ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

LV. Способ приготовления зелёной из ультрамарина.

Есть зелёная краска, которая приготовляется из ультрамарина и орпименто. Эту краску нужно смешивать умело. Раньше возьми оприменто и примешай к нему ультрамарина. Если хочешь, чтобы она казалась светлее, то должен преобладать орпименто; если хочешь, чтобы она была темнее, пусть преобладает ультрамарин. Эта краска хороша на доске, но не на стене. Смешивай с животным клеем.

LVI. О природе зелёной, называемой медянкой.

Существует зелёная краска, которая называется медянкой (verderame). Она сама по себе ярко-зеленая и приготовляется искусственно, химически, а именно, из меди и уксуса; смешанная с клеем эта краска хороша на доске; старайся, чтобы она не соприкасалась с белилами, потому что они во всём смертельные враги. Стирай её с уксусом, который хорошо её связывает по своей природе. Если тебе хочется сделать превосходную краску для травы, то получишь на вид прекрасную, но непрочную; лучше она для пергамента или бумаги, будучи смешана с желтком.

LVII. Как изготовлять зелёную из зелёной земли и свинцовых или известковых белил.

Есть зелёная краска цвета шалфея. Которая приготовляется смешением свинцовых белил и зелёной земли; для доски она смешивается с яичным желтком, если же хочешь пользоваться ею на стене во фреске, то приготовляй её из смеси зелёной земли и известковых белил, которые делают из очищенной белой извести.

LVIII. О природе известковых белил (bianko sangiovanni).

Эти белила бывают натуральные и искусственные; последние – лучше; приготовляются они следующим образом. Возьми вполне белой гашёной извести, помести её на восемь дней в кадку, наливай на неё ежедневно чистой воды и хорошо перемешивай известь с водой, так чтобы из неё вышел весь жир; сделай затем из неё маленькие хлебцы и положи на солнце на крышу; и чем они будут старше, тем белила лучше. Если хочешь приготовить белила хорошо и быстро, поступай так: когда хлебцы высохнут, разотри их на камне с водой и вновь высуши. Сделай это дважды, и ты увидишь, какие это будут превосходные белила. Эти белила употребляются с водой и требуют, чтобы их хорошо стерли. Они хороши для работы на стене по сырому (in fresco), т.е. без темперы. Без них ты не можешь сделать ничего: ни телесного цвета, ни смеси других красок, применяемых на стене, т.е. во фреске; эти белила не требуют никакого связующего вещества.

LIX. О природе свинцовых белил.

Есть белая краска, приготовляемая искусственным способом из свинца, которая называется свинцовыми белилами (biacca). Эти свинцовые белила крепки и сильны; формуются они в виде стаканов или бокалов. Если ты захочешь узнать, какие белила лучше, то, пробуя, бери от верхушки формы. Эта краска становится тем лучше, чем больше её трёшь, и хороша для доски. Хотя этими белилами работают и на стене, но ты, насколько возможно, их остерегайся, так как они со временем чернеют. Размалывай их с чистой водой; стираются они на любом связующем и являются твоим главным руководителем при осветлении всех красок на доске так же, как известковые белила – на стене.

LX. О природе немецкой синей.

Немецкая синяя (azzurro della Magna) – натуральная краска, которая встречается около серебряных жил. Её много встречается в Германии, а также в Сиенской области. Искусственно её можно довести до совершенства. Если тебе этой синей надо покрыть фон, её нужно тереть понемногу и легко с водой, так как она крепка и очень сопротивляется камню. Если ты хочешь сделать ею одежду или зелень, как я это сказал выше, стирай её сильнее. Она хороша для стены по сухому и для доски. Стирай её с любым связующим: с яичным желтком, клеем (colla) или с чем угодно.

LXI. Как подделывать разными красками цвет, похожий на немецкую лазурь.

Как бы несколько выцветшая синяя, похожая на немецкую лазурь, приготовляется следующим образом. Возьми индиго (indacco bocca deo), сотри его как можно лучше с водой и прибавь к нему для писания на доске немного свинцовых, а для стены немного известковых белил; эта краска, похожая на лазурь, требует смешения с клеем.

