ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Юдин В.Ю.

В статье подробно описываются этапы и технология процесса реставрации деревянного иконостаса. Рассматриваются основные типы повреждений и методы их устранения, даются полезные рекомендации по восстановлению деталей иконостаса, а также рецептура некоторых составов для обработки различных поверхностей из древесины, позолоты и лаковых покрытий.

При восстановлении деревянного иконостаса реставраторы ставят задачу возвратить изделию первоначальную форму и целостность всех соединений. На практике работы по реставрации деревянного иконостаса подразделяются на реставрацию внешней отделки (позолоты, окраски); столярный ремонт (каркаса иконостаса, царские врата и т.д.); реставрацию резьбы и отдельных элементов иконостаса.

До начала работы по реставрации позолоты, каркаса или резьбы деревянного иконостаса производится предварительное обследование технического состояния объекта, определение особенностей техники и художественного стиля, подлинности элементов иконостаса, наличия подновлений и переделок.

Результаты обследований оформляются дефектной ведомостью, одновременно производится протокольно – документальная фотофиксация объекта. Для составления реставрационного задания подбирается оптимальный метод реставрации и консервации деревянных элементов. А также составляется технологическая схема, определяется объем работ, особенности консервации реставрации или предстоящего воссоздания деревянных элементов иконостаса.

Чаще всего подвергается реставрации внешняя отделка каркаса и резьбы иконостаса, а именно восстановление золоченой поверхности или непрозрачной окраски.

Основными видами разрушения золоченых поверхностей, как внутренних, так и наружных, являются расслоение поверхности золота, вспучивание грунта, осыпание грунта и позолоченного слоя.

Нестойкие поверхностные загрязнения удаляются сухим способом: кистью, пылесосом, белым сухим хлебом. Вся предварительная чистка выполняется с предосторожностью, не затрагивая мест осыпания позолоты или грунта.

На подготовительной стадии работ проводится пробная расчистка. В сложных случаях выполняются разносторонние лабораторные анализы, результаты которых прикладываются к акту технического состояния. Перед началом работ по каждому технологическому процессу необходимо взять пробы с целью проверки материалов и методики применительно к данному объекту, данным условиям. Это диктуется тем, что качество реставрации определяется не только квалификацией мастера-реставратора, точностью соблюдения требуемого технологического процесса, но и зависит от температурно-влажностного режима, качества материалов, их физико-химических и механических свойств, а также от химической активности тех веществ, которые со временем наслоились на предмете или проникли в трещины и поры поверхности.

Процесс снятия старой позолоты требует тщательного предварительного обследования, выделения участков, не требующих реставрации, закрепления сохраняемых частей и осторожного ведения очистки ветхой позолоты. Позолота снимается вручную путем натирания поверхности наждачным водоустойчивым полотном с применением воды. Отходы собираются тряпками в ведра с последующим переливанием их в специальные металлические баки, куда также складываются тряпки и отработанное наждачное полотно.

Вода процеживается через плотную ткань, лучше парусину, которая также поступает в специальный бак для отходов. Емкости для отходов закрывают и пломбируют для отправки их к месту переработки.

В трудных случаях, когда старое золото невозможно снять указанным способом, применяются стальные скальпели или скребки.

Перед закреплением позолоты рекомендуется внимательно просмотреть ее состояние, учитывая следующие положения:

1. Позолота с волосяными трещинами закреплению не подлежит, только промывается.

2. Позолота с трещинами от 0,5 мм и более и небольшим отслаиванием закрепляется с предварительной промывкой.

3. Позолота, сильно разрушенная и легко отстающая при прикосновении, сначала закрепляется, а затем промывается.

В помещениях, не подверженных действию сырости, возможно применение для закрепления позолоты высококачественного животного клея – технического желатина, рыбьего или высококачественного мездрового клея. Закрепление рекомендуется производить в два приема – сначала полужидким клеем концентрации 8-10%, а затем клеем более высокой концентрации – 15-20 %.

Для приготовления слабого раствора клея на 1 литр воды берут 80-100 г сухого клея, для концентрированного на 1 литр воды – 150-200 г клея. Для слабого клеевого раствора из желатина на 1 литр воды берут 50 г желатина, а для крепкого – 100 г. Причем пользоваться нужно теплым раствором (+30 градусов).

В клеевой раствор добавляют противогнилостное вещество-антисептик (четырехпроцентный водный раствор формалина или карболовой кислоты).

Четырехпроцентный раствор формалина добавляют в слабый клеевой раствор – на 1 литр 2 куб.см., а в концентрированный – 4 куб.см.

