ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

XXXIV. Об одном камне, которым можно рисовать, как углём.

Я нашёл для рисования ещё особый чёрный камень, который получается из Пьемонта. Это мягкий камень; его можно чинить ножом и он хорошего чёрного цвета.

XXXV. Вновь о стирании красок.

Для того чтобы постепенно прийти к совершенству в искусстве, перейдём к стиранию красок; я скажу тебе о том, какие краски наиболее тонкие и какие наиболее грубые и неприятные; какие требуют того, чтобы их тёрли или мешали мало, какие – больше; одни требуют одной примеси (темперы – tempera), другие – другой, и всё это потому, что краски различны не только по цвету, но и видам связующего и растирки.

XXXVI. О натуральных красках и о том, как стирать чёрную.

Знай, что существует семь натуральных красок; четыре из них по своей природе, собственно, земли: чёрная, красная, жёлтая и зелёная; остальные три являются натуральными красками, но требуют искусственной обработки; это - белила, синий ультрамарин или немецкая синяя (dell Magna) и неаполитанская жёлтая (gillorino). Прежде чем идти дальше, вернёмся к чёрной краске. Для того чтобы её как следует растереть, возьми плиту из красного порфира, камня твёрдого и крепкого; существует несколько видов камня для растирания красок, как порфир, серпентин и мрамор, но серпентин хрупкий и не годится, а мрамор ещё хуже, так как он слишком мягок. Всего лучше – порфир; лучше выбирай более светлый и не очень отполированный, размером с пол-локтя в квадрате. Затем возьми камень, чтобы держать в руке, тоже порфировый, гладкий внизу и выпуклый, в виде чаши, вверху, а по величине не меньше чаши, такой формы, чтобы рука могла его обхватить и чтобы иметь возможность водить им и направлять его по желанию туда и сюда, как нравится руке. Затем возьми некоторое количество, примерно с орех, чёрной или какой-нибудь другой краски и положи её на этот камень, а тем, который держишь в руке, как следует раздави её. Затем возьми чистой воды из реки, фонтана или ключа и растирай краску полчаса, час или сколько захочешь; но знай, что если бы те её тёр год, краска становилась бы всё чернее и лучше. После этого возьми тонкую деревянную дощечку (stecca) шириною в три пальца, срезанную, как лезвие ножа (т.е. шпатель), и этим лезвием три по камню, аккуратно собирая краску. Поддерживай краску жидкой, чтобы она хорошо растекалась по камню, и чтобы её можно было хорошо растирать и собирать. Потом помести её в сосуд и налей столько чистой воды, чтобы сосуд был полон. Держи её всегда влажной и хорошо закрытой от пыли и всякой нечистоты, а именно – в ящичке, в котором могут сохраняться и другие пузырьки с жидкостями.

XXVII. Как приготовлять чёрную несколькими способами.

Заметь, что есть несколько видов чёрной краски. Это, во-первых, мягкий чёрный камень, представляющий жирную краску. Предупреждаю тебя, что тощая краска всегда лучше, чем жирная. Только позолота требует жирных красок - болуса или зелёной земли, которые и применяются для наложения золота на доску. Но пока оставим это. Существует ещё чёрная краска, которая изготовляется из виноградных лоз. Лозы должны быть сожжены: на их золу наливают воды и охлаждают и затем растирают так же, как другие чёрные (краски). Эта краска чёрна и тоща и является совершеннейшей из употребляемых красок.

Существует другая чёрная краска, которая изготовляется следующим образом. Возьми полную лампу льняного масла и поставь её зажженной под вполне чистый сосуд так, чтобы пламя лампы отстояло от дна сосуда на два или три пальца; дым, исходя из пламени, будет стелиться по дну сосуда, образуя слой копоти. Немного подожди, возьми сосуд и чем-нибудь соскреби эту краску, т.е. копоть, на бумагу или в какой-нибудь сосуд. Эта краска уже сама по себе очень мелка и нет надобности её молоть и растирать. Итак, наполняй лампу маслом и помещай сверху сосуд много раз, изготовляя, таким образом, столько краски, сколько тебе нужно.

XXXVIII. О природе красной краски, которую называют синопией.

Существует натуральная красная краска, которая называется синопией или порфиром (porfido). Названная краска по природе тоща и суха. Она хорошо переносит растирание. Чем больше её трёшь, тем тоньше она становится. Она хороша для картины на дереве (ankona) и на стене, как по сырому, так и по сухому. Об этих способах работать "по сырому" и "по сухому" я тебе сообщу, когда будем говорить о работе на стене. И этого о первой красной краске тебе знать достаточно.

