ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

CXLV. Как пишут на доске и как приготовляют краски с темперой.

Я думаю, что ты сам достигнешь, благодаря опыту, таких знаний, что, увидев этот метод, сумеешь как следует исполнять одежды разного рода. Нам, следовательно, пора перейти к живописи на доске. Знай, что живопись на доске действительно дело достойного человека (gentiuomo); ею можно заниматься даже в бархатной одежде. Правда, станковая живопись (на доске) исполняется совершенно так же, как работа по сырому, за исключением трёх пунктов27. Во-первых, ты всегда должен одежду и дома писать прежде, чем лица; во-вторых, ты должен всегда хорошо смешивать краски с яичным желтком; в-третьих, краски должны быть стёрты тоньше и лучше и жидки, как вода. Начинай всегда, к своему большому удовольствию, писать платье лаком так же, как я тебя научил во фреске. А именно, оставь для первого оттенка цвет самой краски, затем возьми две части лака, а третью – белил. Из этой смеси, приготовленной в виде темперы, сделай три градации тона, мало отличающиеся друг от друга, хорошо приготовь их, как я тебе сказал, и всегда осветляй хорошо стёртыми свинцовыми белилами. Поставь картину перед собой и, заботясь о золоте и гипсовых работах, чтобы они не были повреждены пылью, держи свою работу всегда прикрытой простынёй, чтобы она вышла из твоих рук вполне чистой. Затем возьми сухую беличью кисть и начинай с наложения тёмных красок, выискивая складки одежды тех частей фигуры, где должна быть тень. Обычным образом возьми средний тон, прокрась поверхности и рельеф тёмных складок и начинай выискивать этой краской складки рельефа по направлению к светам фигуры. Затем возьми светлую краску и прокрась рельефы и поверхности светов фигуры. Таким же образом вернись снова с тёмной краской к первым тёмным складкам фигуры и пройди ещё много раз этими красками, прокрывая то одной, то другой из них, со вкусом соединяя их и нежно стушёвывая. При этом у тебя будет время встать от работы, некоторое время отдохнуть и вернуться снова к работе, начатой на доске, так как это нужно делать с большой охотой. Когда ты хорошо прокрасишь этими красками и соединишь их, из светлой сделай другую – ещё более светлую (всегда промывай кисть, когда ты берёшь новую краску), из этой более светлой сделай ещё светлее и так, чтобы одна мало отличалась от другой. Затем тронь чистыми свинцовыми белилами, смешанными, как я тебе сказал, и обработай ими наибольшие выпуклости. Также постепенно сделай и тени, пока не тронешь в наиболее тёмных местах чистым лаком. Позаботься о том, чтобы…?

CXLVI. Как ты должен изображать синие, золотые или пурпуровые одежды.

CXLVII. Как пишут обнажённое тело: лицо, руки, ноги и пр.

CXLVIII. Способ писать мёртвого, волосы и бороды.

?…ную клетку и вообще, где видно обнажённое тело. На стене всё нужно грунтовать зелёной землёй и достаточно прокрыть ею между тенью и телесной краской. На доске же делай подмалёвок обычным способом так, как я тебе советовал писать лицо живого человека; тем же способом тушуй вердаччио, но нигде не употребляй розовой краски, так как у мертвеца не бывает румянца, а возьми немного светлой охры, сделай из неё три тона с обычными темперными белилами и, накладывая каждую из этих телесных красок на её место, хорошо стушёвывай их друг с другом, как в трактовке лица, так и тела; когда ты прокроешь этим тоном, сделай из этого светлого тона другой, ещё более светлый. А в самых высших точках рельефа доходи почти до чистых белил. Обведи все контуры тёмной синопией, смешанной с небольшим количеством чёрной темперы. Ты это назовёшь кровяным цветом (sanguigno); таким же образом пиши разными видами вердаччио и волосы (но так, чтобы они казались не живыми, а мёртвыми)28. Подобно тому, как я тебе показал несколько способов писать бороды на стене, так изображай их и на доске. Указанной выше телесной краской пиши все части тела человека и разумных созданий.

