Вы можете купить аквагрим в Нижнем Новгороде в нашем интернет-магазине.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

CLXXVII. О работе в комнатах и лоджиях зелёной землёй по сухому.

Когда ты работаешь под лоджиями или под балконами, их не всякий раз приходится исполнять по сырому – часто ты их найдёшь оштукатуренными раньше, чем захочешь расписать зелёной землёй. В таких случаях бери зелёной земли, хорошо смешанной и стёртой с не слишком крепким клеем для грунтовки. Прокрой этим составом два или три раза при помощи толстой щетинной кисти всю поверхность. Когда ты это сделаешь, то после того как высохнет, нарисуй углём таким же образом, как ты это делаешь на доске, и усиль34 свои сцены чернилами или чёрной краской, т.е. виноградным углём, стёртым с яйцом, или, если хочешь, желтком и белком вместе; смахнув уголь, возьми большую чашку или миску, называемую тосканцами "metadella". Положи туда ложку дёду и хорошо сболтай всё вместе. Сделав это, возьми губку, окуни её в эту воду, немного выжми и пройди ею по фону, покрытому зелёным. Затем чёрной акварелью сделай свои тени, нежные, мягкие, воздушные. Далее возьми бели, стёртых и смешанных с указанной выше темперой и сделай по всем правилам искусства пробелку своих фигур. Ты можешь наложить на эти фигуры и другие краски, отличные от зелёной, охру, чинабрезе и орпименто, и при желании украсить каким-нибудь орнаментом и сделать синий фон. Эту работу зелёным ты можешь исполнять и на доске, а также и на стене по сырому, штукатуря и прокрывая зелёной землей и делая пробелку известковыми белилами.

CLXXVIII. Как можно покрыть расписанную зелёной землёй доску лаком.

Найдутся заказчики, которые захотят, чтобы заказанную тебе роспись зелёной землёй ты покрыл лаком. Скажу тебе, что это не принято, и что зелёная земля этого не требует, но всё же, если они этого захотят, удовлетвори их, придерживаясь следующего метода. Возьми оскрёбков пергамента и хорошо прокипяти их с чистой водой так, чтобы получилась обычная, т.е. клеевая темпера; осторожно и легко прокрой этим клеем толстой беличьей кистью свои фигуры или сцены и вообще всё, что тебе нужно прокрыть лаком. Когда прокроешь этим очень чистым прозрачным, дважды процеженным клеем, дай твоей работе просохнуть в течение трёх или четырёх дней. Затем можешь спокойно покрывать всё лаком и увидишь, что зелёная земля воспринимает лак так же, как и другие краски.

CLXXIX. Как раскрашенное человеческое лицо вымыть и очистить от краски.

Иногда случается, что упражняясь в своём искусстве, тебе придётся раскрашивать и расписывать тело, особенно раскрашивать лица мужчин и женщин; ты можешь изготовлять свои краски, стирая их с яйцом или, для технического грима, с маслом или жидким лаком, который является самым крепким связующим веществом из существующих. Но как ты поступишь, когда потом захочешь смыть с лица эту краску или темперу? Возьми желток и понемногу рукой протирай им лицо. Затем возьми горячей воды, вскипячённой с отрубями, вновь протри лицо желтком и вымой его горячей водой. Делай это столько раз, пока лицо не станет первоначального цвета; больше об этом предмете говорить нечего.

CLXXX. Почему дамы должны воздерживаться от употребления целебных вод для кожи.

Может случиться, что при обслуживании молодых дам, в частности тосканских, тебя попросят указать им краски и эликсиры, которые придают им прелесть и которые они употребляют, чтобы казаться прекрасными. Но падуанки их не употребляют, и я не хочу дать им повод меня упрекнуть; к тому же это не угодно богу и мадонне, почему я об этом умолчу. Тебе же скажу: если хочешь сохранить на долгое время свой цвет лица. Умывайся водой из фонтана, ключа или реки и предупреждаю тебя, что если будешь потреблять что-либо другое, искусственного изготовления, лицо станет в короткое время блеклым, зубы – чёрными; дамы же оттого преждевременно стареют и становятся безобразнейшими старухами, какие только могут быть. И сказанного об этом предмете достаточно.