XXXIX. Способ изготовления красной, называемой чинабрезе, для писания тела на стене и об её природе.

Есть красная краска, называемая светлой чинабрезе (cinabrese). Не знаю, употребляется ли эта краска где-нибудь, кроме Флоренции. Она даёт превосходный телесный тон для писания тела, на стене и работы in fresco (по сырому). Эта краска изготовляется из лучшей синопии, которую можно найти, - наиболее светлой, смешанной и стёртой с известковыми белилами (которые называются во Флоренции bianko santogiovanni). Изготовляются эти белила из очень белой и хорошо очищенной извести. Когда эти две краски хорошо стёрты вместе (а именно две части чинабрезе на одну часть белил), сделай из них маленькие хлебцы с пол-ореха и дай им высохнуть. Когда тебе краска понадобится, возьми любой из них. Указанная краска создаст тебе большую славу в писании лиц, рук и обнажённого тела на стене, как я это сказал. Иногда можешь писать ею прекрасные одежды, которые на стене кажутся киноварными (dicinabro).

XL. О природе красной, называемой, киноварью, и о том, как её следует стирать.

Есть красная краска, называемая киноварью (cinabro); эта краска изготовляется химически. Её я оставлю в покое, так как рассказать в моей работе все способы и рецепты её приготовления было бы слишком длинно. Почему? Да потому, что если хочешь этим заняться, ты найдёшь достаточно рецептов, особенно у монахов. Но я тебе советую не терять времени на многочисленные вариации, применяемые на практике, и взять ту, которую найдёшь на деньги у аптекарей; я хочу научить тебя как покупать и узнавать хорошую киноварь. Всегда покупай киноварь целой (т.е. кусками), а не толчёной или стёртой, потому что она часто фальсифицируется суриком и толчёным кирпичом. Осмотри весь кусок киновари: та, у которой на поверхности больше нежных жилок, - лучшая. Затем положи её под указанный выше камень и три её с чистой водой, сколько можешь. Так, если бы ты её тёр ежедневно в течение 20 лет, она всё время становилась бы лучше и совершеннее. Эта краска требует различных темпер, в зависимости от того, где тебе нужно работать, о чём мы скажем дальше, и чему я научу тебя в своём месте. Имей в виду, что она по природе не выносит воздуха и лучше сохраняется на доске, чем на стене. При работе же на стене она с течением времени на воздухе становится чёрной.

XLI. О природе красной, называемой суриком.

Есть красная краска, называемая суриком (minio), которая изготовляется химически. Эта краска хороша только для работы на доске. Если же ею работать на стене, она на свету тотчас же становится чёрной и теряет свой цвет.

XXLII. О природе красной, называемой аматисто или аматито.

Существует красная краска, называемая аматито (гематит). Это натуральная краска, представляющая собою крепкий и твёрдый камень; он настолько твёрд и превосходен, что из него делают камни или зубки для полирования золота на досках. Превосходен тот, который приближается к чёрному цвету, коричневый же12 по крепости – как бриллиант. Чистый камень – фиолетового или черноватого (morello) цвета и имеет жилки, как киноварь. Прежде всего, растолки этот камень в бронзовой ступке, так как, дробя его на твоей порфировой плите, можешь её разбить. Когда ты его истолчёшь, положи то количества, которое ты хочешь стереть, на плиту и смешай его с чистой водой; чем больше го трёшь, тем краска становится лучше и совершеннее. Эта краска хороша на стене для работы по сырому. Делают ещё краску цвета одежды кардиналов (cardinalesco) или фиолетовую, или цвета лака (красную). Для темперы или для других целей эта краска нехороша.

XLIII. О природе красной, называемой кровью дракона.

Есть красная краска, которая называется кровью дракона. Эта краска иногда применяется при писании миниатюр на бумаге. Оставь её в покое и не очень о ней печалься, так как она не принесёт тебе чести.

XLIV. О природе красной, которая называется лаком.

Есть красная краска, которая называется лаком (lacca). Эта краска искусственная. Для неё существует много рецептов, но это требует любви и опыта, и потому я советую тебе купить готовую краску, но старайся выбрать хорошую, так как её существует много сортов. Лак изготовляется из шёлковых и шерстяных обрезков и очень красив на вид. Однако остерегайся его потому, что он благодаря квасцам всегда содержит в себе жир и потому очень непрочен; как в темпере, так и без неё лак тотчас теряет свой цвет. Возьми лучше лак, который изготовляется из гумми (gomma – камеди). Этот лак всегда превосходен, он сух, тощ и зернист, как земля; цветом же напоминает кровь.