CXLIX. Как ты должен писать раненого человека или рану.

Чтобы изобразить или написать раненого человека или самую рану, возьми чистой киновари и сделай ею подмалёвок там, где ты хочешь изобразить кровь, затем возьми немного хорошего лака, приготовленного обычным способом в виде темперы и сделай тени на крови, её каплях и на ране.

CL. Каким образом пишут на стене или на доске воду с рыбами и без них.

Когда захочешь изобразить воду, реку или вообще любую воду с рыбами или без них на стене или на доске, то на стене возьми того же вердаччио, которым ты делал тени на извести. Изобрази рыб, всегда делая этим вердаччио тень на спине; заметь, что рыбы и вообще все неразумные животные должны иметь тёмное наверху и светлое внизу. После того, как ты сделал тени вердаччио, покрась внизу, на стене известковыми, а на доске свинцовыми белилами; сделай потом тем же вердаччио кое-где тени как на рыбах, так и по всей поверхности. Если же тебе захочется сделать особенную рыбу, выдели её несколькими золотыми чешуйками. Затем по сухому прокрой всю поверхность медянкой на масле; подобным же образом можешь поступить и на доске. Если же не захочешь писать маслом, возьми зелёной земли или ультрамарина и прокрой всё равномерно. Но не настолько, чтобы рыбы или волны не просвечивали. Если нужно, сделай на этих волнах пробелку на стене известковыми, а на доске темперными свинцовыми белилами. Этих сведений тебе для живописи вполне достаточно. Перейдём к искусству писать украшения, но раньше поговорим о протравах.

CLI. Способ приготовлять хорошую протраву для золочения одежд и орнаментов.

Протрава, которая превосходна на стене, на доске, на стекле, железе и любом другом материале, приготовляется следующим образом. Возьми масло, сваренное на огне таким способом, как я тебе указал раньше, сотри с этим маслом немного белил медянки, когда их сотрёшь, и они будут жидки, как вода, прибавь к ним немного лака и дай всему вместе немного покипеть. Затем возьми глазированный сосуд, влей их в него и оставь в покое. Когда ты захочешь употребить этот состав для одежд или орнаментов, отлей немного этой жидкости в пузырёк и возьми беличью кисточку, вставленную в трубку голубиного или куриного пера; сделай её поострее и покрепче, чтобы кончик едва выступал из трубки пера. Затем окуни самый кончик в протраву и выполняй свои орнаменты и каймы и старайся, чтобы кисть никогда не была слишком полной; ты увидишь, что при этом твои работы будут подобны тонким волоскам; это самая приятная работа. Затем подожди день, другой, пощупай работу кончиком указательного пальца правой руки и, если увидишь, что немного клеится и пристаёт, то возьми щипчики, отрежь полкуска чистого золота, золотого сплава или серебра (хотя оно непрочно) и наложи его на эту протраву. Придави его ватой, затем проведи указанным пальцем по куску и наложи его на протраву там, где его не хватает. Не делай этого кончиком другого пальца, так как указательный – самый нежный; руки же всегда держи в чистоте. Помни, что золото, которое ты накладываешь на протраву, особенно в таких тонких работах, должно быть выбито особенно хорошо и быть самым тонким, какое только можно найти; если оно жестковато, им нельзя хорошо работать. Когда ты всё покрыл золотом, то, если хочешь, можешь дать постоять до следующего дня; затем возьми перо и всё им обмахни; если хочешь, собери сметённое или сброшенное золото и сохрани его – оно годиться и для золотаря и для твоих работ. Затем возьми совсем чистой новой ваты и в совершенстве отполируй свой золоченый орнамент.

CLII. Как можно приготовлять эту протраву так, чтобы быстрее накладывать золото.

Если хочешь, чтобы указанная выше протрава продержалась до наложения золота восемь дней, то не прибавляй медянки; если хочешь, чтобы она продержалась четыре дня, добавь немного медянки; если хочешь, чтобы протрава продержалась от одного вечера до другого (сутки), прибавь к ней побольше медянки и ещё смеси болуса. Если же найдётся кто-нибудь, кто будет тебе бранить медянку потому, что она только портит (загрязняет) золото, то пусть себе говорит. Я её испробовал, и золото хорошо сохранялось.

