ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

CXXXIV. Каким образом золотят доску.

Когда наступит мягкая, сырая погода, и ты захочешь золотить, положи свою картину на две струбцинки. Хорошо обмети её перьями и пройди слегка по покрытой болусом поверхности скребочком. Если где-нибудь есть пятна, неровности или зёрна, удали их. Возьми кусок грубого холста и полируй им болус с большим вниманием. Сгладь затем ещё и зубком – это может быть только полезно. Когда ты так хорошо сгладишь и отполируешь, возьми почти полный стакан чистой воды и добавь немного смеси (темперы) из яичного белка, и если последний слегка испорчен, тем лучше. Смешай его получше вместе с водой и приготовь толстую беличью кисть, сделанную, как я тебе сказал раньше, из кончиков хвостов. Возьми чистое золото и, осторожно беря его щипчиками или пинцетом, положи на лист бумаги, обрезанный со всех сторон в виде четырёхугольника и немного больший, чем кусок золота. Держи его в левой руке, а правой рукой смачивай кистью такую часть болуса, какую займёт кусок золота, который ты держишь в руке. Смачивай равномерно. Чтобы в одном месте не было большего количества воды, чем в другом. Затем осторожно приложи золото к смоченному болусу и смотри, чтобы золото выступало за бумагу каёмочкой, и чтобы бумага не намокала. Когда ты достиг того, что золото коснулось воды, быстро и внезапно отдёрни руку с листом. Если же ты заметишь, что золото не всё пристало к воде, то возьми немного новой ваты и насколько только можешь легко, придави золото. Таким же образом наложи и другие куски. Когда ты смачиваешь болус для второго куска, остерегайся замочить первый и потому – не проводи кистью слишком близко к уже наложенному куску. Делай так, чтобы то золото, которое ты накладываешь, заходило каёмкой на уже наложенное, и предварительно на него подыши, чтобы золото лучше пристало. Когда ты наложишь три куска, - вернись к первому и, подышав на него, придави его ватой; это тебе покажет, не нужно ли где подправить. Тогда приготовь подушку, размером с кирпич или обожжённый камень. Для этого возьми ровную доску, прикрепи к ней хорошую кожу, вполне белую, без пятен, из которой делают сапоги, хорошо её прибей и между доской и кожей положи немного стриженого ворса. Затем разложи на этой подушке кусок золота, хорошо его расстелив, и нарежь плоским ножом золото на кусочки, какие тебе нужно. Для правки оставшихся изъянов возьми маленькую заострённую беличью кисть и смочи эти изъяны указанной выше смесью (темперой), а палочку кисти смочи губами, чего будет достаточно, чтобы взять ею кусочек золота и поместить его на неудачное место. Когда ты вполне закончишь плоскости, которые тебе нужно позолотить и отполировать за один день (о чём я тебе скажу в главе о позолоте карнизов и листьев), то собери кусочки золота – как это делает мастер, который хочет мостить улицу, и собирает камин, - насколько возможно запасая и сберегая золото, а то золото, которое ты наложил, покрой белым платком.

CXXXV. Какие камни годятся для полировки позолоты.

Когда ты увидишь, что золото нужно полировать, возьми камень, называемый гематит (lapis amatita)24, а как его делают, я тебе укажу. Для тех, кто может осилить расход, ещё лучше сапфиры, изумруды, топазы, рубины, гранаты и чем благороднее камень, тем он лучше. Если же у тебя подходящего камня нет, то годится зуб собаки, льва, волка, кошки, леопарда и вообще всех зверей, обычно питающихся мясом.

CXXXVI. Как делают камень для полировки золота.

Возьми гематита (lapis amatita), но старайся выбрать покрепче, без всяких жил и строение которого имеет продольное направление. Пойди с ним к шлифовальному камню, сточи его и сделай плоским и гладким, шириною в два пальца или около того. Потом возьми наждачного порошка и получше почить камень, чтобы не осталось ни одного острого места, и округли все края; вставь его затем в деревянную ручку с латунным или медным кольцом, а сначала сделай ручку вполне круглой и гладкой, так чтобы рука на неё хорошо ложилась. Затем придавай ему блеск таким образом: возьми гладкую порфировую плиту, насыпь на неё угольной пыли и, хорошо ухватив камень рукой, пройди им, шлифуя по порфиру, как при полировке. От этого твой камень сделается более крепким, очень чёрным и блестящим, как бриллиант. Тогда нужно большая осторожность, чтобы он не ударился и не пришёл в соприкосновение с железом. Когда ты его захочешь применить для полировки золота или серебра, подержи его раньше за пазухой, чтобы на нем совсем не было сырости, так как золото к ней очень чувствительно.