LXII. О природе и способе приготовления синего ультрамарина.

Синий ультрамарин – краска благородная, прекраснейшая и совершеннейшая из всех красок, которой нельзя нахвалиться. И из-за её превосходства я хочу поговорить о ней подробнее и объяснить полностью, как её следует приготовлять. Будь внимателен, так как этим можешь достигнуть большой чести и пользы. От этой краски и золота (которое украшает всякую работу в нашем искусстве) всякая живопись на стене или на доске приобретает блеск.

Прежде всего, возьми ляпис лазури. Если хочешь отличить хороший камень, то выбирай тот, который, как кажется, содержит больше лазури, ибо она иногда как бы смешана с пеплом; тот, в котором меньше этой пепельной краски, - лучше; остерегайся, однако, чтобы это не был камень немецкой лазури, который кажется очень красивым на вид и похож на смальту. Растолки его в закрытой бронзовой ступе, чтобы он не рассеивался виде пыли, насыпь его на свою порфировую плиту и три без воды; держи наготове прикрытое сито, как это делают у аптекаря при процеживании специй. Просеивай и толки лишь по мере надобности; заметь, однако, что чем тоньше ты его обработаешь, тем нежнее будет лазурь, но уже не столь прекрасного фиолетового и тёмного цвета. Более тонкая стирка полезнее миниатюристам, а также для писания одежд с пробелкой. Когда ты приготовишь этот горшок, возьми у аптекаря шесть унций сосновой смолы, три унции мастики и три унции светлого воска на каждый фунт ляпис лазури, помести всё это в новый порошок и дай всему раствориться; затем возьми кусочек белого полотна и процеди всё это в глазированный сосуд; потом возьми фунт порошка ляпис лазури, перемешай, как следует всё вместе и сделай из всего комок.

Для того чтобы этот комок можно было хорошо обработать, возьми льняного масла и всегда хорошо смазывай им руки. Но нужно, чтобы ты дал пролежать этой краске не меньше трёх дней и ночей, каждый день, промешивая по одному куску. Имей в виду, что ты можешь держать этот комок 15 дней, месяц или сколько захочешь. Когда же ты захочешь извлечь из него лазурь, сделай из не слишком грубого и не слишком тонкого дерева две палочки, каждую примерно с фут длины, хорошо закругли их на концах и как следует сгладь; затем добавь в глазированный сосуд, в котором ты держал комок, примерно с миску умеренно тёплого щелока и этими двумя палочками, по одной в каждой руке, переворачивай, мни и перебалтывай этот комок так, как рукой месят тесто для хлеба. Когда ты это сделаешь и увидишь, что щелок стал совсем синим, вылей его в глазированную миску, затем возьми опять столько же щелока, влей на пасту и мешай её прежним способом, палочками. Когда щелок хорошо посинеет, перелей его в другую глазированную миску, вновь налей на пасту столько же щелока и обращайся с ним тем же способом. Когда щелок станет вполне синим, вылей егов другую глазированную миску и поступай так несколько дней, до тех пор, пока останется паста, которая больше не будет окрашивать щелока, - тогда её выбрось, потому что она больше не годна. Потом поставь эти миски перед собой на стол по порядку – первый, второй, третий и четвёртый сливы, один за другим – смешай рукой щелок с лазурью, которая благодаря своей тяжести опустилась на дно, и тогда различишь окраску сливов указанной лазури; сообрази сам, сколько ты хочешь иметь сортов этой краски: три, четыре, шесть или больше. Укажу тебе, что первые сорта (сливы) лучше, так же, как первая чашка лучше второй. Если у тебя 18 сосудов со сливом, а ты хочешь сделать 3 сорта лазури, то возьми первые шесть сосудов, смешай их и влей в один. Это будет один сорт. Подобным же образом поступай с другими. Имей в виду, что если у тебя хороша ляпис лазурь, то лазурь первых двух сливов имеет стоимость по 8 дукатов за унцию лазури, два же последние слива стоят не больше, чем зола. Итак, чтобы не портить хорошую лазурь плохой, вооружи свой глаз опытом. Каждый день сливай из сосудов щелк, чтобы лазурь высохла, и когда она хорошо высохнет, сохраняй её частями в коже, пузыре или кошельке. Заметь, что если этот камень ляпис лазури не был достаточно совершенным или при стирке эта лазурь не будет достаточно фиолетового оттенка, то советую тебе добавить к ней немного краски. Возьми немножко толчёной кошенили (grana ptsta) и немного красного дерева (пернамбукового дерева verzino) и свари их вместе; однако красное дерево должно быть предварительно поскоблено тёркой или стеклом. Свари их вместе со щелоком и небольшим количеством квасцов. Когда они закипят, и ты увидишь красивую алую краску, добавь немного этой краски в сосуд с хорошо высохшей лазурью, хорошо перемешай всё вместе пальцем и дай этой смеси постоять столько времени, чтобы она высохла без помощи солнца, огня или воздуха. Когда она высохнет, помести её в кожу или кошелек, и оставь в покое, потому что она хороша и совершенна. Знай, что хорошо приготовлять лазурь - особое искусство, и заметь, что приготовлять её не мужское дело, а скорей - искусство молодых красавиц, чем мужчин, так как они постепенно остаются дома, терпеливее и имеют более нежные руки, но старух остерегайся.

