ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

LXXI. Способ писать во фреске одежду.

Мы опять возвращаемся к писанию фрески на стене. Если хочешь написать одежду, то какого бы рода она ни была, ты её должен сначала тщательно нарисовать на стене зеленоватой краской и так, чтобы твой рисунок был виден не слишком сильно, а умеренно; затем, если ты хочешь писать белую, красную, жёлтую или зелёную или какую захочешь одежду, имей под рукой три сосуда.

Возьми один из них, помести в него ту краску, которую захочешь, скажем красную, возьми немного чинабрезе и немного известковых белил, хорошо смешай с водой, и это будет одна краска; из двух других одну сделай светлой, добавив к ней достаточное количество известковых белил; далее, возьми этой светлой краски и краски из первого сорта, сделай из них среднюю и у тебя будет три оттенка; затем возьми первую, т.е. тёмную, и пройди толстой, слегка заострённой щетинной кистью вдоль самых тёмных частей складок твоей фигуры. Далее возьми среднюю краску и прокрась ею между тёмными полосами, соединяя их и стушёвывая складки на границе теней. Затем пройди той же средней краской, выискивая тени выпуклостей, всегда должным образом следя за тем, чтобы не закрасить тело. Потом возьми более светлую краску и совершенно тем же способом, как ты выискивал и прокрашивал переходы складок в тенях, сделай это с рельефом, располагая каждую складку согласно хорошему рисунку, чувству и добрым навыкам. После того, как ты прокрасил каждой краской два или три раза (никогда не преступая за пределы мест, предназначенных каждой краске, и не занимая места одной краски другой, за исключением того, когда их нужно соединить), хорошо стушуй и объедини их. Затем возьми краски, самой светлой из трёх, и сделай ею пробелку в светах складок. Затем возьми сосуд с чистыми белилами и как следует пройди ими все рельефы. Наконец, пройди чистым чинабрезе по всем тёмным местам и их окружениям, и одежда будет сделана по всем правилам. Однако, увидав самый процесс работы, ты это поймёшь, гораздо лучше, чем при чтении. Когда ты исполнил свои фигуры или сцены, дай им высохнуть настолько, чтобы известь и краска стали вполне сухими. Если же тебе останется сделать какую-нибудь одежду по сухому (in secco), следуй такому способу.