CLIII. Способ приготовления другой протравы с чесноком, и где её лучше применять.

Существует другая протрава, которая приготовляется следующим образом. Возьми чесноку в количестве одной, двух или трёх мисок, растолки его в ступке и пропусти два или три раза через кусок полотна; возьми этот сок и разотри с ним насколько ты можешь тонко немного белили и болуса. Собери его, помести в сосуд, закупорь и сохраняй, так как, чем он старше, тем лучше. Не бери для этого мелкого или молодого чесноку, а выбирай средний. Когда захочешь употребить эту протраву, влей её немного с уриной в глазированный сосуд и размешай, как следует прутиком так, чтобы стекало с кисти и можно было хорошо работать; при таком способе можно накладывать золото упомянутым способом через полчаса. Эта протрава по своей природе может ждать наложения золота и полчаса, и час, и день .и неделю, и месяц, и год или сколько захочешь. Только держи её хорошо закупоренной и предохраняй от пыли. Эта протрава не выдерживает воды и сырости, но годится в церквах и закрытых местах с кирпичными стенами; настоящее же её назначение – доска, железо и вещи, которые кроют жидким лаком. Этих способов, касающихся двух видов протрав, тебе достаточно.

CLIV. О покрывании лаком.

Мне кажется, я достаточно сказал о способе писать на доске и на стене по сырому и по сухому. Перейдём к способу раскрашивать, золотить и писать миниатюры на бумаге. Но раньше я хочу, чтобы мы видели способ покрывания лаком доски, картины и всякой другой работы, лишь бы она была не на стене.

CLV. О времени и способе покрывать лаком доски.

Знай, что лучше всего покрывать лаком возможно больше времени спустя после того, как картина написана. Скажем, хорошо подождать несколько лет или, по крайней мере, год, - от этого твоя работа будет только свежее. Причина та, что краски по природе имеют то же свойство, что и золото, которое не любит общества других металлов. То же свойство имеют и краски, которые вместе с их темперой не хотят смешения с другими темперами. Лак29 – крепкая жидкость, выявляющая краски, требующая того, чтобы ей во всём подчинялись. И исключающая возможность всякой другой смеси. Как только ты им покрыл свою картину, краски сейчас же теряют свою силу, т.к. должны подчиниться лаку, и ты никогда не имеешь больше возможности пройти и восстановить их своей темперой; поэтому-то и лучше подождать с покрыванием лаком насколько только возможно. Если кроешь лаком после того, как краски со своей темперой прошли свой путь, они вновь становятся свежими и прекрасными и остаются в этом виде навсегда. Итак, возьми жидкого лака, самого прозрачного и чистого, какой только сможешь найти, поставь свою картину на солнце и обмети её. Насколько можешь очисть её от пыли и всего вредного и смотри, чтобы погода была безветренная; пыль легка, и ты не сможешь достаточно хорошо и искусно возвращать чистоту своей работе каждый раз после того, как ветер нанесёт на неё пыли. Это можно бы хорошо производить в таких местах, как лужайка, покрытая травой, или море, где пыль не могла бы тебе помешать. Когда ты нагреешь доску на солнце, сделай, чтобы доска лежала ровно и хорошо, и рукой осторожно прокрой её всю этим лаком. Но остерегайся пройти им по золоту, так как оно не выносит общества лака и других жидкостей. Если же не хочешь делать это рукой, возьми кусочек мягкой губки, окуни его в этот лак и катай его рукой по картине, кроя лаком по порядку, снимая и прибавляя, как нужно. Если бы ты захотел, чтобы лак высох без солнца, раньше хорошо его провари, так как для доски лучше не слишком испытывать силу солнца.

