Картины с цветами акварелью в интернет-магазине art-icon.com | Уличные ограждения в МОБИОНИК
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

XIX. Как окрашивать бумагу в цвет индиго.

Возьми на указанное выше число листов пол-унции белил и с два боба индиго (indacco baccadeo) и хорошо сотри вместе, так как оттого, что хорошо трёшь, краска не портится. Смешивай с той же темперой указанным выше способом.

XX. Как окрашивать бумагу в красноватый или персиковый цвет.

Если захочешь окрасить в красноватый цвет, то для указанного выше числа листов возьми пол-унции зелёной земли (verdeterra), с два боба густых белил и с боб светлой синопии. Сотри обычным способом и смешай с клеем или темперой.

XXI. Как окрашивать бумагу в телесный цвет.

Для того чтобы сделать бумагу хорошего телесного тона, для указанного выше числа листов следует взять пол-унции густых белил и меньше чем полбоба киновари (cinabro). Затем следует смешать все вместе и приготовить темперу (обычным способом, указанным выше).

XXII. Как окрашивать бумагу в серый цвет или беж.

Светло-серо-коричневый цвет или беж будешь приготовлять таким образом: прежде всего, возьми четверть (боба) густых белил, с боб светлой охры, меньше полбоба чёрного; хорошо смешай всё вместе обычным способом. Приготовляй темперу, как тебе сказано о других (красках), всякий раз подбавляя с боб жжёной кости. И этого тебе достаточно для бумаги наиболее подходящих цветов.

XXIII. Как можно перерисовать контур хорошей фигуры или рисунка на прозрачную бумагу.

Тебе следует быть знакомым ещё с одним сортом бумаги, так называемой прозрачной бумагой, которая тебе может быть очень полезной для того, чтобы срисовать голову, фигуру или полу-фигуру или, всё, что ты не найдёшь исполненного рукою большего мастера. На имеющиеся, на бумаге, доске или стене контуры, фигуру или рисунок, которые ты хочешь перевести, наложи прозрачную бумагу и осторожно прикрепи её маленькими кусочками красного или зелёного воска.

Благодаря прозрачности бумаги, фигура или рисунок будут из-под неё просвечивать, так что ты их будешь ясно видеть. Тогда возьми остро очинённое перо или тонкую беличью кисть и обводи везде чернилами, насколько это возможно, выискивая линии и контуры лежащего снижу рисунка, слегка тронув тени. Затем, сняв бумагу, можешь ещё тронуть пробелкой рельефы, как тебе это покажется желательным.

XXIV. Верный способ делать чистую прозрачную бумагу.

Если тебе понадобится такая бумага и ты не найдёшь её в готовом виде, сделай её следующим образом. Возьми лист козлового пергамента и вели его пергаментщику скоблить так, чтобы он стал тонким и был соскоблён равномерно. Пергамент уже сам по себе будет прозрачным; если же ты захочешь, чтобы он стал ещё прозрачнее, смочи его при помощи ваты хорошим прозрачным льняным маслом; затем дай ему просохнуть в течение нескольких дней, и он будет вполне хорош.

XXV. Второй способ делать кальку из клея.

Если захочешь сделать прозрачную бумагу другим способом, возьми хорошо отполированную мраморную или порфировую плиту. Затем возьми клея, который продают аптекари, рыбьего или кусками10, положи его для размягчения в чистую воду так, чтобы на шесть кусков приходилась миска чистой воды. Затем вскипяти, а после кипячения хорошо процеди два или три раза, и этим тёплым, растворённым и процеженным клеем намажь кистью так, как красят бумагу, чистую плиту. Плита должна быть предварительно смазана оливковым маслом. Когда намазанный таким образом клей высохнет, кончиком ножа начни в каком-нибудь месте снимать его с камня так, чтобы образовавшуюся таким образом кожицу или кальку можно было снять рукой. Делай это осторожно, чтобы снять плёнку с камня целой, как бумагу. Если тебе захочется испробовать эту кожицу или кальку до того, как ты её снимешь с камня, возьми льняного масла, хорошо сваренного тем способом, которому я тебя научу в главе о протравах, смажь всю кальку один раз мягкой кистью и дай просохнуть в течение двух или трёх дней; таким образом у тебя получится хорошая калька.

XXVI. Как можно делать кальку из бумаги.

Та же калька, о которой мы говорили, может приготовляться и из бумаги. Возьми бумагу, самую тонкую, ровную и белую, смажь её льняным маслом, и она станет прозрачной и хорошей калькой.