LXXII. Способ писать на стене по сухому (in secco) и соответствующие этому темперы.

Теми красками, которыми ты работаешь по сырому, ты можешь работать и по сухому; но есть краски, которыми по сырому работать нельзя, например орпименто, киноварь, немецкая лазурь, сурик, свинцовые белила, медянка и лак. Во фреске можно работать неаполитанской жёлтой (giallorino), известковыми белилами, чёрной, охрой, чинабрезе, синопией, зелёной землёй и аматисто. Те краски, которыми работают по сырому, требуют для своего осветления примеси известковых белил; зелёные, когда ты их хочешь оставить для зелени, требуют примеси неаполитанской жёлтой, а если ты хочешь иметь зелёный – цвета шалфея, - требуют белил. Те краски, которыми нельзя работать по сырому, требуют для осветления свинцовых белил или неаполитанской жёлтой и иногда, хотя редко, орпименто, - как хочешь, но я считаю его лишним. Чтобы работать, синим с белилами, возьми три сосуда, как указал относительно телесной краски и чинабрезе; точно так же нужно поступать и в данном случае; только когда ты там брал известковые белила, здесь бери свинцовые и смешивай эти материалы. Тебе пригодны оба вида смесей (темперы), и один лучше другого. Первая темпера такова: возьми желток и белок яйца, прибавь туда веток, срезанных с верхушки фигового дерева, и хорошо сбей всё вместе; затем налей в твои сосуды этой смеси (темперы), умеренно, не слишком много и не слишком мало, как если бы это было наполовину разбавленное водою вино. Затем обрабатывай свои краски: белую или зелёную, или красную, как я тебе это показал для фрески, и выполняй свои одежды тем же способом, как ты это делал во фреске, осторожно, каждый раз дожидаясь, когда просохнет. Если прибавить слишком много темперы, краска скоро растрескается, будет шелушиться и отстанет от стены. Будь умён и практичен. Советую тебе прежде, чем ты начнёшь писать и захочешь сделать одежду лаком или другой краской, - прежде, чем делать, что бы то ни было, возьми желток с белком, влей их в две миски чистой воды. Хорошо смешай вместе и затем хорошо вымытой и наполовину выжатой губкой равномерно пройди указанной темперой по всей картине, которую тебе нужно написать по сухому, а потом украсить золотом. После этого смело приступай к живописи. Другая темпера, собственно, - яичный желток; знай, что это универсальная темпера и что она может употребляться и на стене, и на доске, и на железе; ты не должен добавлять её слишком много, но поступай умно, избирая средний путь. Прежде чем идти дальше, я хочу научить тебя писать этой темперой одежду по сухому; во фреске я говорил о чинабрезе, теперь я укажу, как поступать с ультрамарином. Возьми обычным образом три сосуда. В первый помести две части синей и одну часть свинцовых белил, а в третий сосуд – две части белил и треть синей, смешай и приготовь темперу, как я сказал. Затем возьми пустой, т.е. второй сосуд, и, взяв из двух других сосудов поровну, приготовь смесь, хорошо перемешанную сухой щетинной или тупой и крепкой беличьей кистью; и первой, наиболее тёмной краской, пройди по краям наиболее тёмных складок, а затем возьми средней краски и прокрой эти тёмные складки, пропуская светлые складки выпуклостей фигуры. Потом возьми третью краску и прокрой её светлые складки. Хорошо соединяй краски друг с другом, тушуя и прокрывая так, как я тебя этому научил во фреске. Потом возьми самую светлую краску, добавь к ней белил и темперы и пройди ею, подчёркивая верхушки складок рельефа; затем возьми немного чистых белил и пройди по некоторым самым большим выпуклостям, как того требует строение тела, наконец, пройди чистым ультрамарином по границе самых тёмных складок и вокруг них; подобным образом тщательно выполняй одежду согласно месту и цвету, не смешивая и не замутняя одну краску другой, что позволительно только для смягчения их переходов; так же поступай с лаком и со всякой краской, которой ты работаешь по сухому, и т.д.

LXXIII. Способ сделать фиолетовую краску.

Если ты захочешь сделать красивую фиолетовую краску (bisso), возьми поровну хорошего лака и сильного ультрамарина с темперой. Затем возьми три сосуда, наподобие упомянутых выше, и оставь эту фиолетовую краску в её сосуде для ретуши теней. Из взятой краски приготовь три оттенка для прокраски основным тоном одежд по градации тонов – один светлее другого, как это указано выше.

LXXIV. Как сделать фиолетовую краску для фрески.

Если ты хочешь приготовить фиолетовую краску для работы по сырому, то возьми индиго (indaco) и гематита (amatisto) и смешай их без темперы указанным выше способом, и всего сделай её четырёх оттенков; затем выполняй ими одежду.

LXXV. Как искусственно достигнуть цвета ультрамарина во фреске.

Если ты хочешь сделать по сырому одежду, похожую на ультрамарин, возьми индиго и известковых белил, приготовь несколько оттенков своих красок и затем по сухому тронь немного по краям ультрамарином.

LXXVI. Как написать во фреске фиолетовую или чёрную (morello) одежду.

Если ты захочешь написать по сырому фиолетовую (pagonazza) одежду, то возьми аметистовой и известковых белил, распредели указанным образом по тонам и хорошо стушуй и соедини их вместе, затем по краям тронь по сухому чистым лаком с темперой.

LXXVII. Как изобразить во фреске одежду, отливающую зелёным.

Если ты захочешь сделать во фреске переливающуюся одежду ангела, то сделай к ней подмалёвок двумя видами телесной краски, более тёмной и более светлой, хорошо их стушуй в середине и потом в более тёмной части фигуры; тёмное оттени ультрамарином, а более светлую телесную краску зелёной землёй, тронув её затем по сухому. Заметь, что всё, что ты делаешь по сырому, должно быть закончено и правлено по сухому темперой. Пробелку указанной одежды сделай во фреске наподобие того, как я тебе сказал о других.