CLXXXI. Как полезно делать слепки с натуры.

Мне кажется, что о всех видах живописи сказано достаточно. Сейчас хочу коснуться другого, что очень полезно и даст тебе большой навык в рисунке, - изображения и воспроизведения вещей с натуры, называемого ваянием.

CLXXXII. Как делают с натуры слепок лица мужчины или женщины.

Если хочешь получить слепок какого-либо лица мужчины, женщины или старика, то поступай с моделью следующим образом. Во-первых, сбрей бороду, так как борода и волосы воспроизводятся плохо. Возьми душистого розового масла и смажь им лицо толстою беличьею кистью.

Надень на голову берет или капюшон и возьми полосу ткани в ладонь ширины, а длины от плеча к плечу, накрой ею голову поверх берета и пришей её (нижний край) к берету от одного уха к другому. Положи в каждое ухо немного ваты и, оттянув книзу названный край полосы, пришей его к воротнику одежды сбоку у подбородка от половины лица к половине плеча, а свободный конец полосы поверни к передним пуговицам. Сделай то же с другой половиной куска и пришей таким же образом у другого плеча, а конец поверни к середине шеи. Сделав это, положи мужчину или женщину на ковёр, на доску или стол. Возьми железное кольцо шириною в один или два пальца, с зубцами наверху, в виде пилы. Овал этого кольца должен быть на два или три пальца шире и длиннее лица. Окружи этим кольцом лицо человека так, чтобы оно не касалось лица модели, и дай держать это кольцо твоему товарищу. Возьми указанную выше полосу ткани и тяни к середине не пришитые её края, поместив их на зубцы обрамляющего лицо кольца, и закрепи так, чтобы края ткани легли между телом и кольцом, и чтобы от ткани до лица было кругом пространство в два пальца или меньше, в зависимости от того, какой толщины думаешь сделать слепок. И скажу тебе, что теперь ты можешь начинать отливку формы.

CLXXXIII. Каким образом человеку, с лица которого снимают маску, обеспечивают дыхание.

Тебе нужно дать сделать ювелиру две трубки из латуни тили серебра, насколько возможно лёгкие, круглые и более открытые вверху, чем внизу, наподобие (музыкальной) трубы, каждая приблизительно в ладонь длины и в палец толщины. С другого нижнего конца они должны быть сделаны по форме и объёму ноздрей носа, но так, чтобы, входя в них, совсем не раздувать носа. Дай эти трубочки пробуравить от середины до конца частыми мелкими дырочками и скрепить, но у основания, где они входят в нос, они должны быть искусно отдалены друг от друга на расстояние перемычки между ноздрями.

CLXXXIV. Как отливают с живого человека гипсовый слепок, как снимают, сохраняют и выливают из металла.

Когда это сделаешь, заставь мужчину или женщину повернуться и вставь им эти трубочки в ноздри, и пусть они сами их держат рукой. Имей наготове гипс из Болоньи или Вольтерры варёный, свежий и просеянный и миску с тёплой водой. Быстро высыпь гипс в эту воду. Делай это быстро, чтобы гипс скорее загустел, и потому приготовляй его не слишком жидким. Возьми стакан, бери им этот состав и заполни лицо кругом. Наноси состав равномерно и оставь глаза, чтобы закрыть их (гипсом) после покрытия всего лица.

Пусть (человек) держит рот и глаза закрытыми, но без усилия, как то бывает у спящего, и когда гипс нанесён на расстояние одного пальца от носа, дай ему немного отдохнуть.