Возьми его и три на своём камне; смешай его с чистой водой, и он будет хорош для работы на досках. Его употребляют также с темперой на стене, но воздух – его враг. Некоторые стирают его с уриной, но это неприятно, потому что дурно пахнет.

XLV. О природе жёлтой, называемой охрой.

Есть жёлтая натуральная краска, называемая охрой. Эту краску находят в почве гор вблизи жил с серой; там, где есть такие жилы, находят также синопию, зелёную землю и другие сорта красок. Я нашёл таковые, руководимый моим отцом Андреа Ченнини, который меня водил по местности Колле ди Вальдельса, близ границы Казоле в начале коммуны ди Колле над виллой, называемой Дометариа. Придя в окружённый густым лесом грот в долинке и покопав землю мотыгой, я увидел жилы разных видов красок, а именно, охры, тёмной и светлой синопии и белой. Высшим чудом света мне показалось то, что в почвенных жилах могут быть белила. Заметь, что я испробовал эти белила и нашёл их жирными, что не годится для телесной краски. В указанном месте были ещё жилы чёрной краски. И эти краски в почве были подобны морщинам на лице мужчины или женщины.

Вернёмся к охре. Уверяю тебя, что я никогда не пробовал более прекрасной и совершенной охры. Выглядела она не столь светлой, как неаполитанская жёлтая (giallorino), но для волос и одежд, как я тебя дальше научу, я никогда не находил лучшей краски, чем эта охра. Существует она в двух видах: светлом и тёмном. Обе эти краски требуют, чтобы их тёрли обычным образом с чистой водой и тёрли порядочно, так как от этого они становятся всё совершеннее. Знай, что эта охра удобнейшая краска, особенно для работы по сырому и с другими смесями; потому-то она и применяется для тела, одежд, изображения гор, зданий, лошадей и вообще во многих вещах; краска эта по природе жирна.

XLVI. О природе краски, называемой неаполитанской жёлтой.

Есть очень крепкая жёлтая краска искусственного приготовления, называемая неаполитанской жёлтой (giallorino) Она тяжела, как камень, и её трудно раздробить. Эта краска употребляется по сырому и сохраняется вечно; она также употребляется и с темперами на доске и на стене. Она стирается с чистой водой так же, как и другие краски, упомянутые выше, но её не следует тереть долго; до стирки её надо истолочь в бронзовой ступе, как это делается с гематитом, иначе превратить её в порошок очень трудно. Когда её применяешь в работе, она очень приятного мягкого жёлтого цвета. Эта краска с другой смесью, как я тебе покажу, даёт красивую зелень и цвет травы. Мне кажется, что эта краска, собственно, - камень, происходящий из вулканических вершин гор, поэтому я и говорю тебе, что эта краска искусственная, но не химическая.

XLVII. О природе жёлтой, называемой орпименто.

Есть жёлтая краска, называемая орпименто (orpimento)13. Эта краска искусственная и изготовляется химически; она очень ядовита. Она самого мягкого жёлтого цвета и больше, чем какая-либо другая краска похожа на золото. Для работы на стене она не годится ни по сырому, ни с темперой, так как на воздухе становится чёрной. Она очень хороша для окраски щитов и древков копий. Из этой краски, смешанной с индиго, делается зелёная краска для травы и зелени. В темпере она требует лишь клея. Этой краской лечат копчиков от известной болезни, которой они страдают. В стирке это самая трудная краска, какая есть в нашем искусстве. Поэтому когда захочешь её стереть, положи то количество, которое захочешь, на свой камень, а тем, который держишь в руке, начни понемногу водить, растирая краску, добавив к ней немного битого стекла, так как это поможет делу. Когда превратишь орпимент в порошок, три, сколько можешь; так, если бы его тёр 10 лет, он делался бы всё лучше; остерегайся запачкать краскою рот для того, чтобы не причинить ею себе вреда.

XLVIII. О природе жёлтой, называемой реалгар.

Есть жёлтая краска, называемая реалгар (risalgallo). Эта краска весьма ядовитая и нами не употребляется, разве только иногда в живописи на досках. Содружества с ней держаться не следует. Желая её стереть, придерживайся того способа, который я тебе дал для других красок; она требует того, чтобы её долго размалывали с чистой водой. Оберегай себя от этой краски.