Когда ты хочешь эту лазурь употребить, возьми такое количество, которое тебе нужно. Если же ты должен сделать одежды с пробелкой, то для этого следует краску немного потереть на твоём обычном камне, всегда с чистой, прозрачной водой, а камень должно предварительно хорошо вымыть. Если же лазурь станет слегка грязной, возьми немного щелоку или чистой воды, влей в сосуд и смешай одно с другим. Сделай это два или три раза, и лазурь будет хорошо очищена. Я тебе не говорю о её смешении (темпере), так как дальше я тебе расскажу сразу обо всех темперах для всех красок: на досках, на стене, на железе, на бумаге, на камне и на стекле.

LXIII. Как надо уметь делать кисти.

После того как я рассказал о всех красках, которыми работают кистью, и о том как они стираются и какие краски требуют того, чтобы постоянно находиться в хорошо закрытых коробочках с всегда влажной и хорошо смоченной крышечкой, я хочу тебе объяснить, как ими работать с темперой и без неё. Однако тебе ещё нужно знать, каким образом применить их на деле, что неосуществимо без кистей. Поэтому оставим всё остальное, и ты постарайся, прежде всего, узнать, как эти кисти изготовляются; об этом и говорит следующее правило.

LXIV. Каким образом делаются беличьи кисти.

В живописи нужно применять два сорта кистей, а именно, беличьи кисти и кисти из свиной щетины. Кисти из беличьей шерсти изготовляются следующим образом. Возьми хвостиков белок (так как никакие другие не годятся), причём хвостики эти должны быть варёные, а не сырые, - скорняки тебе об этом скажут. Возьми такой хвостик, вытащи раньше длинные волоски из его кончика и соедини кончики нескольких хвостов так, чтобы из шести или восьми хвостов образовалась мягкая кисть, удобная для смешивания грунта при нанесении золота на доску. С хвостиком далее поступай так: возьми его в руку, вытащи из середины хвоста самые прямые и крепкие волоски и понемногу сделай из них пучочки. Вымой их в стакане чистой воды и пучочек за пучочком выжимай пальцами; затем обрежь их ножницами и, разделив на несколько частей, свяжи их так, чтобы получились кисти нужной тебе толщины: одни такие, которые бы входили в перо коршуна, другие – в перо гуся и третьи в перо курицы или голубя. Соедини один кончик вровень с другим, возьми нитку или навощённую шелковинку и хорошо свяжи кисти двумя оборотами и несколькими узлами, каждую кисть отдельно, согласно их толщине.

Затем возьми ствол пера, соответствующий толщине связанных волосков, и срежь его, вверху; затем вставь связанные волосики в этот ствол или трубку. Делая кисть, выпускай кончики волосков так, чтобы кисть была крепка, - чем она крепче и короче, тем лучше и тоньше работа. Затем сделай палочку из клёна, каштана или другого хорошего дерева, длиною в пядь и такой толщины, чтобы она плотно входила в трубку; самую же палочку отточи в форме веретена и отполируй. Итак, ты знаешь, как изготовляется беличья кисть. Правда, эти кисти должны быть разных сортов: одни – для золочения и для работы в протирку19, причём последние должны быть немного срезаны ножницами и несколько сточены на порфировом камне, пока не станут немного нежнее; другие кисти – для обрисовки контуров; они должны иметь хорошо заострённый кончик, а некоторые должны очень маленькими для особых работ и очень мелких фигур.

_______________

19. Lavorare de piatto , буквально – "работать плоско" (см. гл. XXXI ), в немецком же тесте Ильга – "для грунтовки од золото". У Мотте – "для работы на фаянсе"(?).

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.