ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

CXVII. Как грунтуют картины на дереве мягким гипсом и каким образом его замешивают.

Когда ты загрунтуешь грубым гипсом, вполне гладко выскоблишь и осторожно выровняешь, возьми несколько хлебцев мягкого гипса и положи в миску с чистой водой. Дай им впитать в себя воду, сколько они могут, затем постепенно, понемногу, клади их на порфировый камень и, не прибавляя больше воды, хорошо и чисто сотри гипс, затем сделай из него опять хлебец, помести его на кусок крепкого и белого полотна, заверни его в это полотно и выжимай покрепче, чтобы из него вышло как можно больше воды. Когда ты сотрёшь гипса столько, сколько тебе нужно (тебя надо предупредить, чтобы ты не делал для гипса двух сортов смесей, т.к. из этого не выйдет ничего разумного), возьми того же клею, с которым ты смешивал грубый гипс. Клея каждый раз надо приготовлять столько, чтобы смешать с ним и грубый, и тонкий гипс. Потому что грубый гипс является твоею основой для всего, но, как ты, конечно, можешь догадаться, тонкий гипс нельзя выжать настолько сильно, чтобы в нём не осталось немного воды. По это причине делай спокойно один и тот же клей для обоих сортов гипса. Возьми новый нежирный горшок и если он глазированный, тем лучше. Возьми такой гипсовый хлебец, тонко нарежь ножом, как режешь сыр, и положи в горшок. Затем налей на него клей и разомни гипс руками, как если бы ты делал тесто для оладьев, ровно и ловко, чтобы не образовалась пена. После этого возьми котёл с водой, хорошо нагрей его и поставь в него горшок с замешанным гипсом (gesso temperato). Это поддерживает гипс тёплым, не давая ему кипеть, отчего бы он испортился. Когда он согреется, возьми свою картину, окуни в горшок толстую и мягкую щетинную кисть, беря клея в меру, не слишком много и не слишком мало, и ровно промажь им один раз плоскости, торец и бока доски. Когда ты накладываешь этот слой, ты должен также пройти пальцем и ладонью круговым движением, сглаживая трением места, где лежит гипс, - это помогает мягкому гипсу хорошо соединиться с грубым. Когда ты это сделаешь, начни сначала и промажь ещё раз кисть, не протирая рукой. Затем дай ему немного постоять, но не до того, чтобы он совсем высох, и прокрой его ещё раз, тоже кистью, в противоположном направлении и дай постоять обычным образом. Затем прокрой ещё раз, опять в другом направлении, и таким образом держа свой гипс всё время тёплым, прокрой им плоскости, по крайней мере, восемь раз. На бока и другие места наноси гипсу меньше, а на лицо доски, чем больше, тем лучше, потому что затем гипс приходится скоблить (шлифовать).

CXVIII. Как можно грунтовать тонким гипсом, не применяя предварительно грубого.

При более мелких и тонких работах можно также покрывать, как я тебе сказал, двумя или тремя слоями клея и затем прокрыть столько раз одним тонким гипсом, сколько тебе по опыту покажется нужным.

CXIX. Каким образом ты должен молоть и замешивать мягкий гипс для рельефа.

Есть многие, которые стирают мягкий гипс лишь с клеем и водой. Это хорошо для грунтовки там, где не был применён грубый гипс, который требует более крепкой смеси. Такой гипс очень хорош, чтобы делать рельефы, листья и другие работы, как это часто бывает нужно. Когда ты приготовляешь гипс для рельефа, то чтобы его слегка окрасить, прибавь к нему немного армянского болуса.

CXX. Как ты должен начинать скоблить поверхность доски, загрунтованной мягким гипсом.

Когда ты покончишь с грунтовкой (что по хорошему порядку должно быть сделано в один день, если нужно, продолжено и ночью), дай ей просохнуть без помощи солнца, по крайней мере, в течение двух дней и двух ночей, и чем дольше ты дашь сохнуть, тем лучше. Затем возьми завязанную, как мячик, тряпку с размолотым углём и запыли им гипсовый грунт доски пучком куриных или гусиных перьев, смети и разровняй эту чёрную пыль по гипсовому грунту. Делается же это потому, то при тонкой и лёгкой шлифовке эта пыль, прежде всего, снимается с бугорков, которые становятся белыми, как молоко. Тогда ты и увидишь, где ещё надо работать, и закончишь работу вполне совершенно.