CXXXVII. Как надо полировать золото и какие надо применять средства, когда его нельзя полировать.

Теперь надо полировать золото, так как для этого пришло время. Правда, что зимой ты можешь золотить, когда захочешь, так как это время сырое и мягкое, а не сухое. Летом в один час накладываешь золото, в следующий – полируешь. Если же слишком холодно, а ты по какой-либо причине должен полировать, то держи золото в таком месте, где тепло и есть течение воздуха; если же слишком сухо. То держи его всегда покрытым и в сыром месте, а когда ты его захочешь отполировать, открой его тихонько и со вниманием. Так как малейшее трение причиняет повреждение. Положи е его в погреб на подставку для бочек или бутылей и полируй. Если же оно простоит восемь или десять дней или месяц и по какой-нибудь причине нельзя будет полировать, тогда возьми хороший белый платок или полотенце и в погребе или где бы оно ни было расстели его на своё золото. Затем возьми другой платок и окуни его в чистую воду, закрути и выжми его хорошенько, растяни и разложи его на первом платке, который ты положил на сухое золото; тогда оно вновь станет таким, что его можно полировать. Итак, я тебе указал условия, при которых золото пригодно для того, чтобы его полировали.

CXXXVIII. Теперь я тебе покажу, каким способом и в каком направлении полировать и в частности как полировать гладкую поверхность.

Возьми свою картину на дереве или что бы ты ни позолотил и положи ровно на два треножника или на скамью. Возьми свой полировальный камень, потри его о грудь или где у тебя одежда лучше и чище и хорошо его разогрей. Затем пощупай золото, тщательно осязая его, чтобы узнать, не нужно ли его ещё полировать. Если заметишь под камнем пыль или то, что скрипит, как песок на зубах, возьми беличий хвостик и слегка обмахни золото. И так постепенно полируй поверхность, совсем ровно, водя камнем в одном направлении. А затем в противоположном. Если же когда-нибудь при трении камнем ты увидишь, что золото не так ровно, как зеркало, то возьми ещё золота и, предварительно дохнув на него, наложи кусочек или полкусочка и тотчас полируй его камнем. Если случится, что золото будет плохо полироваться и не будет по-твоему хорошо выходить, то наложи ещё золота тем же способом. Если же ты сможешь осилить расход, то было бы превосходно и тебе к чести покрыть золотом ещё раз всю поверхность. Когда ты увидишь, что полировка хороша, золото, благодаря своему блеску, будет казаться почти тёмным.

CXXXIX. Какое и какой толщины золото хорошо для полирования и протрав.

Знай, что золото, которое применяется для плоскостей должно быть более матовое, а потому сделано по сто кусков из дуката, хотя из него можно добыть и 145 кусков. Учись распознавать золото и покупай его у хорошего золотобита. Осмотри золото, и если оно дымчатое и мутное, как козловый пергамент, считай его хорошим. Золото для плоскостей должно быть более матовым; для карнизов и лиственного орнамента лучше более тонкое золото, для нежных же окаймлений орнаментов, с протравой, золото должно быть совсем тонкое, как паутина.