Формалин добавляется перед началом работы и повышает водостойкость клея. Карболовую кислоту (кристаллическую) вводят 2-4 г. Перед добавлением в клеевой раствор кислоту разводят в небольшом количестве воды. При закреплении позолоты клеевым раствором пользуются шприцом или тонкой, мягкой волосяной кисточкой (второй способ более удобен).

На место трещины клей наносится аккуратно, без затечек его на позолоту. Удаление излишков клея с позолоты после ее укрепления должно производиться до полного высыхания клея в трещинах через 6-8 часов.

Клей с поверхности удаляется мягким тампоном, слегка смоченным теплой водой. Не следует для мытья применять сильно смоченный водой тампон, так как клей не водостоек, и обильное смачивание приведет к отставанию позолоты.

Одним из способов сохранения древней позолоты является промывка сохранившихся частей. В начале работы над промывкой с поверхности золоченых элементов удаляется пыль и грязь. Очистку от пыли и грязи производят пылесосом, мягкой щеткой или кистью.

Способ промывки зависит от видов золочения, описание которых приведено ниже. Для промывки позолоты, выполненной на лаке «мордан», применяют промывку теплой (не выше +30 градусов) водой с детским (безщелочным) мылом при помощи кисти или морской губки.

После промывки поверхность протирается тампоном из ваты, однако водой обильно не смачивают, чтобы не повредить подстилающие слои. Таким же способом промывки пользуются при промывке позолоты, выполненной на полименте.

Для промывки позолоты, выполненной гальваническим либо горячим (огневым) способом по металлу, пользуются следующим методом. Сначала нужно снять, если возможно, детали и промыть в десятипроцентном теплом растворе каустической соды. Затем детали опускаются в кипящую воду и промываются с мылом при помощи кисти. Затем детали опускают в теплый пятипроцентный раствор серной кислоты и через 2-3 минуты вынимаются и опускаются в кипящий раствор, приготовленный из 100 г поташа, 100 г очищенной соды, 150 г нашатырного спирта и 150 г мелко наструганного мыла на одно ведро воды. Затем деталь промывают в чистой проточной воде и протирают ветошью.

Далее промываемую поверхность смачивают с помощью кисти раствором и выдерживают 5 минут. Состав раствора: воды – 100 частей, щавелевой кислоты –50, денатурата-спирта – 50, скипидара – 25 частей по объему. Затем промывают горячей водой со стиральным порошком, а после – чистой водой из пульверизатора.

Основными видами разрушения непрозрачной окраски являются: отслаивание слоя краски; появление трещин, складок, морщин на поверхности изделия; шероховатость и т.д.

Местные повреждения непрозрачной окраски исправляют, не снимая всего покрытия. С поврежденных мест тщательно удаляют остатки краски, расчищают эти места по краям и выполняют обычную отделочную подготовку, т.е. производят грунтование, шпаклевание и шлифование. После этого два-три раза окрашивают исправляемые места краской, точно подобранной под цвет старой окраски. При этом полезно освежить одноразовым покрытием всю поверхность, предварительно очистив старое покрытие от загрязнений и пыли. Если непрозрачная окраска имеет значительные повреждения во многих местах, ее полностью удаляют, размягчив краску водным раствором нашатыря или другого химиката.

Местные повреждения лаковых покрытий редко удается устранить настолько, чтобы исправления оставались совершенно незаметными. Всё же такие исправления делают, причем, в заключение освежают всю поверхность. При больших повреждениях снимают старое покрытие целиком.

Реставрация каркаса иконостаса, царских врат и других элементов состоит из разборки, изготовления утраченных частей, сборки, склеивания и отделки. Изделие в ослабленной его части разбирают, очищают шипы и гнезда от старого клея, узел собирают вновь и заново склеивают. В тех случаях, когда соединение нуждается в дополнительном креплении, применяют расклинивание, вставку шипа в гнездо вместе со стружкой, вклеивание угольника (бобышки) в угловое соединение, накладку металлического угольника. Крепление гвоздями не допускается.

Если же группа деталей соединена прочно и может быть подвергнута обработке в собранном виде, то ее не следует разбирать на составные части. При необходимости разборки изделия, прочные узлы не поддаются расшатыванию и их приходится размачивать с помощью горячей воды. При этом следует действовать аккуратно, узел обкладывают тряпкой, смоченной горячей водой, и закрывают пленкой. Вода постепенно пройдет до клея, и узел можно будет расшатать. При разборке изделия или узла старые нагели высверливают.

Всех случаев реставрации невозможно предусмотреть при описании этого вида работ. Изготовлять новую деталь следует лишь при полной невозможности восстановить старую либо ее утрате.

