ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

XCI. Как ты должен делать варёное на огне масло, пригодное как связующее вещество (tempera) и для протрав.

Среди полезных вещей, которые тебе нужно знать как для протрав, так и для других работ, тебе следует уметь приготовлять это масло. Возьми один, два, три или четыре фунта льняного масла и влей в новый горшок. Если же он глазированный, тем лучше. Сделай маленькую печку с круглым отверстием так, чтобы горшок плотно входил в неё, и пламя не могло выбиваться и проникнуть к маслу, ибо это опасно для масла и может причинить пожар дому. Когда твоя печка готова, разведи умеренный огонь, так как чем медленнее ты будешь варить масло, тем оно будет лучше и совершеннее. Дай укипеть наполовину – и довольно. Для того же чтобы сделать протраву, когда масло укипит наполовину, влей на каждый фунт масла унцию хорошего прозрачного "жидкого лака" (vernice liquida). Такое масло хорошо для протрав.

XCII. Как делают хорошее масло, варёное на солнце.

Когда ты приготовляешь это масло (которое варится ещё другим способом и превосходно для живописи, для протрав же обязательно должно быть приготовленным на огне, т.е. быть варёным), то возьми своё льняное масло и влей его, как оно есть, в бронзовый горшок или кувшин. Когда солнце стоит у льва, поставь его на солнце, продержи его, если хочешь, столько, чтобы оно усохло наполовину, и оно будет превосходно для живописи. Знай, что это лучшее и самое приятное масло, какое только может быть и которое я нашёл во Флоренции.

XCIII. Как стирать краски на масле и применять их на стене.

Вернись к стиранию или размалыванию красок, как ты это делал при работе по сырому (in fresco), с той только разницей, что там ты их стирал с водой, а здесь – с маслом; и когда ты стёр каждую краску (так как все краски принимают масло, за исключением известковых белил), приготовь небольшие свинцовые или оловянные сосуды, чтобы переместить в них краски. Если же таких не найдётся, возьми глазированные, помести в них стёртые краски и поставь их в коробочку, чтобы они были в чистоте. Когда ты затем захочешь сделать одежду трёх оттенков, как я тебе рассказал, то подраздели их и положи на соответствующие места беличьею кистью, хорошо смешивая одну краску с другой; краски эти должны быть довольно густыми. Обождав несколько дней, вернись и посмотри, как прокрыто, и прокрой ещё раз. Так же поступай с телом и любой работой, которую ты хочешь выполнить, с горами, деревьями и пр. Затем имей под рукой свинцовый или цинковый сосуд, приблизительно в палец высоты, как в фонаре, наполни его наполовину маслом и держи в нём свои кисти, чтобы они не сохли.

XCIV. Как надо работать маслом на железе, доске и камне.

Подобным же образом работай на железе, любом камне и любой доске, прокрывая их раньше клеем. Так же работай и на стекле или на чём ты захочешь.

XCV. Способ украшать стены золотом или оловом.

Теперь, после того как я тебе объяснил способ работать по сухому (in fresco), по сырому (in fresco) и маслом, я хочу тебе ещё показать, каким образом ты можешь украшать стену белым и золочёным оловом или чистым золотом.

С серебром работай как можно меньше, так как оно недолговечно и чернеет как на стене, так и на дереве. Скорей всего оно пропадёт на стене, и потому применяй вместо него листовое олово или станиоль. Остерегайся также сплавов с золотом, так как они быстро становятся чёрными.

XCVI. О том, что всегда следует употреблять в работе хорошие краски и чистое золото.

Большинство имеет обыкновение делать украшения на стене золочёным оловом, т.к. это дешевле. Я, однако, даю тебе такой совет: старайся всегда украшать чистым золотом и хорошими красками, особенно в фигуре мадонны. Если же ты захочешь возразить, что бедному эти расходы не по силам, я тебе отвечу: если ты работаешь хорошо, и отдаёшь своим произведения нужное время и работаешь хорошими красками, ты достигнешь такой слав, что богатый тебе заплатит за бедного, и твоё имя станет в области живописи столь известным, что тебе заплатят за фигуру два дуката, а другому один.

И ты достигнешь своей цели, потому что верна старая поговорка: "велик руд – велика награда".