CLVI. Как ты в короткое время можешь сделать картину, кажущуюся покрытой лаком.

Для того, чтобы в короткое время твоя работа казалась покрытой лаком, не будучи на самом деле крыта им, возьми яичного белка и хорошо взбей его прутиком, так чтобы получилась довольно густая пена. Дай ей за ночь стечь. Собери то, что стекло в новый пузырёк, и прокрой беличьей кисточкой все свои работы. Они будут казаться прокрытыми лаком и ещё более крепкими. Этого рода лакировка очень подходит для фигур, вырезанных из дерева или камня. Лакируй таким образом их лица, руки и все обнажённые места. О покрывании лаком этим сказано достаточно. Теперь поговорим о раскрашивании и писании миниатюр на бумаге.

CLVII. Каким образом писать миниатюры и золотить бумагу.

Прежде чем писать миниатюры, следует нарисовать на бумаге, т.е. в книге, свинцом или штифтом фигуры, листья, буквы или что ты захочешь изобразить. Затем нарисованное надо слегка усилить пером, а после этого следует взять краску – гипс, которая называется ассизо и приготовляется следующим образом. Возьми немного тонкого гипса и немного белил – меньше третьей части гипса, затем возьми немного леденца – ещё меньше, чем белил, - и очень тонко сотри всё это с чистой водой. Потом собери и дай высохнуть, но не на солнце. Когда ты захочешь употребить этот состав для золочения, возьми столько, сколько тебе нужно, смешай с хорошо сбитым белком, как я тебя научил выше, размешай эту смесь и дай ей высохнуть. Возьми золото и накладывай его, дохнув на него или без этого; наложив золота, возьми зубок или полировальный камень и полируй; под бумагой же держи твёрдую и хорошо отполированную дощечку из хорошего дерева и полируй на ней. И знай, что ты этим ассизо можешь писать пером буквы, делать фоны и всё, что захочешь, потому что оно превосходно. Но прежде чем накладывать золото, посмотри, не нужно ли проскоблить, выровнять, как следует сгладить и вычистить ассизо кончиком ножа, так как твоя кисть иногда кладёт в одном месте больше, чем в другом, чего всегда надо остерегаться.

CLVIII. Другой способ золотить бумагу.

Если хочешь иметь другой вид ассизо (который, однако, не столь совершенен и пригоден только для золочения фонов, для письма же нехорош), возьми тонкого гипса, треть свинцовых белил, четверть армянского болуса и немного сахара и тонко сотри всё это с белком. Затем грунтуй обычным способом и дай просохнуть. Потом проскобли и вычисти свой гипс кончиком ножа. Подложив под бумагу дощечку или совсем гладкий камень, полируй. Если же полироваться будет плохо, то перед наложением золота смочи гипс беличьей кисточкой чистой водой и, когда высохнет, полируй.

CLIX. Об одной краске, похожей на золото, называемой порпорина (porporina) и её приготовлении.

Я хочу тебе показать краску, похожую на золото, которая хороша для бумаги, - у миниатюристов, и годилась бы для употребления на доске. Но остерегайся, как огня или яда, того, чтобы эта краска, называемая порпорина, приблизилась к какому-нибудь золотому фону; уверяю тебя, что если бы это был золотой фон, которого бы хватило отсюда до Рима, а ртути было бы с половину просяного зерна, и она коснулась бы этого золота, то её было бы достаточно, чтобы весь фон испортить. Если эта краска потечёт на золото, то лучшее средство, которое можешь быстро применить, это сделать на золоте иглой или кончиком ножа черту (царапину), чтобы остановить ею краску, дабы она не потекла дальше. Эта порпориновая краска делается таким образом. Возьми поровну армянской соли, олова, серы и ртути – но ртути меньше, - помести эти материалы в железную, медную или стеклянную бутылочку, расплавь всё на огне – и краска готова. Смешай её с белком и гуммиарабиком и крой и работай этим, как тебе нужно. Если ты пишешь ею одежды, то тени делай лаком, ультрамарином или фиолетовым. При работе на бумаге всегда смешивай свои краски с гуммиарабиком.

_______________

27. В рукописи двух, но по смыслу трёх. Прим. Меланези.

28. Скобки в подлиннике.

29. Не вполне ясное место. Моттэ понимает его иначе, переводя: " It n ' est bonnisur murniseu brique dans les eglises " – "Не годиться ни на стене, ни на кирпиче в церквах". Ильг оставляет неясным, как в подлиннике.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.