При реставрации иконостаса царские врата и дверные дьяконские полотна вынимают из проема по необходимости. Если полотно навешено не на съемных петлях, нужно осторожно вынимать карты петель во избежание порчи гнезд. Предварительно необходимо очистить шлицевые канавки шурупов. Отремонтированные полотна удобнее навешивать по старым гнездам, при этом отверстия для шурупов обязательно заделываются нагелями на клею. Привертывать петли в новых местах не следует, потому что на эту операцию требуется много времени, кроме того, старые гнезда трудно заделать так, чтобы они стали совершенно незаметны. Реставрацию дверей следует выполнять по возможности без съема полотен, если они навешены не на съемных петлях. Частичную или полную разборку полотен можно производить только в случаях действительной необходимости, например, при смене бруска или смене вставленной в шпунты филенки.

При поражении гнилью, а также при любом другом повреждении части бруска (или двух смежных брусков) негодную часть вырезают ножовкой и делают наращивание оставшейся части на одинарном шипе. Если причиной реставрации была гниль бруска, необходимо оставшуюся часть бруска и вставку антисептировать.

При реставрации резьбы и отдельных резных элементов иконостаса используют метод сохранившихся элементов декора. Если часть резьбы сохранилась, восстанавливают по ней рисунок поврежденной части и по этому рисунку изготавливают новую резьбу. Расчистив поврежденные места, вклеивают в них новую часть резьбы. Сильно поврежденную резьбу заменяют всю новой.

Восстанавливая резьбу, нужно применять спиливание и выпиливание излишней древесины, а не вырубку. Резание выполняют от руки: при употреблении киянки может оказаться, что новая часть отломится или треснет.

Размер подклеиваемой части детали определяют с помощью бумажного шаблона, вырезанного по контуру образца (существующая деталь, проект). Чтобы резьба выходила точно по форме образца, следует при разметке пользоваться кронциркулем или чертежным измерителем. Резьба на глаз всегда приводит к ошибкам. После того, как с помощью кронциркуля размечены и затем вырезаны основные формы, можно резать уже на глаз.

В заключение следует отметить, что при реставрации деревянного иконостаса нежелательно старые деревянные элементы конструкции превращать в новые, так как это противоестественно. На реставрацию иконостасов нельзя смотреть как на второстепенное дело, малоответственную и легкую работу. Наоборот, процесс реставрации отличается разнообразием приемов работы, требует хороших знаний, опыта и может быть поручен только специалистам высокой квалификации.

Литература:

1. Бродерсен Г.Г. Справочник кустаря: рецепты. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РГР», 1997.

2. Гуськов И.М. Эксплуатация деревянных конструкций и методы устранения дефектов.– Учеб. Пособие /МИСИ им. В.В.Куйбышева, 1982.

3. Инструкция по воссозданию или реставрации позолоты. – М., 1979, Росреставрация.

4. Инструкция по разработке научно-исследовательской и проектно-технической документации для реставрации памятников архитектуры. Том1. Составили Недович Н.Д., Алтухов А.С., Иванов Н.И., Пруцын О.И., и др. – М.,1973

5. И столяр, и плотник: Пособие по мастерству деревянных работ (Сост. Н.Д. Греков). – Спб.Риц « Культ-информ-пресс» совместно с СКФ «Человек».

6. Материалы Останкинского архива: Научно-исследовательская работа Останкинского музея. Реставрационные справки. Саркисов М.З., Михайлов Б.Б.

7. Морозов Н.А. Технология обработки древесины. – М.: Стройиздат,1981

8. Ополовников А.В. Опыт реставрации памятников деревянного зодчества. – М., 1958

9. Пруцын О.И. Реставрационные материалы. Часть1. Учебное пособие. – М., 1997

10. Тимофеева В.А. Ремонт, реставрация и отделка мебели.Гудок,1949

11. Титов А.М. Ремонт деревянных конструкций жилых и общественных зданий. – М., 1964. – Л.,1977

12. Толковый словарь понятий и терминов архитектуры XVIII-XIX вв. Методические рекомендации. Часть1. – М.,1990

13. Шинаев С.Я. Плотницкие работы. Методические рекомендации – М., 1992 Юдин Вячеслав Юрьевич, аспирант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор кафедры реставрации Долгов А.В.

Юдин Вячеслав Юрьевич аспирант УралГАХА; Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор кафедры реставрации Долгов А.В.

Первоисточник: 
Юдин В.Ю. РЕСТАВРАЦИЯ ДЕРЕВЯННОГО ИКОНОСТАСА - Архитектон №13, 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.