Дай слепку затвердеть, захвати его осторожно перочинным или другим ножом или ножницами и обрежь кругом пришитую тобою полосу ткани. Аккуратно вынь из носа трубочки, дай человеку подняться, сесть или встать, держа руками слепок, который у него на лице, и осторожно прилаживай лицо, чтобы вынуть его из этой формы или маски. Сняв маску, тщательно её сохраняй. Далее возьми детскую пелёнку и обмотай её вокруг этой формы таким образом, чтобы пелёнка заходила на два пальца за её края. Возьми толстую беличью кисть и смажь всё углубление формы, каким хочешь маслом с большой тщательностью, чтобы как-нибудь на несчастье что-нибудь не попортить; сотри указанным выше способом гипс и, если хочешь, добавь немного порошка толчёного кирпича – это будет ещё лучше. Бери этот гипс стаканами или миской, наливай в форму, держа её на скамейке; когда ты наливаешь состав, другой рукой осторожно стучи по скамье так, чтобы гипс имел возможность равномерно проникнуть во все места, как воск в печать, и чтобы не было ни пустот, ни пузырей. Когда форма сделана и наполнена, дай ей постоять полдня или самое большее день. Возьми молоточек и хорошенько прощупывай и разбивай внешнюю скорлупу, т.е. первую форму, таким образом, чтобы не отбить у слепка ни носа, ни чего-либо другого.

Для того же, чтобы эта форма оказалась при разбивании более хрупкой, прежде чем е наполнять, возьми пилу и надпили форму снаружи со многих местах, но так, чтобы не пропилить насквозь, что было бы очень плохо; надпилив как следует, ты её без труда разобьёшь лёгкими ударами молотка, когда она будет полна. Таким образом, ты будешь иметь изображение, лицо или слепок любого важного сеньора. Знай, что если ты сохранишь первую форму, то с неё можно дать вылить маску из меди, бронзы, золота, серебра, свинца и вообще какого угодно металла.

Имей лишь достаточно мастеров, которые знают толк в плавлении и литье.

CLXXXV. Объяснение того, как можно сделать слепок с обнажённой фигуры мужчины или женщины и как отлить его из металла.

Применяя указанный выше способ с полным мастерством, можешь вылить и сделать слепок с цельной обнажённой человеческой фигуры, подобный встречающимся древним прекрасным статуям. Желая сделать слепок с обнажённого мужчины или женщины, прежде поставь его на дно ящика, который ты велишь сделать в высоту человек до подбородка; этот ящик должен разбираться, с одной стороны, вполовину всей ширины, а с другой – по длине. Прикажи, чтобы от середины плеча, начиная от уха, шла доходящая до дна ящика очень тонкая медная пластинка, которая бы окружала тело обнажённого, не причиняя ему вреда, отступая от него на толщину верёвки. Пластинка должна быть прибита к краю ящика – в месте сшива. Прибей, таким образом, четыре пластинки, чтобы они сходились к середине35, образуя как бы продолжение швов ящика. Затем смажь обнажённого, помести его стоя в ящике, сотри побольше гипса с достаточно тёплой водой и будь с товарищем, чтобы одновременно спереди и сзади обливать фигуру гипсом так, чтобы в то же самое время ящик стал полным, и человек был погружен по горло. Лицо, как я тебе рассказал. Можешь сделать отдельно. Дай гипсу постоять столько времени, чтобы она хорошо затвердел, затем открой и разбери ящик и сделай это так: всунь между краями ящика и пластинками какие-нибудь инструменты или стамески и открой ящик, как бы ты это сделал с орехом, держа с обеих сторон части ящика и сделанного тобою слепка.

Осторожно вынь обнажённого, вымой его хорошенько чистой водой так, чтобы его тело стало розовым. Когда же сделаешь слепок с лица, то можешь таким образом вылить из указанной формы слепок из какого хочешь металла. Но я тебе рекомендую воск. Почему? Да просто потому, что такая форма ломается, не повреждая фигуры, и потому, что ты можешь снимать, добавлять и исправлять там, где у фигуры есть изъяны. После этого можешь приставить голову и выливать всю фигуру целиком. Подобным же образом можешь сделать слепки с отдельных членов, один за другим по частям, а именно: руки, ладони, ноги, ступни, а также птицу, всякого рада зверя, рыбу и прочих животных. Но они должны быть мёртвыми, так как не имеют ни разума, ни выдержки, чтобы стоять послушно и смирно.