XCII. Каким способом надо резать золочёное олово и украшать им.

Когда ты орнаментуешь белым или золочёным оловом, которое тебе нужно нарезать ножом, прежде всего, возьми хорошо сглаженную доску из орехового, грушевого или сливового дерева, не слишком тонкую, квадратную, равную целому листу бумаги. Затем возьми "жидкого лака" (vernice liquida), хорошо намажь им доску и наложи на неё свой кусок олова, хорошо его распластав и разгладив. Затем начни резать ножом с очень острым концом и режь по линейке полосы, соответствующие такой ширине, какую ты хочешь придать обрамлению, из этого олова, или несколько шире для того, чтобы их затем украсить чёрным или другой краской.

XCVIII. Как делается зелёное олово для украшений.

Для украшений этих обрамлений возьми ещё стёртой на льняном масле медянки и прокрой ею лист белого олова, который станет прекрасного зелёного цвета. Дай ему хорошо высохнуть на солнце, затем расстели на доске с лаком и режь его ножом или, если хочешь, раньше сделай штампом розетки или другие украшения; смажь доску жидким клеем, наложи на неё эти розетки и затем прикрепляй их к стене. Если же захочешь ещё сделать из чистого золота звёзды или нимбы святых, или украшения, вырезанные ножом, как я тебя научил, то чистое золото надо сначала накладывать на золочёное олово.

XCIX. Как делают золочёное олово и как на эту позолоту накладывают чистое золото.

Золочёное олово делают таким способом: возьми гладкую доску в один, три или четыре локтя длины и намажь её жиром или салом. Наложи на неё белое олово.

Затем налей жидкость (которая называется позолотой) (doratura) на три‑четыре места, везде понемногу, и постукивай ладонью по олову для того, чтобы равномерно распределить эту позолоту по всем местам, дай ей хорошо высохнуть на солнце. Когда она становится почти сухой и лишь едва мажется, бери чистого золота и порядку накладывай и покрывай олово чистым золотом. Затем отполируй вполне чистой ватой и отдели олово от доски, а когда захочешь его употребить, пройди жидким лаком и сделай звёздочки или какие хочешь работы, как ты их делал из золочёного олова.

C. Как надо делать и резать звёзды и прикреплять их к стере.

Звёзды надо вырезывать по линейке, а прикреплять их следует посредством комочка воска. Обрабатывай звёзды по отдельным лучам, как ты их резал на доске. И знай, что из маленького количества чистого золота можно сделать гораздо больше, чем при употреблении протравы.

CI. Как ты из этого покрытого чистым золотом олова можешь сделать нимбы святых.

Если ты захочешь сделать нимбы святых, не прибегая к протраве, то после того как ты напишешь фигуру по сырому, возьми иголку и выцарапай контур над головой. Затем, по сухому, смажь нимб лаком и наложи своё золочёное или, вернее, покрытое чистым золотом олово. Наложи его на лак, побей по нему как следует ладонью и ты увидишь рисунок, который ты сделал иглой. Затем возьми хорошо отточенный кончик ножа и хорошо обрежь золото, а остаток отложи для своих других работ.

CII. Как ты должен делать на стене выпуклые нимбы из извести.

Знай, что нимб делают рельефным на свежей штукатурке (smalto) при помощи маленькой лопатки следующим образом. Когда ты нарисовал фигуру, то возьми циркуль и обведи им нимб. Затем возьми немного извести (calcina), довольно жирной и приготовленной в виде мази или пасты, и намажь эту известь потолще по краю контуров и тонко у головы. Затем, после того как ты хорошо сгладишь эту известь, возьми опять циркуль и обрежь штукатурку ножом по линии, проведённой циркулем и он (т.е. нимб) будет выпуклым. Затем возьми крепкую деревянную палочку и сделай лучи вокруг нимба. Это правило относится только к исполнению на стене.

CIII. Как ты переходишь от живописи на стене к живописи на доске.

Если ты не хочешь украшать свои фигуры оловом, то можешь украшать посредством протрав. Об этом я по порядку и подробно расскажу дольше. Употреблять их ты можешь на стене, на доске, на железе и любом другом материале. Я расскажу тебе и о том, какие прочны и противостоят воздуху, ветру и воде, какие надо крыть лаком и какие нет. Однако вернёмся к нашей живописи и перейдём от стены к картинам на доске, что является прекраснейшим и самым безупречны видом нашего искусства. Хорошо помни, что тот, кто раньше учился писать на стене, а затем на доске, не будет иметь в искусстве столь совершенного мастерства, какого он мог бы достигнуть, если бы раньше учился на доске, а потом на стене.

