ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Среди множества органических растворителей, выпускаемых отечественной промышленностью, лишь некоторые нашли применение в реставрации художественных ценностей. Растворители применяют для а) снятия загрязнений и наслоений с экспонатов из различных материалов; 6) приготовления лаков для нанесения на поверхность; в) получения клеев; г) приготовления растворов для пропитки пористых систем.

Вопрос о применении растворителей в реставрации является сложным. В течение многих лет реставраторы руководствовались эмпирическим подходом к их выбору. Этот подход в значительной степени сохраняется и в настоящее время.

Растворители необходимо выбирать по растворяющей способности к веществам, которые необходимо перевести в раствор, относительной скорости испарения, токсичности и пожароопасности. Кроме того, они Должны быть химически инертными. Для определения растворяющей способности растворителей можно пользоваться практическим принципом «подобное растворяется в подобном».

Для установления продолжительности пребывания растворителей на экспонате, т.е. времени испарения их из пленок, необходимо знать Их относительную скорость испарения. Для определения этого показателя существует несколько методов. Наиболее простым является сравнение времени испарения диэтилового эфира — самого легколетучего соединения — с временем испарения растворителя. Обычно берут 0,5 мл диэтилового эфира, наносят на фильтровальную бумагу, фиксируют время его испарения и сравнивают с временем испарения растворителя. Этот показатель дает возможность выбрать наиболее оптимальный вариант воздействия растворителя на материал реставрируемого объекта.

Токсичность растворителей характеризуется предельно допустимой концентрацией (ПДК) их в рабочей зоне производственных помещений при кратковременном воздействии на работающего.

Пожароопасность растворителей определяют по температуре вспышки — наименьшей температуре, при которой пары на поверхности вещества вспыхивают от источника зажигания.

В реставрации масляной и темперной живописи для снятия старых записей, лака, олифы применяют ряд растворителей. Среди них: метилцеллозольв и диметилформамид — токсичные растворители, а также менее токсичные соединения — скипидар, уайт-спирит. На некоторых стадиях консервации и реставрации используют этиловый спирт. Степень воздействия растворителей на произведение определяют реставраторы.

С каменной скульптуры при обработке растворителями удаляют поверхностные загрязнения, различные наслоения и пятна (табл. 5). При послойном снятии загрязнений с каменной скульптуры применяют пленкообразующие растворы полимеров в органических растворителях, преимущественно в этиловом спирте. Происходит размягчение загрязнений и сорбция их образующейся пленкой, которая легко снимается с экспонатов. Растворы в качестве антиадгезива и пластификатора полимеров содержат глицерин, этиленгликоль, полиэтиленоксиды.

Таблица 5. Растворители для удаления загрязнений

Удаляемые загрязнения
Растворители
Жиры, масла

Этиловый спирт, изопропиловый спирт, предельные углеводороды, хлорированные углеводороды

Олифа

Смесь этилового спирта и скипидара, метилцеллозольв

Лаки, природные смолы, полимеры

Ацетон, метилэтилкетон, этиловый спирт, толуол, ксилол

Воски

Скипидар, бензин, уайт-спирит, хлороформ

Воскоканифольные мастики

Смесь этилового спирта с ацетоном, метилцеллозольв

Парафин
Толуол, ксилол
Стеарин
Уайт-спирит, бензин
Масляная краска

Диметилацетамид, диметилсульфоксид

Казеиново-масляная
темпера
Метилцеллозольв

Поливинилацетатная темпера

Этиловый спирт, ацетон, этилацетат

Для снятия лаковых пленок с произведений из дерева и удаления с них пятен используют различные растворители, чаще всего этиловый спирт, скипидар, уайт-спирит. С целью консервации на экспонаты из различных материалов наносят лаковую пленку. Лаки приготовляют из полимеров, наиболее широко применяемых в реставрации, - полибутилметакрилата (ПБМА), поливинилбутираля (ПВБ). Лаковые пленки этих полимеров предохраняют произведения от разрушений. Растворителями являются ацетон, метилэтилкетон, этиловый спирт, этилацетат, бутилацетат.

