ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

LXV. Каким способом следует изготовлять кисти из свиной щетины.

Щетинные кисти изготовляются таким образом. Возьми щетины от белой домашней свиньи – белая щетина лучше чёрной; из фунта волоса сделай толстую кисть и привяжи её к толстой палке с узлом или с суком. Отточи эту кисть, чтобы щетина стала совсем мягкою, беля или моя ею стены, которые тебе надо штукатурить; затем развяжи её и сделай из неё кисти разных сортов и видов. Сделай такие, у которых кончики щетинок выступали бы ровно (эти называются тупыми – penelli mozzi) и такие, которые были бы заострены и имели бы различную толщину. Затем сделай палочку из дерева, о котором я тебе говорил выше, свяжи каждый пучок двойной вощённой ниткой, вставь внутрь кисти остриё палочки и ровно перевяжи щетину в середине и на палочке; так и поступай при изготовлении этих кистей.

LXVI. Как надо сохранять беличьи хвосты от моли.

Если ты хочешь сохранить беличьи хвосты от моли, положи их в мел, замешанный с землёю и, хорошо насытив их этою смесью, повесь и оставь их в покое. Когда будешь их употреблять и делать из них кисти, то хорошо вымой их в чистой воде.

LXVII. О способах и правилах работать на стене, по сырому и писать и расцвечивать юношеское лицо.

Я хочу, чтобы ты приступил к живописи. Начну с работы на стене и сообщу тебе правила, которым надо следовать шаг за шагом. Если ты захочешь работать на стене (это самая приятная и прекрасная работа), то, прежде всего, возьми извести и крупного песку, и то и другое хорошо просей. Если известь жирная и сырая, то она требует на одну свою часть две части песку. Размеси их хорошо с водой столько, чтобы тебе хватило на 15 – 20 дней. Дай ей несколько дней постоять, пока из неё не выйдет тепло, иначе она будет негашёной, и штукатурка, которую ты сделаешь, будет потом трескаться. Затем, раньше, чем начинать штукатурить, хорошо обмети и вымой стену, и чем больше ты её будешь мыть, тем лучше. Бери свою хорошо промешанную известь, лопатку за лопаткой, и намазывай на стену один или два раза так, чтобы штукатурка покрывала стену ровным слоем. Затем, когда будешь работать, позаботься о том, чтобы сделать эту штукатурку зернистой и немного шершавой; когда штукатурка высохнет, возьми уголь и рисуй и компонуй, хорошо соблюдая пропорции в зависимости от изображаемой тобою сцены или фигуры. Раньше же протяни несколько нитей, чтобы найти середину поверхности, а другой ниткой обозначь горизонталь. Затем, поставь циркуль одной ножкой на линию этой нитки и опиши полукруг вниз. Далее поставь циркуль на крест, который образуют в середине обе нитки, и опиши другой полукруг вверх, и места пересечения обоих этих полукругов отметь крестиком. Протяни свою нитку слева, чтобы она проходила через оба крестика, и найдёшь, что твоя нитка совершенно горизонтальна. Затем, как я сказал. Компонуй углём, руководствуясь равномерно распределёнными тобою пространствами. Возьми маленькую щетинную кисть с острым кончиком немного охры без темперы, жидкой, как вода, и начинай изображать и рисовать фигуры и оттеняй так, как ты бы это делал акварелью, когда учился рисовать. Затем возьми пучок перьев и хорошо смахни рисунок, сделанный углём. После этого возьми немного синопии без темперы и пройди тонкой заострённой кисточкой, обрисовывая носы, глаза и волосы и все конечности и контуры фигур; старайся, чтобы всё вполне соответствовало своим мерам; это тебе даст возможность знать и предвидеть фигуры, которые тебе нужно будет писать. Затем, сделай, прежде всего, обрамление или что-либо другое, что ты хочешь сделать вокруг. После этого тебе следует взять извести, хорошо промешанной лопаткой и весёлкой так, чтобы она была густоты мази. Затем обдумай, сколько ты можешь сработать в один день, так как то, что ты оштукатуришь, ты должен в этот же день закончить. Правда, иногда зимой, при сырой погоде, при работе на каменной стене, штукатурка остаётся сырой до следующего дня, но если можешь, не медли, потому что письмо по свежему, (т.