CIV. Каким образом ты должен приступить к работе на доске.

Знай, что для того чтобы научиться, надо не мало времени: так сначала в детстве, по крайней мере с год надо упражняться в рисовании на дощечке. Затем – пробыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем – приняться за стирание красок и заниматься этим некоторое время (starc e incomincare); потом молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить (см. гл. IV). И так надо в течение шести лет. Затем – ещё шесть лет практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, всё время рисовать, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней. И таким образом природная склонность превращается, благодаря долгому упражнению, в большую опытность. Иначе же, избрав другой путь, ты не достигнешь совершенства. Хотя многие и говорят, что научились искусству без помощи учителя, но ты им не верь; в качестве примера даю тебе эту книжечку: если ты её станешь изучать денно и нощно, но пойдёшь для практики к какому-нибудь мастеру, ты никогда не достигнешь того, чтобы с честью сталь лицом к лицу с мастерами.

CV. Каким образом приготовляется клейстер или суголо (sugolo).

Начиная работать на доске, следует сделать основу, состоящую из различных сортов клея. Есть клей, который приготовляется из варёного теста, пригодный для картонажников и переплётчиков; он хорош для того, чтобы склеивать одну бумагу с другой, а также – склеивать бумагу с оловом. Иногда он также нужен для того, чтобы проклеивать бумагу для патронов. Этот клей приготовляется следующим образом. Возьми почти полную кастрюлю с чистой водой и хорошенько нагрей. Когда вода начнёт кипеть, возьми мелко просеянной муки понемножку всыпай в кастрюлю, всё время, мешая палочкой или ложкой; дай покипеть и смотри, чтобы клейстер не стал слишком густым. Вылей его и налей в миску. Если хочешь предохранить его от дурного запаха, прибавь соли. Так и употребляй его, когда нужно.

CVI. Как надо приготовлять клей для склеивания камней.

Существует клей, который годится для того, чтобы склеивать камни. Приготовляется он из мастики (mastrice), свежего воска и толчёного, просеянного камня, хорошо перемешанных на огне. Возьми свой камень, очисти его, хорошенько нагрей и намажь этим клеем. Если ты им склеишь точильные или шлифовальные камни, они будут противостоять ветру и воде вечно.

CVII. Как приготовляется клей для склеивания стеклянных сосудов.

Существует один клей, который хорош для склеивания стёкол, кружек или других прекрасных сосудов из Дамаска или Майолики, если они будут разбиты. Вот этот клей: возьми жидкого лака, немного свинцовых белил и медянки и добавь к ним краски под цвет сосуда; если он синий, прибавь немного индиго, если он зелёный, прибавь больше медянки, и т.д. Размешай всё это хорошо и – насколько можешь – тонко одно с другим. Собери черепки своего разбитого сосуда или стакана и, будь это хоть тысяча кусков, соедини их вместе, осторожно смазав их этим клеем. Дай ему просохнуть в течение нескольких месяцев на солнце и ветре и ты увидишь, что эти сосуды крепче и водоупорнее целых и неразбитых.

CVIII. Каким способом употребляется рыбий клей и как его растворяют.

Есть клей, который называется рыбьим. Он приготовляется из разных сортов рыб. Если взять обломок или кусочек его в рот, а затем потереть им пергамент или другую бумагу, они очень крепко склеиваются. Если его растворить, он превосходен для того, чтобы им склеивать лютни и другие очень тонкие вещи из бумаги, дерева или кости. Когда ты его ставишь на огонь, добавляй каждый раз полстакана чистой воды.