При получении растворов полимеров следует уделять особое внимание выбору растворителей, в наибольшей степени соответствующих данному высокомолекулярному соединению. Для полимеров существуют «хорошие» и «плохие» растворители. «Хороший» растворитель образует с полимером гомогенную систему в необходимом интервале концентраций. «Плохой» растворитель образует истинный раствор только в определенной области концентраций, за пределами этой области происходит расслоение системы на две фазы. Растворители с высокой растворяющей способностью по отношению ко многим полимерам называются активными.

Полимерные растворы могут быть разбавлены растворителем, который не растворяет данный полимер. Такие растворители называют разбавителями. Они способствуют растворению полимера и снижают вязкость растворов. Эффективность разбавителя оценивается числом разбавления — количеством разбавителя, которое можно добавить в раствор до осаждения высокомолекулярного соединения. Если при растворении полимера в растворителе образуются вязкие растворы, обладающие липкостью, то такие растворы можно использовать как клеи. В процессе реставрации экспонатов из различных материалов находят применение растворы в ацетоне ПБМА или ПВБ. Оба эти полимера безопасны для экспонатов и дают прочные склейки.

Для укрепления пористых материалов известняка, деструктированного мрамора, сырцовых сооружений, известковой лессовой штукатурки, дерева) применяют растворы акриловых и кремнийорганических полимеров в толуоле, ксилоле и смесях этих растворителей со спиртами.

Работа с растворами полимеров ввиду пожароопасности и токсичности многих растворителей в закрытых помещениях требует строгого соблюдения правил техники безопасности.

Смеси растворителей. Для реставрации в последние десятилетия часто применяют такие синтетические полимеры (например, эпоксидные и ненасыщенные полиэфирные смолы), которые при отверждении приобретают трехмерную структуру («сшиваются») и становятся нерастворимыми. Удаление - реставрируемых объектов таких «сшитых» материалов представляет значительные трудности; приходится вызывать их максимальное набухание под действием растворителей и удалять механическим путем. Столь же сложным процессом является удаление с картин старых масляных наслоений, которые со временем потеряли растворимость.

Индивидуальные растворители для данной цели, как правило, непригодны, поэтому приходится пользоваться смесями растворителей. Кроме смесей, составляемых для реставрационных процессов химиками и реставраторами, иногда применяют готовые (выпускаемые промышленностью) многокомпонентные смесевые растворители и смывки (табл. 6), рекомендуемые в лакокрасочной промышленности для снятия трудно удаляемых покрытий. В состав таких смесей входят активные растворители, многие из которых обладают значительной токсичностью и требуют для работы специальных условий. Чаще всего применяют растворители 646 и 647; к последнему для повышения эффективности можно добавлять диметилформамид.

Смеси растворителей нашли широкое применение при реставрации живописи, выполненной темперными красками (РТ - растворители для темперы). С нее удаляют масляные и темперные записи, а также пленки олифы и масляного лака. В настоящее, время используют несколько составов, содержащих растворители разных классов и обладающих разной растворяющей способностью по отношению к веществам, которые можно частично или полностью удалить. Каждая операция по расчистке темперной живописи требует от реставраторов индивидуального подхода - предварительного осторожного испытания состава на «неответственных» участках произведения. Для снижения прочности нерастворимой пленки олифы в результате ее набухания применяют наложение на живописную поверхность компрессов, смоченных растворителями. Если при действии компресса пленка через несколько минут размягчается приблизительно на половину толщины, то растворитель считают пригодным. Если пленка олифы не содержит добавки смол, то для ее удаления применяют смеси ацетон — этиловый спирт (1:1 или 1:2 по объему) или пинен — этиловый спирт (1:1 или 1:2 по объему). Аналогичное действие оказывает обработка пленки олифы смесями ацетон — тетралин (1 :1) и ацетон — метилцеллозольв (1:1). Эти составы удаляют только легко размягчающиеся пленки. Для удаления пленок, которые инертны по отношению к этим растворителям, применяют более сильнодействующие смеси: амилацетат — формальгликоль — тетралин — ацетон — толуол (1:1:1:1:1 по объему) или ацетон — этилцеллозольв — этиловый спирт (1:3:1 по объему).