е. в тот же день) является наиболее крепкой и лучшей темперой, и эта самая приятная работа, которая только может быть. Следовательно, прокрой часть поверхности, но не слишком большую, тонкой штукатуркой вполне ровно, предварительно смочив старую штукатурку; затем возьми в руку толстую щетинную кисть, окури её в чистую воду, ударяй, бей и промывай ею свою штукатурку, водя дощечкой шириной в пядь кругами по хорошо промытой штукатурке так, чтобы эта дощечка могла снять штукатурку, где её слишком много, и добавить, где её не хватает, выравнивая всю её толщу. Наконец, если нужно, промой штукатурку кистью и проскобли её ровным и гладким остриём лопатки. Затем опять протяни свои нитки и вымеряй, как ты сделал раньше. Предположим, что ты должен за день написать только голову молодой святой или святого, например пресвятой девы. Когда ты сгладил известь своей штукатурки, возьми маленькие глазированные сосуды, которые должны иметь форму стаканов или кубков, с тяжёлым донышком, чтобы они стояли прочно и краски не проливались. Возьми с бобовое зерно тёмной охры (так как существуют два вида охры: тёмная и светлая); если же у тебя нет тёмной, то возьми хорошо стёртой светлой. Положи её в свой сосуд, возьми с чечевичное зерно чёрной краски и смешай её с охрой. Возьми немного – с треть боба – известковых белил и на кончик ножика – достаточно светлой чинабрезе; смешай все указанные выше краски между собой и жидко разбавь их чистой водой без темперы. Сделай тонкую острую кисть из мягкой щетины, которая бы входила в гусиное перо, и этой кистью придай лицу какое хочешь выражение (помни, что лицо имеет три части: лоб, нос и подбородок) и наноси понемногу своей, почти сухой кистью ту краску, которую во Флоренции зовут verdaccio (зелёноватая), а в Сиене – bazzeo. Когда ты придал форму лицу и тебе покажется, что в отношении пропорций или иным образом оно не соответствует твоему намерению, ты можешь смыть и удалить его, протерев штукатурку окунутой в оду толстой щетинной кистью. Затем в другой сосуд возьми немного жидкой зелёной земли и пройди тупой кистью, выжатой между большим и указательным пальцами, начиная оттенять под подбородком и в других частях, где лицо должно быть темнее, выискивая места под губой, по краям рта, под носом и его бокам, под бровями, по абрису глаз и ушей; прорабатывай так с чувством лицо, руки и везде, где должен быть телесный цвет; потом возьми заострённую беличью кисточку и старательно усиль все контуры (нос, глаза, губы, уши) тем же зеленоватым тоном. Есть некоторые мастера, которые, доведя лицо до этого, берут немного известковых белил, разведённых с водой, и постепенно делают ими пробелку выпуклостей рельефа этого лица, после чего кладут розовую на губы и щёки, а потом проходят сверху немного акварелью, т.е. жидкой телесной краской, и работа кончена. Это хорошая манера, если при окончании тронуть выпуклости белилами. Некоторые сначала прокрывают лица основным телесным тоном, затем сверху проходят зеленоватой (verdaccio) и телесной краской, тронут немного белилами – и готово. Это метод тех, кто мало понимает в искусстве. Ты же следуй манере, которой я буду учить тебя, так как ей следовал великий мастер Джотто. Он же имел в течение 24 лет учеником флорентинца Таддео Гадди, бывшего его крестником. У Таддео был учеником сын его Аньоло. У Аньоло в течение 12 лет был я, причём он научил меня писать таким образом. Аньоло же этот писал много нежнее и свежее, чем его отец Таддео.

