стирол под давлениемили при вакуумировании вводят в древесину на всю глубину экспоната и полимеризуют нагреванием или под действием γ-излучения.

Из полимеров для пропитки применяют ПБМА, ПВА, сополимеры стирола с акрилатами. Растворы этих полимеров имеют различную проникающую способность, укрепляющий эффект достигается при введении 25—30% полимера к массе древесины.

Кремнийорганические олигомеры часто используют в сочетании с другими полимерами. Так, хорошие результаты дает тройная смесь: метилфенилсилоксановый олигомер (К-9, К-47, К-42), акриловый полимер (БМК-5, ПБМА-НВ) или ПВБ и 15-25% по отношению к кремнийорганической смоле полиметилсилазана МСН-7, который является структурирующим агентом. Введение 15—20% такой смеси в частично разрушенную древесину позволяет повысить ее прочность до 80%от прочности свежей древесины.

Не рекомендуется применять для укрепления частично разрушенной сухой древесины водных и спиртовых растворов фенолоформальдегидных смол, так как в ходе пропитки происходит набухание древесины, смолы при полимеризации дают значительную усадку, что вызывает коробление и поперечные разрывы древесины.

5.4.4. СОСТАВЫ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ

При реставрации деревянной мебели, скульптуры, предметов прикладного искусства в первую очередь применяют природные клеи: костный, мездровый, рыбий, казеиновый. Для склеивания твердых и ценных пород древесины рекомендуется применять мездровый клей, в который добавлено 20—40% костного, а для склеивания мягких пород — костный, к которому добавлено 20—40% мездрового. Для предохранения рабочего раствора клея от грибов и бактерий в него вводят антисептики - пентахлорфенолят натрия (2-3%), катамин АБ (1-2%), Нипагин (1-2%).

В реставрации уникальной мебели, маркетри, инкрустации, мозаики Буля, золочения, росписи по дереву применяют рыбий (осетровый) клей. Выпускаемый в виде полупрозрачных эластичных пластинок клей заливают холодной водой для набухания. Через 6—10 ч набухшую массу разминают, разогревают на водяной бане при температуре до 80°С, вводят в нее антисептик (обычно катамин АБ) и фильтруют через марлю.

Раствор выливают на стекло, покрытое целлофаном и высушивают. После сушки получают тонкие листы полупрозрачного желатина, которые можно хранить длительное время. Клей (10—20%-й) из этого полуфабриката готовят растворением желатина в горячей воде на водяной бане. Рыбий клей применяют при температуре 20 °С, в отличие от костного я мездрового, которые используют горячими (50-60 °С).

Казеиновый клей выпускается в виде порошка, в состав которого входят казеин, гашеная известь, фторид натрия, медный купорос. Рабочий раствор клея приготовляют путем затворения водой (1:1, 1:2). Жизнеспособность рабочего раствора клея 3-4 ч. По сравнению с животными клеями казеиновый клей дает более прочное склеивание. К недостаткам казеинового клея следует отнести большую объемную усадку и хрупкость. Кроме того, он может изменять цвет древесины, содержащей танниды (дуб, бук, орех, красное дерево и др.).

В мебельном производстве и реставрации мебели и деревянных экспонатов широко применяют поливинилацетатную дисперсию, которая выпускается готовой к употреблению, нетоксична, отличается хорошей эластичностью и стабильностью клеевого шва. Клеевой шов с особенно высокой эластичностью дает сополимерная дисперсия - сополимер винилацетата с дибутилмалеинатом. Как и животные клеи, поливинилацетатные клеи неводостойки. Клеевые швы растворяются в кетонах и эфирах (ацетоне, этил- и бутилацетате и др.), перхлорэтилене и других органических растворителях.

Для реставрации мозаики, наборного дерева применяют дисперсии СВЭД и ВА-2ЭГА, которые имеют лучшую проникающую способность, чем ПВАД. и примерно такую же адгезию.

Синтетические клеи на основе эпоксидных смол обладают хорошей адгезией к древесине. Использование этих клеев ограничено невозможностью их удаления (необратимые материалы), но они находят применение в реставрации сложных по материалам инкрустаций и мозаик.