LXXVIII. Как написать во фреске одежду с пепельным отливом (ugnerognolo).

Если захочешь передать во фреске переливчатость, возьми известковых белил и сделай темно-серую, беличью или меховую краску, которая называется пепельной. Прокрой ею одежду, а блики сделай, если хочешь, неаполитанской жёлтой или известковыми белилами; тени же сделай чёрными или, если хочешь, биссо20 или темно-зеленым.

LXXIX. Как написать переливающуюся одежду по сухому лаком.

Если захочешь изобразить переливчатость, то прокрой лаком, сделай цвета телесной краской или, если хочешь, неаполитанской жёлтой; тёмные места оттени чистым лаком или биссо с темперой.

LXXX. Как написать по сырому или сухому переливающуюся одежду охрой.

Если хочешь изобразить переливающуюся одежду во фреске или по сухому, то прокрой основу охрой, сделай пробелку белилами, оттени в светлых местах зелёным, в тёмных чёрным с синопией или, если хочешь, гематитовой.

LXXXI. Как написать по сырому или по сухому одежду цвета берретино.

Если ты захочешь сделать одежду цвета берретино, возьми чёрного и охры, а именно, две части охры и одну часть чёрного, и сделай для фрески и для живописи по сухому несколько оттенков этой краски, как я тебя научил выше.

LXXXII. Как написать по сырому или по сухому одежду цвета берретино, похожую на цвет дерева.

Если ты хочешь передать цвет дерева, то возьми охры, чёрного и синопии, но охры две части, а чёрного и красного вдвое меньше, чем охры; сделай из этого градации тонов для фрески или темперы.

LXXXIII. Как написать одежду или покрывало мадонны немецкой лазурью или ультрамарином.

Если ты захочешь написать немецкой лазурью покрывало мадонны или другую одежду, которую ты хочешь написать одним синим, то во фреске прокрой раньше весь плащ или одежду синопией с чёрной (синопии две части, а чёрной – одну). Но прежде процарапай складки каким-нибудь железным остриём или иглой; потом, при живописи по сырому, возьми немецкой лазури, хорошо промытой с щелоком или чистой водой и немного промешанной на камне для стирания. Затем, если лазурь хорошего интенсивного цвета, добавь немного приготовленного для темперы не слишком жидкого и не слишком густого клея, о чём я ещё скажу дальше. Добавь к лазури ещё один желток, но если лазурь несколько светла, то берите деревенские яйца, которые имеют хороший красноватый цвет. Хорошо смешай всё вместе мягкой щетинной кистью и прокрой этим одежду три или четыре раза; когда ты её хорошо прокроешь (I'hai campeggiato), и она высохнет, возьми немножко индиго и чёрного и пройди ими, оттеняя насколько можешь, складки плаща, возвращаясь по нескольку раз к теням. Если ты хочешь сделать пробелку на выпуклостях выше колен и других рельефах, то соскобли чистую лазурь остриём палочки кисти. Если ты хочешь прокрыть фон или одежду ультрамарином, приготовь темперу обычным способом, так же, как было сказано относительно немецкой лазури, и прокрась сверху ею два или три раза. Если хочешь оттенить складки, возьми немного хорошего лака и немного чёрной, смешанной с яичным желтком, и оттеняй насколько возможно нежно и аккуратно. Делай как можно меньше складок, потому что ультрамарин не любит соседства других смесей.

LXXXIV. Как сделать чёрную одежду – рясу монаха или члена братства, - по сырому или по сухому.

Если ты захочешь сделать чёрную одежду – рясу монаха или члена братства, - то возьми чистой чёрной и сделай для фрески или темперы, как было сказано выше, несколько градаций тонов.

