ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Одно из основных правил реставрации — минимальное вмешательство в жизнь памятника — настоятельно требует применения реставрационных материалов, способных длительно противостоять процессу старения. Многие природные материалы — пигменты, пленкообразователи, применявшиеся в древнерусской живописи, прошли проверку времени, обеспечили длительную сохранность живописи.

Обычно рассматривается долговечность полимерного материала, достаточная для времени эксплуатации данного предмета. Это время измеряется годами, в лучшем случае десятилетиями. Например, противокоррозионное атмосферостойкое покрытие газо- и нефтепроводов необходимо рассчитывать на срок их службы — 25 лет. Предметы домашнего обихода, с учетом изменяющихся стилей и моды — на 5—10 лет. Использование для этих объектов более долговечных полимеров экономически не оправданно.

Некоторые природные полимеры при оптимальных условиях эксплуатации имеют достаточно большую долговечность. Так, столетиями сохраняются в произведениях искусства осетровый клей, камеди, темперные краски на различной основе, изделия и краски на основе воска.

Синтетические полимеры характеризуются значительно более ограниченным сроком службы, чем вещества, входящие изначально в состав материалов произведений искусства. Для многих полимеров в литературе приводятся несопоставимые данные по старению, так как обычно исследуют конкретное соединение в определенных, избранных для данной работы условиях искусственного старения. Механизмы старения полимерных материалов сложны и зависят от взаимовлияния многих факторов. Процессы старения усложняются релаксационными процессами и неопределенной рекомбинацией продуктов деструкции полимеров. Все многообразие этих факторов практически не может быть учтено при искусственном старении материалов. Отчасти поэтому обычно трудно сопоставлять результаты искусственного старения полимеров по различным работам. Следует предостеречь от прямого переноса данных, полученных при искусственном старении полимера, на реальные условия эксплуатации. В то же время натурные испытания не всегда можно провести вследствие их длительности.

Изменение эксплуатационных характеристик полимера в процессе старения (естественного или искусственного) обычно фиксируют по снижению различных физико-механических показателей: прочности при разрыве и изгибе, эластичности, твердости, прозрачности, изменению структуры и химической природы по данным ИКС, ЯМР и т.д. При постановке конкретной задачи можно ограничиться одним обобщающим показателем: оптическими свойствами (прозрачность, отражательная способность) или характеристикой поверхности (смачиваемость, меление).

Показателем старения пленок полимерных материалов может также служить их гидрофобность. Проведены сравнительные испытания большой группы применяемых в реставрации полимерных материалов и некоторых композиций традиционных полимеров скремнийорганическими соединениями (табл. 4). Образцы — стеклянные пластинки с нанесенными покрытиями различных полимерных материалов — были подвергнуты ускоренному старению при облучении УФ-светом ртутно-кварцевой лампы в течение 100 и 200 ч при температуре облучаемой поверхности 40 °С, Гидрофобность определяли по краевым углам смачивания θ.

Та6лица 4. Результаты старения природных и синтетических полимерных реставрационных материалов при воздействии УФ-света

Материал Краевой угол смачивания Коэффициент изменения
исходный
θ°1
после 100 ч старения
θ°2
после 200 ч старения
θ°3
θ°2/θ°1 θ°3/θ°1
Осетровый клей 70 52 0,74
Мездровый клей 79 50 0,63
Яичный желток 78 58 0,74
Сополимер винилацетата с этиленом
СВЭД 60 19 0,31
ВА-2ЭГА 60 22 0,36
Сополимер этилена с ПВС
СЭВС 49 15 0,30
ПВС 56 8 0,14
ПВА 49' 18 0,36
ПБМА 84 50 20 0,59 0,23
ПБМА + К-9 (50 + 50) 96 90 86 0,94 0,89
ПБМА + КО-921 (99 + 1) 94 92 90 0,98 0,96
ПБМА + КО-921 (90 + 10) 98 96 94 0,98 0,96
БМК-5* 77 26 16 0,33 0,21
БМК-5* + К-9 (80 + 20) 96 92 69 0,96 0,72
БМК-5* + К-9 (50 + 50) 98 94 86 0,96 0,88
БМК-5* + К-9 (20 + 80) 98 96 92 0,98 0,94
АБЦ 69 14 0,20
АБЦ + К-9 (50 + 50) 96 77 70 0,94 0,80
АБЦ + К-9 (80 + 20) 90 86 68 0,95 0,75
Эпоксидная смола ЭД-6 90 42 30 0,46 0,33
ЭД-6+КО-921 (99 + 1) 92 86 80 0,93 0,86
Фторопласт Ф-4Н 92 90 89 0,98 0,97
Состав КБФ 92 90 90 0,99 0,98
К-9 98 96 94 0,98 0,96
КО-921 98 97 96 0,99 0,98
МСН-7 98 98 96 1,00 0,98
* БМК-5 — сополимер бутилметакрялата с метакриловой кислотой.

По данным табл. 4 можно сделать вывод о достаточной стойкости к световому старению осетрового клея и яичного желтка, несколько меньшей стойкости мездрового клея и довольно низкой стойкости таких распространенных реставрационных материалов, как СВЭД, ВА-2ЭГА, СЭВС, ПВС, ПВА, АБЦ, БМК-5, эпоксидная смола ЭД-6. Несколько большей стойкостью обладает ПБМА, но пленки из ПБМА через 200 ч воздействия УФ-света практически теряют защитные характеристики.

Известна высокая стойкость к внешним воздействиям покрытий их фторопластов и кремнийорганических материалов. Так, пленки из фторопласта Ф-4Н, кремнийорганических соединений КО-921, МСН-7, К-9 под действием УФ-излучения практически остаются неизменными.

Введение в полимерный материал даже небольших количеств КОС (1—5%) повышает их стойкость к старению; особенно эффективно защитное действие полимерных пленок, содержащих 10-20% КОС.

На основе полученных данных были созданы защитные композиционные лаки для живописи. Так, композиция, состоящая из акрилового полимера БМК-5 и кремнийорганической смолы в смесевом растворителе (пинен — ксилол) по своим оптическим характеристикам не уступает лакам из природных смол, но значительно превосходит по светостойкости, стойкости к действию кислот и щелочей, обратимости.

Подобными же свойствами обладают некоторые композиции на основе сополимеров метакриловой кислоты и ее эфиров с фторопластами и КОС (составы КБФ: 10-30% смолы К-9, 60-80% сополимера БМК-5,2-10% фторопласта Ф-42-12).

Как правило, добавление КОС к карбоцепным полимерам приводит к замедлению их старения и улучшает физико-механические характеристики образующихся покрытий.

Первоисточник: 
ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)