CXL. Как нужно сначала обводить нимбы, зернить по золоту и гравировать контуры фигур.

Когда ты покончишь с золочением и полировкой свей картины на дереве, ты должен, прежде всего, взять циркуль и обвести им нимбы или венцы, позернить их и сделать на них украшения: сделать пунктир мелким штампом так, чтобы они блестели, как пшено, украсить другой штамповкой и зернить там, где есть листва; с этим тебе нужно ознакомиться на практике. Когда ты исполнил нимб и украшения, возьми в сосуд немного свинцовых белил, хорошо стёртых, с небольшим количеством клея (temperato) и прокрой и обведи маленькой беличьей кисточкой фигуры, следуя тем линиям, которые ты процарапал иглой до покрывания болусом. Если же хочешь обойтись без применения кисти и белил, возьми свою железку и соскобли то золото, которое выступает и заходит на фигуру. Такая работа лучше25. Этот пунктир (зернение), о котором я тебе говорил, - одна из прекраснейших техник, которой мы владеем. Ты можешь гравировать, как я тебе сказал, сплошь, и можешь гравировать рельефно. Ты можешь со вкусом и фантазией легким движением руки сделать на золотом фоне листья и другие фигуры, которые мерцают на золоте. При этом в складках и тенях зернить не нужно, в полутенях – немного, в выпуклостях – побольше, потому что зернение осветляет золото темно. Однако до того, как ты будешь гравировать фигуру или лиственный орнамент, нарисуй на золотом фоне, то что ты хочешь изобразить серебряным или латунным штифтом.

CXLI. Как ты должен писать на золотом фоне золотую, чёрную, зелёную или любого цвета ткань26.

Прежде чем ты приступишь к живописи, я хочу тебе показать, как надо изображать золотую ткань. Если ты хочешь сделать плащ, юбку или подушку из золотой парчи, то позолоти при помощи болуса и процарапай складки одежды тем способом, которым я тебя учил покрывать фон; затем, если ты хочешь сделать красную парчу, то прокрась это полированное золото киноварью; если же надо сделать тени, передай их лаком, а если нужно сделать света (пробелку), то пропиши их суриком, смешивая всё с яичным желтком. При этом, не три слишком сильно и слишком много раз кистью, а дай просохнуть и прокрой не менее дух раз. Поступай так же, если ты хочешь написать зелёные, чёрные или какие хочешь одежды. Если же ты их решил исполнить хорошим ультрамарином, то сделай предварительно на золоте подмалёвок свинцовыми белилами, смешанными с желтком. Когда высохнет, смешай свой ультрамарин с небольшим количеством (примерно с двумя каплями) клея или желтка, прокрой им поверх белил два или три раза и дай высохнуть. Затем, в зависимости от парчи, которую ты хочешь изобразить, сделай свои патронки (spolverezzi), т.е. ты должен раньше сделать рисунок на бумаге и затем осторожно протыкать его иглой, положив под бумагу кусок ткани или полотна. Если же хочешь, прокалывай на деревянной доске, например липовой; это лучше, чем полотно. Когда ты проколешь, то возьми порошок, соответственно цветам ткани, которые тебе нужно перевести припорохом. Если это белая ткань, то переводи угольной пылью, завязанной в тряпочку; если это чёрная ткань, пропыляй белилами, завязав порошок в платочек; для других изображений приготовляй свои трафареты так, чтобы они вполне соответствовали своему назначению.

CXLII. Как рисуют, процарапывают и зернят золотую или серебряную парчу.

Переведя рисунок ткани припорохом, возьми штифт из берёзы,вереска или другого крепкого дерева или кости, заострённый с одного конца, как грифель для рисования, а с другой стороны с плоским концом для того, чтобы им можно было скоблить; пройди остриём штифта по всем своим тканям, рисуя и исправляя их. Другой же стороной палочки тщательно соскабливай и счищай краску так, чтобы не повредить золото. Скобли, что хочешь, фон или орнамент, и затем "вызерни" розеткой. Там, где ты в некоторых мелких линиях не можешь употребить розетку, возьми заострённое, как грифель для рисования, железное шило. Таким образом, начни учиться изображать золотые ткани; если ты пожелаешь сделать серебряные ткани, то и при серебрении нужно следовать тому же способу. Скажу тебе, ещё, что если ты захочешь научить золочению детей или мальчиков, то пока они не достигли в этом некоторого навыка, давай им накладывать серебро, так как при этом убыток будет меньше.

CXLIII. Как делают богатую золотую, серебряную или лазоревую ткань и как применяют на стене золочёное олово.

Желая написать богатую ткань, надо на одежде, которую ты хочешь изобразить,сделать рельефные листья, прикрепить к ним разноцветные камни, покрыть сплошь золотом и затем, после полировки вызернить.