LXXXV. Способ написать гору по сырому или по сухому.

Если ты хочешь изобразить по сырому или по сухому горы, сделай зеленоватую краску (вердаччио) из одной части чёрной и двух частей охры. Сделай градации тонов во фреске с известковыми белилами без темперы, а для живописи по сухому – с ними (т.е. с горами) тем же способом, каким придаёшь тени и рельеф фигуре. Если же тебе нужно написать горы так, чтобы они казались более отдалёнными, сделай свои краски темнее; когда же тебе нужно, чтобы они казались ближе, сделай краски светлее21.

LXXXVI. Способ писать по сырому и по сухому деревья, травы и зелень.

Если ты захочешь украсить такие горы кустами, деревьями и травами, то выведи раньше ствол дерева чистой чёрной с темперой, так как во фреске это выходит плохо, и часть листьев сделай более темно-зеленого цвета одним зелёным ультрамарином, потому что зелёная земля для этого нехороша. Потом приготовь зелёную с неаполитанской жёлтой, которая была бы посветлее, и, работая ею, делай, по мере приближения к верхушке дерева, всё меньше листьев; затем тронь света верхушки одной неаполитанской жёлтой и ты придашь рельеф деревьям и зелени. После того как ты прокрасил низ дерева, а также и некоторые ветки чёрным, набросай на них листья и плоды, а по зелени рассыпь несколько цветов и птичек.

LXXXVII. Как писать здания по сырому или по сухому.

Если ты хочешь изобразить здания, то, избрав желаемый размер, наметь их на своём рисунке и натяни нитки. Затем прокрой как во фреске, так и in secco очень жидким вердаччио и зелёной землёй. Однако здание ты можешь сделать беж, другое – пепельное (cignerognolo); одно – зелёное, другое – берретино и т.д., какой краской захочешь. Затем сделай длинную, прямую и тонкую линейку, которая с одного края была бы закруглена, чтобы она не касалась стены и не получалось пятен, когда при её помощи ты проводишь линию кистью с краской. И так ты с большим удовольствием сделаешь карнизы, а также базы, колонны, капители, фронтисписы, цветочный орнамент, кивории и все лепные работы, которые являются прекрасными частями нашего искусства и требуют того, чтобы их выполняли с большой любовью. Помни о том, что те же правила света и тени, которые ты имеешь в фигурах, встретятся тебе и здесь, в изображении зданий. Помни, чтобы карниз, идущий на верху здания, затемнялся книзу по сторонам; карниз в середине здания, расположенный по середине фасада, должен быть равным и одинаковым, карниз же фундамента должен подниматься кверху в противоположность верхнему карнизу, который идёт книзу.

LXXXVIII. Способ изображать горы с натуры.

Если ты хочешь изобразить горы хорошим способом и чтобы они казались естественными, то возьми большие камни, грубые и неотёсанные, и рисуй их с натуры, придавая им светотень, как позволяют условия.

LXXXIX. Каким образом работают маслом на стене, на доске или где захочешь.

Прежде чем я пойду дальше, я хочу тебе показать, как пишут маслом на стене или на доске, что в большом употреблении у немцев; так же пишут и на железе и на камне. Раньше скажем о стене.

XC. Как ты должен начинать писать маслом на стене.

Оштукатурь стену, как если бы ты работал in fresco, но только там ты штукатуришь по частям, а здесь ты оштукатурь всю поверхность, предназначенную для работы; нарисуй свою сцену углём и усиль чернилами или вердаччио с темперой. Затем возьми немного хорошо разбавленного водою клея. Ещё же лучше темпера – целое яйцо, сбитое в горшке с фиговым молоком. Влей в это яйцо стакан чистой воды, смочи этим составом губкой или мягкой тупой кистью всю поверхность, на которой тебе надо работать, и дай ей просохнуть, по крайней мере, в течение одного дня.

__________________

20. См. гл. LXXIII .

21. Это место может показаться испорченным переписчиками или ошибкой самого Ченнино, если бы мы не знали, что мастера этого времени плохо знали воздушную перспективу, как это видно из их произведений, на которых изображены горы и пейзажи. Переставив порядок последней фразы, можно было бы кодекс исправить, но её лучше оставить, как она есть, хотя бы потому, что она может служить истории искусства. (Прим. Тамброни)

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.