CIX. Как приготовляется мездровый клей, как он растворяется и для чего он пригоден.

Существует клей, который называется клеем в кусках (di spicchi), и изготовляется из обрезков козьих морд, ножек, жил и разных обрезков кож. Его делают в марте или январе, когда стоят большие морозы и ветры, и кипятят с чистой водой столько времени, чтобы выкипело больше половины, затем, хорошо процедив, его выливают в плоские сосуды, миски или тазы для желатина. Дай ему постоять ночь, а затем утром разрежь его на куски ломтями, как хлеб, положи его на циновки, чтобы он высох на ветру, без солнца. Таким образом, выходит превосходный клей. Этот клей употребляется живописцами, седельниками и многими другими мастерами, как я тебе объясню дальше. Этот клей пригоден для дерева и многого другого; мы об этом поговорим подробно, чтобы показать, для чего и каким образом он может употребляться с гипсом для смешения красок, для изготовления лютен, инкрустаций, склеивания дерева и резной листвы, приготовления гипса и формовки из него рельефов; вообще этот клей пригоден для многого.

CX. Превосходный клей для приготовления гипса, для картин на дереве или досках.

Существует клей, который изготовляется из отбросов козьего и бараньего пергамента. За день до того, как его варить, их хорошо моют и размягчают. Затем кипятят с чистой водой столько, чтобы осталась только одна треть. Когда у тебя нет клея в кусках, пользуйся только одним этим клеем для грунтовки гипсом досок или картин на дереве, так как лучшего клея нет на свете.

CXI. Клей, пригодный для смешения с лазурью и другими красками.

Существует клей, который изготовляется из оскрёбков козьего или овечьего пергамента. Дай ему покипеть с чистой водой, пока он не укипит на две трети. Знай, что это очень прозрачный клей, похожий на кристалл, и хороший для стирания тёмной лазури. Если подмалёвок был прокрашен плохо стёртыми красками, то добавь горсть этого клея, вновь сотри (ritempera) краски и закрепи их так, что если они были на доске, то ты бы, при желании, мог их покрыть лаком. То же делай лазурью на стене. Этот клей годился бы и для смешения с гипсом, однако он по своей природе тощ, гипс же, на котором должно держаться золото, должен быть достаточно жирным.

CXII. Как изготовляется клей из извести и творога.

Существует клей, который употребляется мастерами деревообделочниками и приготовляется из размягчённого в воде творога. Размешай творог обеими руками дощечкой с небольшим количеством негашёной извести. Положи его между двумя дощечками, приложи их друг к другу и соедини одну с другой. Этого с тебя достаточно для изготовления различных видов клея.

CXIII. Как надо начинать работать на доске или картине на дереве.

Теперь мы действительно подходим к живописи на доске или на дереве. Прежде всего, доска (ancona) должна быть сделана из дерева, и дерева нежного – липы или ивы. Затем осмотри поверхность доски со всех сторон, убедись, нет ли пороков в виде узлов и неровностей. Если доска жирна, дай сострогать такую часть дерева, чтобы жир исчез. Другого средства я тебе дать не могу. Постарайся чтобы дерево было вполне сухим, будет ли то ствол или сук22; хорошо, если бы ты мог прокипятить их в котле с чистой водой: такое дерево, никогда не учинит тебе злой шутки – не потрескается. Однако вернёмся к неровностям или узлам или к другим дефектам, которые могла бы иметь поверхность доски. Возьми крепкого мездрового клея в кусках, со стакан или бокал воды, разведи, вскипяти два куска клея в очищенной от жира кастрюльке. Затем возьми в миске смешанных с этим клеем опилок, заполни ими углубления узлов, выровняй деревянной палочкой и дай высохнуть, затем поскобли кончиком ножа и сравняй неровности поверхности. Просмотри ещё раз чтобы убедиться в том, что из доски не высовываются23 гвозди или другие железные острия и вбей их как следует в дерево. Затем возьми клей и кусочки олова, вырезанные в виде монет, и хорошо прокрой ими железо. Это делается для того, чтобы ржавчина от железа никогда не могла пройти сквозь гипс. Помни, что поверхность доски никогда не должна быть слишком гладкой. Прежде всего, возьми клея, приготовленного из обрезков пергамента, вываренного настолько, чтобы осталась треть. Пощупай его ладонями, и когда почувствуешь, что одна рука прилипает к другой, - он хорош. Затем возьми горшок, наполненный наполовину этим клеем и на треть водой, и хорошо разогрей. Затем толстой мягкой щетинной кистью покрой этим клеем свою картину, лиственный орнамент, киворий или колонки или какую бы то ни было работу, какую тебе нужно загрунтовать гипсом. После этого возьми своего первого крепкого клея и смажь им два раза кистью указанную работу, причём, проклеивая второй раз, всегда давай первому слою высохнуть. Таким путём работа будет прекрасно загрунтована клеем. А знаешь, как действует первый слой? Он действует лишь, как слабая жидкость, подобно тому, как кусочек конфеты и стакан хорошего вина, когда ты голоден, служат только приглашением к обеду. Так и этот клей только делает дерево более восприимчивым к нанесению остального клея и гипса.