XLIX. О природе жёлтой, называемой шафраном.

Существует жёлтая краска, которая делается из цветов, называемых шафраном. Положи её в куске полотна на горячий камень или кирпич. Затем возьми полбокала или стакан крепкого щелока, положи в него шафран и три сего на камне. Получается красивая краска для окраски полотна или ткани. Предохраняй эту краску от воздуха14, так как от него она скоро теряет свой цвет. Если захочешь сделать совершеннейшую окраску, какую только можно найти для передачи цвета травы, возьми две части медянки и одну шафрана, и выйдет наиболее совершенный зелёный цвет для травы, какой только можно найти; смешивай краску, как я покажу тебе дальше, с небольшим количеством клея.

L. О природе жёлтой, называемой арцика15.

Есть, жёлтая краска, называемая арцика (arzica). Эта искусственная краска мало употребляется. Больше всего подходит работать этой краской миниатюристам и употребляется она во Флоренции больше, чем в других местах. Это очень нежная краска; она бледнеет на воздухе, для стенной живописи не годится, на доске – хороша. С прибавлением небольшого количества немецкой синей и неаполитанской жёлтой она образует красивую зелёную; она требует, чтобы ее, как и другие нежные краски, тёрли с чистой водой.

LI. О природе зелёной, называемой зелёной земли.

Есть натуральная зелёная краска, называемая зелёной землёй (verdeterra). Эта краска имеет несколько свойств: прежде всего эта жирнейшая краска, и она хороша для исполнения лиц, одежд, зданий по сырому и по сухому, на стене, на доске и где захочешь. Три её указанным выше для других красок способом с чистой водой, и чем больше ты её трёшь, тем она лучше. Приготовляй её таким же образом, как я тебе объясню относительно болуса16 для наложения золота; точно так же можешь накладывать золото с этой зелёной землёй. И знай, что древние пользовались для золочения досок не чем иным, как этой зелёной землёй.

LII. О природе зелёной, называемой зелёной лазурью.

Существует зелёная полунатуральная краска; она делается искусственно и приготовляется из немецкой лазури17 и называется зелёной лузурью18. Не заботься о том, как эта краска приготовляется, но купи её готовой. С яичной темперой она хороша для работы по сухому в изображении деревьев, зелени и фонов; осветляй её неаполитанской жёлтой. Лазурь по природе грубовата и кажется как бы песчанистой. Из любви к ней стирай её понемногу легкой рукой; если же ты будешь тереть её слишком сильно, цвет её станет тусклым и пепельным. Она требует, чтобы её тёрли с чистой водой. Когда краска стёрта, помести её в сосуд с чистой водой и хорошо смешай воду с краской. Затем дай ей постоять в сечение одного, двух или трёх часов, слей воду, и краска станет более красивой. Промой ее, таким образом, два или три раза, и цвет её станет ещё прекрасней.

LIII. О способе, которым изготовляются зелёная из орпименто и индиго.

Существует зелёная краска, изготовляемая из двух равных частей орпименто и одной части индиго. Сотри их хорошо между собой в чистой воде; эта краска годится для окраски щитов и копий, а также применяется для росписи комнат по сухому. В качестве связующего она требует только животного клея.

LIV. О способе, как приготовлять зелёную из немецкой лазури и неаполитанской жёлтой.

Существует зеленая краска, которая получается из немецкой лазури и неаполитанской жёлтой. Она хороша на стене и на доске и смешивается с яичным желтком. Если хочешь, чтобы она стала красивее, прибавь в неё немного арцики. Красивая краска получается также, если взять немецкой лазури и, раздавив диких слив, приготовить из них сок и добавить четыре или шесть капель этого сока к указанной лазури. Это – красивая зелёная, но она не выносит воздуха, так как с течением времени сливовый сок улетучивается.

______________

12. В кодексе Laurenciano и Riccardiano читаем " bruno " – коричневый, но в издании Тамброни " buono " - хороший; Миланези восстанавливает " bruno " в виду того, что "среди разных цветов бриллиантов есть и коричневые".

13. Сернистый мышьяк, or - pumento ; буквально, пигмент золота.

14. Aria – воздух, но надо думать, что имеется в виду скорее свет; тоже и дальше.

15. Жёлтый лак из reseda latcola .

16. Болус – bolo – красная земляная краска для грунтовки перед золочением.

17. Azzurro della Magna .

18. Verde azzurro – углекислая медь.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.