CXXI. Как надо скоблить (шлифовать) гипсовый слой и для чего годится соскобленная пыль.

Во-первых, возьми плоский железный скребочек (raffietto) шириною в палец и пройди им поверхность грунта, причём бока шлифуй один раз. Затем, насколько возможно равно, пройди отточенным лезвием (mella), держа его без всякого усилия, и тонко проскобли им поверхность своей картины на доске, сметая перед собой гипс указанными перьями, и знай, что сметаемое прекрасно годится для вытягивания жирных пятен из бумаги и книг. Подобным же образом пройди скребками по торцу и бокам, сглаживая их так. Как если бы, то была слоновая кость. Иногда же из-за спешки и многочисленности твоих работ, можешь полировать бока доски куском изношенного и вымытого полотна, для чего крепко три им указанные места.

CXXII. Как сначала рисуют улём, а затем усиливают чернилами.

Когда гипс хорошо высохнет и станет похожим на слоновую кость, то первое, что ты должен сделать на своей доске или картине на дереве, - это набросать рисунок теми ивовыми углями, которые я выше научил тебя изготовлять. Лучше, однако, привязать уголь к тросточке или палочке, чтобы стоять от фигуры на некотором расстоянии, - это очень помогает при компоновке. При этом имей под рукой перо, и если тебе какой-нибудь штрих не удастся, сотри его бородкой пера и нарисуй снова. Рисуй легко и тушуй складки и лица, как бы ты это делал кистью или пером, когда ты им рисуешь. Когда ты кончишь рисовать свою фигуру (особенно, если это будет картина большой ценности, и ты надеешься на прибыль и честь), то дай ей постоять несколько дней и в эти дни подходи к ней только изредка чтобы посмотреть и исправить, что нужно. Когда тебе покажется, что фигура и рисунок в целом достаточно хороши, и (если ты для достижения этого заимствуешь что-либо из произведений других хороших мастеров, это тебе не позор), возьми перо и слегка сотри им рисунок так, чтобы он почти исчез, но не настолько, однако, чтобы ты не мог различать сделанных тобою штрихов. Влей в сосуд, наполненный чистой водой, несколько капель чернил и пройди острой беличьей кисточкой весь свой рисунок, усиливая его. Затем возьми пучочек перьев и смахни уголь со всего рисунка. После этого возьми разбавленных водою чернил и пройди, тушуя тупой беличьей кистью, некоторые складки и тени лица. Тогда у тебя получится прекрасный рисунок, который заставит каждого полюбить твои произведения.

CXXIII. Как надо обводить контуры фигур в расчёте на золотой фон.

Как только ты нарисуешь всю свою картину, возьми иглу, вставленную в ручку, и процарапай ею контуры фигуры, граничащие с фоном, который тебе нужно вызолотить, с украшениями, которые нужно сделать у фигур, и с теми одеждами, которые делаются из золотой парчи.

CXXIV. Как делаются на доске рельефы из мягкого гипса и как прикрепляют к доске драгоценные камни.

Кроме того, применяй мягкий гипс для рельефов, если ты хочешь сделать выпуклые арабески или лиственный орнамент или захочешь вставить драгоценные камни в некоторые украшения или орнаменты, которые очень обогатят твоё произведение. Камни эти – из стекла различного цвета. Распределяй их разумно (при этом держи гипс в сосуде на горшочке с горячей золой и имей под рукой сосуд с чистой горячей водой, так как ты должен часто мыть свою кисть). Возьми аккуратно кончиком довольно длинной кисти из тончайших беличьих волосков тёплого гипса и быстро делай рельеф, какой требуется. Если ты делаешь выпуклыми часть листьев, раньше нарисуй их, стремясь к простоте и ясности, так как чем чётче ты сделаешь листья, тем лучше будет выходить пунктир колёсиком (granare colla rosetta) и тем лучше они могут быть отполированы камнем. Есть мастера, которые, сделав желаемый рельеф, покрывают его при помощи мягкой щетинной кисти одним или двумя слоями тонкого гипса, которым они покрыли доску. Делая низкий рельеф, не употребляй разных смесей гипса; если будешь следовать этому правилу, твоя работа выйдет изящнее, крепче, надёжнее и не потребует проволоки; кроме того, это важно и по причине, которую я тебе объяснил выше.

CXXV. Как надо формовать рельеф для украшения отдельных мест в картине.

Так как мы говорим о рельефных работах, то я тебе скажу ещё кое-что. Из этого или более крепкого (благодаря клею) гипса ты можешь вылить в формах из глины или мела голову льва и другие слепки. Смажь формы светильным маслом, положи туда хорошо смешанного гипса и дай ему хорошо остыть. Затем приподними со стороны формы гипс кончиком ножа. Посильнее подуй в образовавшееся отверстие, и гипс аккуратно выйдет из формы. Слепок прикрепляй к орнаменту так: смажь кистью место, на которое хочешь поместить рельеф, гипсом для грунтовки или тем, из которого ты делал самый рельеф, придави его пальцами, и он прикрепится, как следует. Затем возьми того же гипса и прокрой им один или два раза беличьей кистью выступающие части рельефа, надавливая его пальцами. Заканчивая эту работу, пройди кончиком ножа, выискивая, нет ли где какого-нибудь бугорка, и удали его.