Прежде всего, возьми сосуд, помести туда совсем немного известковых белил, немного светлой чинабрезе, и того и другого почти поровну. Жидко разведи всё чистой водой и пройди, хорошо выжатой пальцами, щетинной кистью по лицу; после того как ты его тронул зелёной землёй, розовым – тронь губы и выпуклости щёк; мой учитель имел обыкновение делать румянец ближе к ушам, чем к носу, так как это способствует передаче рельефа лица, а края этого румянца он затирал. Потом возьми три маленьких сосуда, которые ты предназначил для тех тонов телесной краски, так, чтобы тёмная была наполовину светлее розовой (rossetta), а остальные две – одна светлее другой. Теперь возьми сосуд самой светлой телесной краски, и взяв её на мягкую тупую щетинную кисть, выжми последнюю и пройди, ею выискивая все выпуклости лица. Затем возьми сосуд с средней телесной краской и пройди все полутона лица, рук, ног и туловища, если ты пишешь нагое тело. Затем возьми сосуд с третьей телесной краской и пройди по краям теней, обходя контуры, чтобы зелёная земля не потеряла своего значения; подобным образом пройди несколько раз, стушёвывая одну телесную краску с другой, пока окраска не будет хорошей, согласно требованиям природы. Если хочешь, чтобы твоё произведение блистало свежестью, то смотри за тем, чтобы кисть не заходила за края мест определённого телесного тона, за исключением тех случаев, когда ты их осторожно и искусно соединяешь друг с другом. Однако, если бы ты увидел самый процесс работы, тебе это было бы ясней, чем если ты это увидишь в книге. После того как ты прокрасил своей телесной краской, сделай ещё одну, более светлую, почти белую; пройди ею над бровями, по рельефу носа, по кончикам подбородка и ушной раковины. Затем возьми острую беличью кисть и чистыми белилами сделай блики на глазах, на кончике носа и немного у краёв рта, тщательно тронув подобным образом все мелкие рельефы. Затем возьми в другом сосуде немного чёрной, прорисуй указанной кистью контуры глаз над бликами и сделай ноздри, а также углубления в ушах, потом возьми в сосуде немного тёмной синопии и сделай контуры нижней части глаз, очертания носа, бровей и рта; оттени немного под верхней губой, которая должна быть немного темней нижней. Прежде чем ты так прорисуешь контуры, возьми кисть и пройди ещё раз серо-зелёной краской (вердаччио) волосы, затем той же кистью пройди по ним белилами. Наконец, возьми акварельной охры и прокрой волосы тупой щетинной кистью, как если бы писал тело. Внешние контуры обведи тёмной охрой; затем при помощи острой беличьей кисточки пройди светлой охрой с известковыми белилами по рельефу волос. Наконец, очерти контуры и границы волос синопией совсем так, как ты делал при контуре лица. И этого тебе для изображения молодого лица достаточно.

LXVIII. Способ написать во фреске старое лицо.

Если ты хочешь изобразить лицо старика, то тебе надо следовать тому же правилу, как при работе над молодым, но как зеленоватая (вердаччио), так и телесная краска должны быть несколько темнее; в остальном же – в руках, в ногах и в бюсте придерживайся того же метода и практики. Но ты знаешь, что у стариков волосы и борода седые. Когда ты их обработаешь своею острой беличьей кистью вердаччио и белилами, возьми в сосуде немного жидких известковых белил, смешанных с небольшим количеством чёрного, и прокрой мягкой, тупой и хорошо выжатой кистью бороду и волосы. Затем приготовь несколько более тёмную смесь и пройди ею, выискивая тёмные места. Потом возьми острую беличью кисточку и осторожно подчеркни рельефы волос и бороды. Той же краской ты можешь писать и меха.

LXIX. Метод писать волосы и бороды во фреске различными способами.

Если ты захочешь сделать иные волосы или бороды кровяного цвета, красноватые или чёрные, или какие бы ты ни захотел, сначала прокрашивай вердаччио, и сверху обрабатывай белилами; затем прописывай их обычным способом, указанным выше, обдумай лишь, какого ты хочешь добиться цвета, а привычка видеть их изображения тебя этому научит.

LXX. Пропорции, которые должны иметь человеческое тело совершенного сложения.

Заметь, что, прежде чем идти дальше, я хочу тебе дать пропорции мужчины. Пропорции женщины я оставляю в стороне, так как в них нет совершенных мер. Во-первых, как сказано выше, лицо делится на три (равные) части, а именно, лоб – одна, нос – другая, от носа до (конца) подбородка – третья; от края носа вдоль всего протяжения глаза – одна из этих мер; от конца глаза до конца уха – такая же мера; от одного уха до другого – длина лица; от подбородка до основания шеи – одна из трёх мер; шея – в одну меру длины; от низа шеи до края плеча – длина лица, то же до другого плеча; от плеча до локтя – одно лицо; от локтя до запястья лицо и одна из трёх мер; длина всей кисти руки – одно лицо; от основания шеи до верха желудка или живота – одно лицо; от верха живота до пупка - одно лицо; от пупка до верха бёдер – одно лицо; от верха бёдер до колена – два лица; от колена до пятки – два лица; от пятки до подошвы – одна из трёх мер; ступня – длина одного лица.

Высота человека равна его ширине при вытянутых в стороны руках. Руки вместе с кистями достают до половины бёдер. Весь же человек имеет в длину восемь лиц и две из трёх мер. У мужчины с левой стороны одним ребром меньше, чем у женщины. Основа мужского тела – кости. Прекрасный мужчина должен быть смуглым, а женщина светлой.

О неразумных животных я тебе говорить не буду, т.к. мне кажется, что у них нет правильных пропорций. Делай с них рисунки и наброски с натуры, сколько можешь и увидишь, но для этого нужен хороший навык.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.