CLXXXVI. Как можно сделать слепок с самого себя и затем вылить его из металла.

Следующим образом можешь также сделать ещё слепок с самого себя. Вели приготовить известное количество пасты или хорошо промешанного, чистого и очень мягкого воска, стёртого, как если бы это была мазь; и размажь по очень широкому, как обеденный, столу. Вели поставить его на пол и наложить на него это пасты или воска на толщину с пол-локтя. Вдави в пасту снимаемую часть тела спереди, сзади или сбоку. Если названные паста или воск тебя хорошо охватят, дай аккуратно и прямо так, чтобы не сдвинуть формы, вытянуть тебя из неё; затем дай ей высохнуть и, когда высохнет, отлей слепок из свинца. Подобным же образом сделай другую часть своей особы, т.е. противоположную той, которую сделал, и затем, соединив их вместе, вылей цельный слепок из свинца или другого металла.

CLXXXVII. О том, как делают слепки фигурок из олова, и о, том, как их размножать при помощи гипса.

Если ты снимешь слепки с фигуры из олова или других металлов или если тебе нужно сделать какой-нибудь рельеф для доски, голову человека, льва или другого животного или какой другой небольшой фигуры, смажь её, вдави в воск и выливай из чего хочешь. Дай сделанному тобою из воску слепку высохнуть и затем хорошо смажь его столовым или ламповым маслом. Возьми тонкого или грубого гипса и. смешав с довольно крепким клеем, налей эту массу в форму и дай ей остыть. Когда остынет, немного отдели этот гипс кончиком ножа от формы, затем дуй посильнее в образовавшееся отверстие, и у тебя в руке окажется готовая гипсовая фигура.

Таким образом, можешь их сделать сколько угодно. Знай, что лучше их делать зимой, чем летом.

CLXXXVIII. Как пользуются воском или пастой, делать отпечатки монет.

Слепки с монет36 можешь сделать, отпечатывая их на воске или пасте. Дай оттиснутой форме высохнуть, затем расплавь серы, вылей её в форму – и слепок готов. Если ты захочешь сделать слепки из пасты, то прибавь в неё стёртого сурика, т.е. смешай с пастой порошок сурика, и сделай эту массу, насколько хочешь твёрдой.

CLXXXIX. Как делают отпечатки монет или печатей в воске и золе.

Если захочешь сделать в совершенстве слепок с печати, дуката или другой монеты, придерживайся следующего способа и цени его высоко, так как это превосходная вещь. Приготовь половину или целую миску чистой воды. Возьми полмиски золы, всыпь её в миску с водой и перемешай рукой. Немного подожди и, прежде чем вода станет совсем прозрачной, налей этой мутной воды в другую миску и делай так столько раз, пока у тебя не будет столько золы, сколько тебе нужно. Затем дай миске со слитой водой постоять, пока вода не станет прозрачной, и зола не осядет на дно. Слей воду и просуши золу на солнце или где хочешь. Потом сотри её с растворённой в воде солью и поступай с нею, как если бы это была паста. Затем сделай в этой пасте оттиски печатей, фигурок, монет и вообще всего, с чего ты хочешь сделать слепок. Сделав это, дай указанной пасте понемногу высохнуть, без огня и солнца. Затем выливай на эту пасту олово, серебро или любой другой металл; знай, что указанная паста может выдержать какую угодно большую тяжесть.

…Желаю тем, кто увидит эту книгу, хорошо её изучить, запомнить и работать с прилежанием, живя в мире и поддерживая свою семью…

(Закончена книга сия в лето 1437, июля 31 дня, в Стинке37).

______________

34. Здесь, вероятно, описка, так как стоит forma – образуй, тогда как по смыслу здесь, как и в других подобных же фразах, должна стоять ferma.

35. Т.е. так, чтобы пластинки разделяли ящик по диагонали.

36. Santelena – Santa Elena – золотая или медная монета, имевшая хождение во времена Данте, но здесь это слово употреблено в общем смысле – монета.

37. " Ex Itincarum ". Стинке – флорентийская долговая тюрьма (см. предисловие переводчика).

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.