CXXVI. Как надо накладывать рельефы на стене.

Скажу тебе ещё о том, как делают рельефы на стене. Во-первых, на стене бывают разные рельефные работы, как например, лиственный орнамент, который нельзя штукатурить лопаткой. Возьми хорошо просеянного песку и извести, насыпь их в лоханку и при помощи толстой щетинной кисти размешай (distempera) их в чистой воде, как тесто. Наложи этой кистью на указанные места несколько слоёв. Затем сгладь той же лопаткой, и будет хорошая штукатурка. Работай по сырому или по сухому, как я тебя научил при работе над фреской.

CXXVII. О том, что на стене делают рельефы из извести тем же способом, как на доске из гипса.

Можешь ещё делать какие угодно рельефные работы на стене из извести, немного растерев её на камне. Способ работы тот же, который я тебе указал для доски; только там ты делаешь рельеф из гипса, а на стене – из сырой извести и штукатурки.

CXXVIII. Как снимают рельефы с каменной формы и для чего они пригодны на стене и на доске.

Возьми, какой угодно камень с выточенными на нём девизами и намажь этот камень свиным салом или смальцем. Возьми прокованного олова; положи его на форму, прикрой слегка смоченной паклей и бей по камню так сильно, как можешь, ивовым молотом. Возьми стёртого с клеем грубого гипса и заполни им штамповку при помощи палочки. Полученным рельефом можешь украшать стену, шкафы и что захочешь. Затем прокрой олово протравой, и когда она немного разъесть олово, накладывай на него чистое золото. Когда рельеф просохнет, прикрепляй его к стене небольшим количеством корабельной смолы.

CXXIX. Как можно делать рельефы на стене лаком.

Можно еще сделать рельефы на стене так: возьми жидкого лака, хорошо размешанного с мукой, и делай рельефы острой беличьей кистью.

CXXX. Как можно делать рельефы на стене из воска.

Можешь ещё сделать рельефы на стене из воска, смешанного с корабельной смолой: на две части воска – одну часть смолы. Делай рельеф кистью, употребляя смесь горячей.

CXXXI. Как накладывают на доску болус и как его приготовляют.

Вернёмся к прежнему. Когда ты закончишь на своей картине рельефные работы, возьми армянского болуса, притом хорошего. Попробуй его на нижнюю губу, и если увидишь, что клеится, - он хорош. Теперь ты должен узнать, как приготовляется хорошая смесь (темпера) для золочения. Влей в чистую глазированную миску белок яйца и возьми прут со многими, ровно обрезанными веточками; взбивай этот белок, как ты взбиваешь шпинат или зелёные щи, пока миска не будет полна густой пеной, похожей на снег. Затем возьми обыкновенный, не слишком большой и не совсем полный стакан воды и влей её в миску на белок. Дай всему постоять и стечь с вечера до утра и три болус с этой смесью, сколько можешь.

Возьми мягкую губку, хорошо её вымой, окуни в чистую воду и выжми протри осторожно этой не слишком мокрой губкой там, где ты хочешь позолотить. Потом прокрой толстой беличьей кистью везде, где ты хочешь позолотить и где ты смочил губкой, остерегаясь остановок кисти. Обождя немного, налей опять болуса в сосуд, чтобы он имел большую корпусность, и намажь второй раз. Дай краске немного постоять, влей ещё болуса в сосуд и, остерегаясь задержек, нанеси третий слой. Затем опять прибавь болуса в сосуд и прокрой в четвёртый раз. После этого ты должен прикрыть работу тканью и насколько возможно предохранять её от пыли, солнца и воды.

CXXXII. Другой способ приготовлять болус для золочения досок.

Ты можешь приготовлять эту смесь (темперу) ещё другим способом. Возьми для стирания болуса белок и вылей его весь на порфировый камень. Возьми болуса, всыпь в этот белок и осторожно стирай; когда он у тебя под руками станет сохнуть, подлей на камень чистой прозрачной воды; затем, когда он хорошо стёрт, смешай его лишь с чистой водой так, чтобы он стекал с кисти. Обычным способом прокрой им свою работу три или четыре раза. Пока у тебя нет большого опыта, этот способ для тебя надёжнее. Хорошо закрывай свою картину или доску, чтобы предохранить её, как я сказал, от пыли.

CXXXIII. Как можно золотить доску с зелёной землёй.

Можешь ещё поступать по примеру древних. А именно: прежде чем делать гипсовый грунт, покрывай всю поверхность картины (на дереве) холстом и затем накладывай золото с зелёной землёй, стирая эту землю на любой из двух видов темпер, о которых я тебе рассказал.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.