XXVII. Почему ты должен возможно больше рисовать и копировать произведения мастеров.

Ты должен следовать образцам, чтобы идти дальше по пути к познанию. Сделав свою прозрачную бумагу, ты должен применять такой метод: проведя прежде, как я тебе сказал, некоторое время за рисованием (я имею в виду рисование на дощечках), постоянно трудись и наслаждайся, копируя попадающиеся тебе лучшие произведения, сделанные рукою великих мастеров. И если ты находишься в местности, где жило много хороших мастеров, тем лучше для тебя. Но даю тебе совет – всегда старайся из имеющих наибольшую славу выбрать лучшего; было бы в этом случае противоестественным, если бы ты, следуя ему день за днём, не воспринял его манеры и стиля, тогда как, если ты станешь копировать сегодня одного, завтра другого мастера, ты не приобретёшь манеры ни того, ни другого, и сделаешься только фантастом, и влечения ко всем этим стилям собьют тебя с толку. Если ты захочешь работать сегодня в манере одного, завтра в стиле другого, ты не достигнешь совершенства ни в одном. Но нужно обладать уже очень тяжеловатым умом, чтобы, непрерывно идя по одному пути, чего-нибудь не достигнуть. Затем, если природа тебя хоть немного одарила фантазией, ты выработаешь собственную манеру, и она может быть только хорошей, так как и разум, и рука твоя, привыкнув срывать цветы, не сорвут терний.

XXVIII. Постоянное рисование с натуры и непрерывное в этом упражнение важнее копирования произведений мастеров.

Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретёшь некоторое чувство в рисунке. Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесёт тебе огромную пользу.

XXIX. Как ты должен согласовать свою жизнь с своим достоинством и работой и в каком обществе и каким образом следует прежде начинать рисовать фигуру в рост.

Твоя жизнь всегда должна быть упорядоченной, как если бы ты изучал теологию или философию, или другие науки, а именно есть и пить надо умеренно, по крайней мере, два раза в день, употребляя лёгкие и питательные (divabre - ценные) кушанья и лёгкие вина. Охраняй и щади свою руку, избегая её утомлять бросанием камней, железных брусьев и многих других вещей, для неё вредных. Существует ещё другая причина, по которой твоя рука может сделаться столь неуверенной, что станет более зыбкой, чем лист, колеблемый ветром: это бывает, если ты слишком много пользуешься обществом женщин. Возвратимся к нашему предмету. Возьми папку из проклеенных листов или из дерева, лёгкую, прямоугольную, такую, в которую можно было бы положить ioglio reale, т.е. пол-листа бумаги, чтобы держать в ней твои рисунки, а также для того, чтобы класть на неё твой лист для рисования. Затем всегда отправляйся или один, или в компании занимающихся тем же, чем и ты, и не склонных тебе мешать. И чем это люди - более знающие, тем лучше для тебя. Когда ты находишься в церкви или часовне и начинаешь рисовать, прежде всего, посмотри, как сцена или фигура, которые ты хочешь рисовать, распределены в пространстве, и посмотри, где у неё тени, полутени и света, а это значит, что тебе нужно сделать тени чернильной акварелью, в полутенях – оставить самый фон, а в светах – пользоваться белилами.

XXX. Каким образом прежде, чем начать рисовать на бумаге углём, снять с фигуры мерку, а затем закрепить рисунок серебряным штифтом.

Во-первых, возьми тонкий уголь, очинённый, как перо или штифт. Первой мерой для рисования возьми одну из трёх, которая имеет лицо; оно их всегда имеет три, а именно: лоб, нос11 и подбородок со ртом. И избрав одну из них, руководствуйся ею в фигурах и их соотношениях и в зданиях (фона); эта мера хороший руководитель; упражняй свой ум в умении пользоваться указанными мерами. Это необходимо потому, что сцена или фигура будет высокой, и ты не сможешь её достать рукой, чтобы смерить, поэтому руководствуйся разумом (intellecto) и ты найдёшь истину. Если же с первого раза сцена или фигура тебе не удадутся по размерам, возьми перо и смахивай волосками этого пера (гусиного, куриного или какого ни на есть) уголь с того, что ты нарисовал. И этот рисунок исчезнет. Тогда начинай сначала несколько раз, пока ни увидишь, что твоя фигура по размерам (misura) соответствует модели. Затем, когда увидишь, что она достаточно хороша, возьми серебряный штифт и пройди им, выискивая очертания и контуры твоих рисунков, по главным складкам. Когда это сделаешь, возьми снова мохнатое перо и хорошо смахни уголь, и твой рисунок останется закреплённым штифтом.