Другой способ. Покрой весь фон ткани золотом, отполируй и нарисуй на ней охоту или другие изображения, которые ты захочешь сделать, затем вызерни фон или узоры, которые ты нарисовал.

Ещё способ. Позолоти фон, отполируй и сделай выпуклый пунктир.

Ещё способ. Позолоти фон, нарисуй на нём то, что задумал, прокрась фон медянкой на масле и некоторые складки оттени, пройдя по ним два раза. Затем прокрась сплошь как фон, так и орнамент.

Ещё способ. Прокрой одежду серебром. После того как ты её отполируешь (что всегда необходимо делать), исполни на ткани рисунок и прокрой фон или узоры киноварью, смешанной с желтком. Затем прокрой один или два раза всю работу, как фон, так и узоры хорошим лаком (красным) на масле. Если захочешь написать прекрасную одежду ультрамарином, то сделай для своей одежды полированный серебряный грунт, на нём сделай рисунок, а затем прокрась приготовленным с клеем ультрамарином или фон или узоры. Далее прокрой сплошь как фон, так и узоры, и получится бархатистая ткань.

Ещё способ. Загрунтуй одежду фигуры той краской, которой ты хочешь сделать тени; затем возьми тонкую беличью кисть и протраву. После того как ты переведёшь рисунок припорохом, работай, как я тебе дальше расскажу, протравой там, где хочешь сделать ткань и узоры. Ты можешь употреблять эти протравы и для золота и для серебра. После того как ты их вычистишь и отполируешь ватой, эти ткани будут прекрасны.

Ещё способ. Прокрасив любой краской, как я сказал выше, и, желая её сделать переливающейся, пиши поверх золота какой хочешь масляной краской, лишь бы она отличалась от цвета подмалёвка.

Способ то же делать на стене. Прокрой одежду золочёным оловом и прокрась её тем цветом, в каком хочешь иметь ткань. Переведи рисунок припорохом, работай и гравируй деревянным штифтом, краски же всегда смешивай с яичным желтком. Так ты сделаешь прекрасные изображения одежд на стене. С протравами ты можешь работать на стене так же, как и на доске.

CXLIV. Как изображать на стене или на доске бархат, полотно или шёлк.

Если ты захочешь изобразить бархат, то пиши одежду любой краской с яичной темперой. Затем изобрази беличьей кисточкой масляной краской свойственный бархату ворс. Ворсинки делай потолще. Таким же образом ты можешь, приготовляя темперу указанным способом, изображать бархат любого цвета (чёрный, красный и пр.). Иногда нужно изобразить на стене изнанку плаща или такую одежду, которая бы казалась сделанной из шерстяной ткани. Для этого наложи штукатурку, сгладь и окрась и оставь всё то, что ты хочешь, сделать таким образом под конец. Возьми плоскую дощечку немного большего размера, чем игральная доска, и, брызгая по соответствующему месту чистой водой, води дощечкой кругообразным движением. От этого штукатурка станет грубой и плохо полированной. Оставь её, как она есть, не полируя, и крась по ней; она будет выглядеть совсем как шерстяная ткань или сукно.

Другой способ. Если ты захочешь изобразить на доске или на стене шёлковую ткань, сделай подмалёвок киноварью, а лессируй (palia over vitica) суриком; по тёмной синопии лессируй киноварью или неаполитанской жёлтой на стене, а на доске – орпименто и зелёным или любой другой краской, делая подмалёвок тёмным и лессируя светлым.

То же на стене во фреске. Сделай подмалёвок индиго, а лессируй индиго, смешанным с известковыми белилами. Если ты захочешь работать этой краской на доске или на щитах, та смешивай индиго со свинцовыми белилами, стёртыми на клею. Таким образом, ты можешь сделать много разного рода одежд, согласно своему усмотрению и желанию.

______________

24. См. г. XVIII и XLVI .

25. То, что следует до конца главы, прибавлено в итальянском издании Меланези из кодекса Riccardiano ; в римском издании и в кодексе Lautenziano этого нет.

26. С этого места в кодексе не хватает названий глав, которые добавлены согласно римскому изд. Примеч. Меланези.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.