Таблица 6. Смеси растворителей для трудноудалнемых полимерных покрытий

Название
Состав
Назначение
 
 
компоненты
массовая доля, %
Смывки
СД
1,3-Диоксолан
50

Удаление покрытий на основе полимеризованного масла, фенолоформальдегидных и виниловых полимеров

Бензол
30
Этиловый спирт
10
Ацетон
10
ЛФТ-1
1,3-Диоксолан
47,5
То же
Толуол
28
Ацетон
19,0
Коллоксилин
5,0
Парафин
0,5
Продолжение

Название
Состав
Назначение
компоненты
массовая доля,%
СП-6
Метиленхлорид
70,56

Удаление масляных, алкидных, винилхлоридных, полиакрилатных, меламиноформальдегидных, эпоксидных покрытий

Смола ПСХ-с
11,24
Диоксолан-1,3
9,21
Ксилол
5,62
Уксусная кислота
2,25
Парафин
1,12
СП-7
Мегиленхлорид
75,8
То же
Этиловый спирт
8,4
Аммиак (25 %-й водный раствор)
6,2
Метилцеллюлоза
4
Диэтиленгликоль
2,5
Эмульгатор ОП-7
1,5

Жирные кислоты льняного масла

1
Парафин
0,6
АС-1
Метиленхлорид
85,5
То же
Этиловый спирт
9,5
Уксусная кислота
0,9
Эмульгатор ОП-7
1,7
Ингибитор коррозии
2,4

Растворители для темперы

РТ-1
Ацетон или метилэтилкетон
50

Удаление мягких лаковых и непрочных олифных пленок, масляной записи

Амилацетат
25
Пропиловый спирт
25
РТ-2
Формальгликоль
48

Один из наиболее универсальных составов. Активно действует на линоксиновые пленки, старые темперные записи, которые лежат на первичных защитных пленках. При увеличении содержания этилового спирта и ацетона активность состава повышается

Толуол
27
Ацетон
20
Этиловый спирт
5
РТ-3
Диоксан
25

РТ-3 несколько более активная смесь, чем РТ-1, но наличие диоксана увеличивает ее токсичность

Ксилол
20
Пропиловый спирт
20
Ацетон или метил-
15
этилкетон
 
Амилацетат
10
Этиловый спирт
10
РТ-4
Формальгликоль
50

Удаление паковых пленок и темперных записей

Ацетон
45
Этиловый спирт
5
РТ-5
Ацетон
45

Состав очень активен по отношению к старым олифным пленкам и другим трудноудаляемым покрытиям

Формальгликоль
20
Изоамиловый спирт
20
Уксусный ангидрид
10
Этиловый спирт
5
Продолжение

Название
Состав
Назначение
компоненты
массовая
доля, %
Смесевые растворители
Растворитель 646
Толуол
50

Удаление покрытий на основе нитратцеллюлозных, эпоксидных, кремнийорганических пленкообразователей

Бутиловый спирт
15
Этиловый спирт
10

Бутилацетат (или амилацетат)

10
Этилцеллозольв
8
Ацетон
7
Растворитель 647
Толуол
41,3

Удаление нитратцеллюлозных покрытий

Бутилацетат
29,8
Этилацетат
21,2
Бутиловый спирт
7,7
Растворитель 648
Бутилацетат
50

Удаление нитратцеллюлозных полиакрилатных, бутилметакрилатных, эпоксидных покрытий

Бутиловый спирт
20
Толуол
20
Этиловый спирт
10
Растворитель 649
Ксилол
50

Удаление нитратцеллюлозных и глифталевых покрытий

Этилцеллозольв
30
Изобутиловый спирт
20
Растворитель Р-4
Толуол
62

Удаление полиакрилатных и перхлорвиниловых покрытий

Ацетон
26
Бутилацетат
12
Растворитель Р-40
Толуол
50

Удаление эпоксидных покрытий

Этилцеллозольв
30
Ацетон
20
Первоисточник: 
ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)