XXXI. Как надо тушевать на цветной бумаге акварелью и затем делать пробелку белилами.

Когда ты будешь иметь сноровку в тушевании, возьми кисть и акварельными чернилами пройди кистью, следуя движению главных складок; затем постепенно стушевывай, согласно тому, как идёт тень складок. Эта акварель должна быть почти как слабо окрашенная вода, а кисть всегда почти сухой; не торопись, оттеняй понемногу, постоянно возвращаясь той же кистью к более тёмным местам. Знаешь, чего ты так достигнешь? Если эта вода будет окрашена слегка, и ты тушуешь с удовольствием, без спешки, твои тени будут выходить подобно тонко стелящемуся дыму. Помни о том, чтобы всегда вести кисть плоско. Когда ты в этой тушёвке дойдёшь до совершенства, возьми одну или две капли чернил, влей в акварель и хорошо их смешай кистью. Затем указанным способом пройдя кистью до углублений складок, как следует, выискивая их основы, всегда помня о своей светотени, т.е. делении на три части: одна часть – тень, другая – цвет фона и третья – пробелка. Когда это сделаешь, возьми немного белил, хорошо стертых с гуммиарабиком (ниже я тебе объясню, как этот клей растворяется, и расскажу обо всех смешениях). Их достаточно самого маленького количества. Имей сосуд с чистой водой и, окунув в него твою кисть, три ею по этим стёртым белилам, особенно если они высохли. Затем возьми кисть и подправь и выжми её пальцами почти досуха. Потом начинай плоско (di piatto) указанной кистью тереть по тем местам, где должны быть света и выпуклости; пройди кистью несколько раз, руководя ею с чувством. Затем возьми острую кисть и тронь белилами наиболее выпуклые места, а затем пройди маленькой кисточкой, чистыми чернилами складки и контуры носа, глаз, волос на голове, в бороде, подчёркивая и прорисовывая их.

XXXII. Как ты можешь делать пробелку акварельными белилами, а тени чернильной акварелью.

Когда же ты будешь более опытен, я советую тебе ещё стремиться делать в совершенстве побелку акварелью так же, как это ты делаешь чернильной водой. Возьми белил, стёртых с водой, смешай их (temperala) с яичным желтком и тушуй так же, как чернильной водой. Но это тебе будет труднее и требует большего навыка. Всё это называется рисованием на цветной бумаге и является путём, ведущим тебя к искусству живописи. Следуй ему всегда, насколько можешь, так как в этом заключается всё твоё учение. Занимайся хорошо, старательно, с охотой и любовью.

XXXIII. Каким образом делают превосходные и тонкие угли для рисования.

Прежде чем идти дальше, я хочу тебе показать, каким образом делаются угли для рисования. Возьми несколько ивовых палочек, сухих и тонких, нарежь их длиною в ладонь, или, если хочешь, в четыре пальца. Затем расколи эти палочки и свяжи в пачки, как связки спичек, но раньше обстрогай и очини с обоих концов, как у веретена. Затем каждый пучочек в трёх местах (в середине и у обоих концов) свяжи тонкой медной или железной проволокой. Потом возьми новый горшок и положи их в него столько, чтобы горшок был полон. Затем возьми крышку и замажь её глиной, чтобы сделать горшок непроницаемым для дыма. Вечером пойди к булочнику, когда он окончит работу (т.е., когда перестанет печь хлеб), поставь этот горшок в печь и оставь его там до утра, а утром посмотри, хорошо ли угли прожжены и достаточно ли они черны. Если ты найдёшь их прожженными недостаточно, поставь их обратно в печь. Как убедиться в том, что они хороши? Возьми один из этих углей и рисуй на цветном листе или бумаге, на простой или на загрунтованной доске. Если уголь обожжён в меру, он работает хорошо; если же пережжён, он не держится на рисунке и при работе рассыпается на части. Даю тебе ещё другой способ делать такие угли: возьми глиняную сковороду, закрытую указанным выше способом, поставь её вечером на огонь, хорошо засыпь огонь золой и ложись в постель. К утру угли пережгутся, Подобным образом ты можешь делать по желанию большие и маленькие угли, и это лучшие угли на свете.

______________

10. di'spicchi – вероятно, мездровый клей.

11. В тексте, вероятно, ошибочно стоит viso – лицо вместо nazo – нос.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.