ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Введение. ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ ИХ СТАРЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ

Памятники истории, культуры и музейные экспонаты это исторически ценные или памятные здания и сооружения, произведения искусства (живопись, скульптура и др.), изделия народных промыслов, мемориальные вещи, документы, книги, предметы быта, характеризующие прошлое народов, археологические находки, ювелирные изделия. Памятником истории и культуры в равной степени могут быть пирамиды Мексики и Египта, средневековая крепость, дом рядовой застройки в исторической части города, кожаный чум или войлочная юрта. Лоскуток ткани с орнаментом и костяная игла, монета с едва заметной чеканкой и ювелирные украшения прошлых эпох и современные, кованый гвоздь и компьютер - одинаково достойны соседствовать в музее. Предметы технического творчества являются особенно редкими экспонатами, так как при переходе на новый уровень технологии исчезают. Именно поэтому интересны такие национальные исторические памятники, как поднятый со дна моря шведский деревянный корабль «Ваза», корабль Ф. Нансена «Фрам», революционный крейсер «Аврора», Эйфелева башня в Париже, многие мосты и вокзалы, плотины и здания ГЭС (например, Волховской). Для них строятся здания музеев, разрабатываются специальные технологии реставрации и меры поддержания сохранности, ведется целенаправленный поиск консервантов.

Памятники деревянной архитектуры, деревянные элементы конструкций в каменных зданиях и сооружениях, изделия художников, скульпторов, народных умельцев из дерева не только отражают особенности технологии их создания, но и являются художественными ценностями. Поэтому их сохранению следует уделять большое внимание.

Документы и произведения на бумажной основе (книги, рукописи, рисунки, гравюры и т.д.), изделия из тканей широко представлены в библиотеках, архивах и музеях. Их сохранение и реставрация часто вызывают особые трудности из-за недолговечности и особой ранимости этих материалов и предметов из них.

Сохранность памятников истории и культуры сильно различается. Нередко памятники сохраняют в том виде, как они дошли до нашего времени, в некоторых случаях их приходится воссоздавать, т.е. восстанавливать их внешний облик на какой-то определенный исторический момент.

Памятники истории и культуры могут быть созданы практически из любых обычных и редких материалов. Наиболее характерная особенность всех памятников истории, культуры и музейных экспонатов — большая или меньшая степень разрушенности или измененности материалов, из которых они созданы. Эти изменения материалов, которые можно назвать «старением», связаны как со свойствами самих материалов (перекристаллизация стекла, медленная полимеризация некоторых природных материалов), так и с внешними природными воздействиями (изменение температуры и влажности, ветровая эрозия, световое старение). В последние десятилетия особенно большое влияние на все материальные объекты, в том числе и на памятники истории и культуры, оказывают изменившиеся экологические условия (состав воздуха, «кислотные дожди», вибрация от транспорта, антропогенное давление). Хотя процесс старения неотвратим и часто приводит к безвозвратным потерям, но он может быть замедлен, даже приостановлен. Последнее рассматривается как основная задача реставрации и консервации.

Важно сохранить не только внешний облик памятника, но и материал, из которого он изготовлен. Замена материала (изготовление макета, муляжа) приводит к утрате технологических особенностей создания данного объекта, характеризующих подлинность и индивидуальность техники работы автора данного произведения.

Устранить влияние многих факторов разрушения, связанных с общей экологической обстановкой, практически невозможно, поэтому особенно важно проводить различные консервационные и реставрационные работы, нейтрализующие это влияние: химическое укрепление частично разрушенных материалов, защиту их от воздействия солнечной радиации, кислотных окислов в воздухе и воде, биологических разрушающих факторов. Существенной является работа по сохранению целостности объекта реставрации: консолидация, соединение фрагментов, обобщение руинированных стен или листов бумаги способствует восстановлению механической прочности, способности противостоять дальнейшему разрушению.

Различные работы, осуществляемые для предотвращения дальнейшего разрушения и создания условий для длительного сохранения памятника, определяются как реставрация, консервация и воссоздание.

Слово реставрация происходит от латинского restauratio — восстановление. В широком смысле реставрация охватывает все виды работ, направленных как на сохранение произведения искусства или памятника архитектуры, так и на максимально возможное выявление его первоначального облика. В узком смысле реставрация — это укрепление материалов памятника, способствующее продлению его жизни, и устранение позднейших наслоений, искажающих его исторический и художественный облик.

Современная реставрация опирается на ряд положений, обобщенных в Венецианской международной хартии по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест (1964 г.), ряде законов и постановлений Советского правительства. Теоретическое обоснование значимости сохранения культурного наследия, принципиальных основ реставрации дано в трудах И. Э. Грабаря, Д. С. Лихачева, Н. В. Перцева, В. В. Филатова и др.

Консервация — от латинского conservation— сохранение, сбережение памятника, музейного экспоната в дошедшем до нас виде с позднейшими историческими напластованиями. Консервация оставляет неприкосновенной его подлинность и не грозит уничтожением каких-либо его элементов, ценность которых пока еще не ясна, но может быть выявлена в будущем.

Консервация зданий-памятников имеет много общих черт с обычным ремонтом (бытует термин «ремонтно-реставрационные работы»). Обязательным условием консервации является максимальное сохранение подлинного материала памятника, в том числе и в значительной мере разрушенного. Если неизбежна частичная замена подлинного материала памятника, то при реставрации необходимо применять материалы не современные (которые часто просто несовместимы со старыми) , а по возможности близкие к тем, которые использовались при создании самого памятника.

Вопросы защиты и укрепления частично разрушенных материалов памятников разрабатываются с учетом необходимости длительного сохранения объекта специалистами-химиками, работающими в различных реставрационных организациях и научно-исследовательских учреждениях. Современная химия дает реставраторам набор эффективных средств, позволяющих осуществить консервацию памятников из таких недолговечных материалов, как древесина, бумага, гипс.

Реконструкция (от латинского reconstructio) — перестройка, восстановление) и воссоздание — это восстановление некоторых утраченных частей памятника, которое бывает допустимо только в исключительных случаях. Примером воссоздания может служить уничтоженный фашистами в годы второй мировой войны и поднятый из руин дворцово-парковый комплекс Петродворца в пригороде Ленинграда.

Реставрация, консервация, воссоздание — все это этапы единого процесса, результатом которого должно быть продление жизни памятника истории и культуры.

Обязательным этапом реставрационных работ является материаловедческое исследование объекта реставрации. На этом этапе выявляется не только состав материалов и технология их применения, но и одновременность или разновременность создания памятника, возможности целенаправленного воздействия на частично разрушенные или изменившиеся материалы, из которых он создан.

На основании предварительного исследования материалов и состояния памятника разрабатывается план реставрационных работ. Обычно в эти работы входит очистка от загрязнений или позднейших наслоений, антисептическая обработка, укрепление частично разрушенных материалов и различные работы, зависящие от специфических особенностей реставрируемого объекта.

Таким образом, реставрационный процесс включает искусствоведческий и материаловедческий анализ, выбор способов направленного воздействия на материалы реставрируемого объекта, прогнозирование его дальнейшей судьбы и границ продления срока его «жизни».

Первоисточник: 
ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.