Некоторое значение для реставрации имеют клеи на основе мочевино-, меламино- и резорциноформальдегидных смол.

5.4.5. ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ ДЛЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ ИЗ ДЕРЕВА

Для прозрачной отделки мебели, изготовленной из ценных пород древесины (красного дерева, ореха, палисандра, розового дерева, карельской березы и др.) применяют шеллачный лак, для дуба, ясеня — восковую мастику. При обработке светлых поверхностей используют отбеленные шеллак и воск.

Шеллак хорошо растворяется в спиртах, а также в растворах щелочей и солей борной кислоты, может быть совмещен с нитратом целлюлозы. В зависимости от концентрации шеллака в спиртовом растворе различают лаки (20-30%) и политуры (8-15%).

Восковые мастики готовят из пчелиного воска, который расплавляют на водяной бане и смешивают со скипидаром в соотношении 1:2 или 1:3. Для придания восковым покрытиям твердости в них добавляют 15-20% канифоли.

Синтетические защитные покрытия в реставрации музейных экспонатов из дерева не нашли применения, так как они отличаются по оптическим свойствам от покрытий на основе шеллака и пчелиного воска. Интерес представляют покрытия на основе высокомолекулярных полиэтиленовых восков и очищенных парафинов. Спирторастворимые кремнийорганические смолы (К-9, К-42) позволяют модифицировать поверхность без придания ей лаковой поверхности. 5—10 %-е растворы этих смол в этиловом спирте легко поглощаются древесиной, создавая на поверхности влагозащитный барьер и заметно снижая ее загрязняемость. При ртом не искажаются оптические характеристики поверхности.

5.4.6. СОСТАВЫ ДЛЯ КРАШЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ

Для подгонки цвета вновь изготовленных деталей, отдельных участков Древесины применяют анилиновые красители (светопрочные водо- и спирторастворимые), протравы, а также отвары чая, трав, кофе и т.д. Протравы — сульфаты меди и железа (купоросы), дихромат и перманганат калия и другие соли — применяют для имитации таких редких пород древесины, как черное дерево, серый клен и др. Например, для имитации черного дерева древесину бука, груши или граба обрабатывают водными растворами солей железа (сульфата, ацетата и др.); для имитации серого клена древесину березы обрабатывают сначала 5%-м раствором пирогалловой кислоты (гидрохинона, таннина), затем 4%-м раствором сульфата железа. Желтые, розовые и коричневые тона можно получить, обрабатывая древесину березы, клена, ольхи 5—10 %-м раствором фосфата мочевины с последующей термообработкой при 140—160°С.

В табл. 17 приведены составы для протравного крашения древесины.

Таблица 17. Составы для протравного крашения древесины

Вещество
Концентрация раствора,
%

Получаемый цвет древесины

при большом содержании дубильных веществ (дуб, бук, граб, каштан)

при малом содержании дубильных веществ (липа, береза, клеи)

Сульфат железа
2,0
Черный
Серый

Сульфат марганца

2,5
Темно-коричневый
Коричневый

Сульфат железа с дихроматом калия

0,8+0,8
Оливково-коричневый
Оливковый
Сульфат меди
1,0
Коричневый
Светло-коричневый
Хлорид кальция
1,0
Красно-коричневый
Кофейный
Сульфат цинка
2,5
Красно-коричневый
Темно-красный
Дихромат калия
1,5
Коричневый
Желтый
Сульфат магния
2,0
Коричневый
Фиолетовый

Ацетат кобальта с сульфамином

1,0 + 0,5
Оранжевый
Желтый

Сульфат железа с сульфамином

1,0+0,5
Ярко-зеленый
Зеленый

Для отбеливания поверхности применяют 30 %-й раствор пероксида водорода в смеси с 20%-м раствором аммиака (10 : 1) или последовательно обрабатывают поверхность древесины раствором аммиака, а затем пероксидом водорода. Можно отбелить поверхность древесины, обрабатывая ее последовательно 10%-м раствором щавелевой кислоты и 20%-м раствором гидросульфита натрия. Отбеленную поверхность промывают водой и высушивают.

Первоисточник: 
ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.