CXIV. Как надо наклеивать холст (накладывать паволоку) на доску.

После того как ты прокроешь клеем, возьми ткань, а именно, старого тонкого и белого полотна без пятен какого-либо жира. Возьми своего лучшего клея, нарежь или нарви из этой ткани большие и меньшие полосы, пропитай их этим клеем и расстели их руками по поверхности доски. Раньше же устрани швы, хорошо выравнивай обеими ладонями, дай просохнуть в течение двух дней и знай, что проклеивание и гипсование должны производиться в сухую и ветреную погоду. Клей должен быть зимой крепче, чем летом, а золочение требует зимой влажной, дождливой погоды.

CXV. Каким образом надо грунтовать поверхность доски грубым гипсом при помощи палочки.

Когда доска хорошо высохнет, возьми нож с острым лезвием, который хорошо скребёт. Пройди им по поверхности, где имеется неровность или какой-нибудь шов, и удали их. Затем возьми грубого гипса (т.е. из Вольтерры), очищенного и просеянного, как мука. Насыпь чашечку этого гипса на порфировый камень и получше разотри его с этим клеем, как краски. Затем собери его шпателем, наложи на поверхность картины и покрывай ровной и достаточно длинной палочкой обе плоскости доски. Затем возьми этого тёртого гипса, нагрей его и мягкой щетинной кистью покрой им торец и бока доски, на плоскостях же выровняй палочкой. В разных местах и на торцах и боках клади гипс в три или четыре слоя, в гладких же местах – сколько угодно. Дай просохнуть доске в течение двух или трёх дней. После этого возьми железный скребочек (mella) и проскобли им поверхность. Пусть тебе сделают особые железочки различного вида, называемые скребочками (raffietti), какие ты видишь у художников. Пройди ими тщательно по торцу и бокам так, чтобы сравнять неровности, если они ещё остались; словом, сделай так, чтобы все недостатки поверхности и недостающие места бортов были исправлены этим гипсом.

CXVI. Как изготовляется тонкий гипс для грунтовки досок.

Требуется, чтобы у тебя был ещё гипс, который называется тонким. Это тот же гипс, но хорошо очищенный, который в течение месяца держат в сыром виде, в котле, меняя при этом каждый день воду, чтобы гипс погасился, и из него ушло всякое тепло. Он станет мягким, как шёлк. Затем слей воду, сделай из гипса как бы хлебцы и дай им просохнуть. Этот гипс, нам художникам, продают также аптекари; применяется он для грунтовки под золото для того, чтобы делать рельефы и разные прекрасные вещи.

______________

22. В этом месте подлинника мы читаем: "… e se fusse figure di legname o foglie , che le potessi far bollire in caldaia ", т.е. дословно: "если это будут фигура или листья дерева, и ты бы мог вскипятить их в котле". Это место Ильг переводит: " und wenn es sich um Figuren aus Holz und Blattornamente handelt , du sie in einem Kessel sieden K ö nnest " т.е.: "если же речь идёт о фигурах из дерева или лиственном орнаменте, то ты бы мог их вскипятить в котле". Моттэ переводит это же место: " et si tes planclies ou feuilles de bois etaient telles que tu puisse les faire cuire dans un chaudron " – "и если твои доски или листья из дерева будут такими, что ты бы мог их сварить в котле". В переводе Моттэ и в особенности Ильга означенное место Ченнини переведено формально без понимания технологического смысла, а вернее даже с извращением его. Речь идёт только о дереве и досках из него, которые полезно прокипятить. Метод обработки дерева кипячением в целях достижения его лучшей прочности был принят в техническом обиходе времён Ченнини. Для чего кипятить "фигуры из дерева и лиственный орнамент" (Ильг) или …листья из дерева" (Моттэ) – непонятно, так же как и отношение этих таинственных фигур к правилам Ченнини о приготовлении доски и её грунтовке.

23. Chiovi – кодекс Ricardiano , в код. Lauren ziano и римском издании occhio – глав.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.