ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

…После традиционного для средневековья риторического введения и рассуждения о происхождении знания и искусств, в заключение I главы Ченнини пишет:

I.

Так и я, один из малых сих, работающий в искусстве живописи, Ченнино, сын Андреа Ченнини из Колле ди Валь Дельса, был обучаем названному искусству 12 лет моим учителем – Аньоло Таддео из Флоренции, который сам обучился этому искусству у своего отца Таддео; последний же, будучи крестником Джотто, учился у него в течение 24 лет. Джотто же перешёл от греческой манеры живописи к латинской, довёл её до современного состояния и владел искусством с таким совершенством, как никогда и никто. Чтобы ободрить всех тех, кто желает познать это искусство, я пишу заметки обо всём том, чему меня научил мой учитель Аньоло, и о том, чему я научился на практике.

II. Как одни стремятся к искусству по призванию, другие – ради прибыли.

Не без трепета начинают некоторые заниматься искусством живописи, которое нравится им по естественной склонности. Есть и такие, которых к живописи приводит не только любовь к искусству, но и бедность и жизненная необходимость заработка; но особой похвалы достойны те, которые стремятся к искусству из любви и расположения к нему.

III. Что должен знать тот, кто хочет заниматься названным искусством.

Поступайте под руководство учителя для учения как можно раньше и расставайтесь с ним как можно позже.

IV. Правило, которое показывает, на сколько частей и видов делится искусство.

В основе изобразительного искусства и связанных с ним ремёсел лежат рисование и живопись. Они же требуют следующего: уметь растирать или размалывать (краски)1, проклеивать, натягивать холст, грунтовать гипсом2 (ingessare), шлифовать и полировать гипс, делать из гипса рельефы, наносить болус и накладывать золото, полировать, смешивать темперу, делать фоны, пропылять3, процарапывать остриём контуры, зернить4, линовать, раскрашивать, украшать и покрывать лаком. Для работы на стене нужно: промывать стену, штукатурить, писать украшения, полировать, рисовать, писать по сырому и, наконец, заканчивать по сухому, смешивать темперу, украшать и заканчивать стенную живопись. Это и есть правила, которым, согласно тому малому, чему я сам научился, я и буду учить шаг за шагом.

V. О том, каким образом надо начинать работать на дощечке и о порядке этой работы.

Итак, как сказано, ты начинаешь с рисунка. Тебе надо узнать начальные правила рисования. Возьми доску из букса (bosso), размером в ладонь, хорошо отполированную и чистую, т.е. хорошо вымытую чистой водой, протёртую и отполированную порошком сепии, которую ювелиры употребляют при чеканке. Когда эта дощечка хорошо высохнет, возьми хорошо размолотой (в течение двух часов) кости, и чем она мельче размолота, тем лучше. Сохраняй кость завёрнутой в сухую бумагу, а когда тебе нужно будет грунтовать доску, возьми немного меньше, чем с полбоба, кости или ещё меньше, смешай её со слюной и размазывай большим пальцем по дощечке, пока она не высохнет; при этом держи дощечку в левой руке и пальцами правой руки постукивай по дощечке, пока не увидишь хорошо, что она высохла. Таким образом, дощечка вся равномерно покроется костяным порошком.

VI. Как рисуют на доске различными способами.

Для этого ещё годится дощечка из старого фигового дерева, а также те дощечки, которые употребляются купцами, сделанные из покрытого гипсом и масляными белилами (messe di biacca a olio) пергамента; в нанесении костяной пыли следуй тому же правилу, которое я указал.

VII.Какой вид кости подходит для грунтования досок.

Следует знать, какие кости хороши для этого. Бери кости рёбер и крыльев кур и каплунов, и чем они старше, тем лучше. Какими ты их находишь под столом, такими и клади в огонь; когда увидишь, что они хорошо побелели (и стали белее пепла), возьми их оттуда и как следует размели порфировым камнем и употребляй как сказано выше.

VIII. Как начинать рисовать штифтом и при каком освещении.

Хороши также кости бёдер и плеч барана, пережжённые указанным выше способом. Затем возьми штифт из серебра или меди или какой ни на есть, лишь бы у него был хороший серебряный тонко отполированный кончик. Начинай рисовать с образца лёгкие вещи, рисуй как можно больше, чтобы упражнять руку, легко касаясь дощечки штифтом, чтобы то, что ты начал рисовать, было едва заметно, постепенно усиливая штрихи, по нескольку раз возвращаясь к теням; чем темнее ты хочешь сделать контуры, тем больше к ним возвращайся. Наоборот, к выпуклым местам (т.е. светам) возвращайся мало. Пусть руководителями твоими, когда ты смотришь, является луч солнца, луч твоего глаза и твоя рука, ибо без этих трёх вещей ничего не может быть правильно сделано. Но делай так, чтобы, когда ты рисуешь, свет был умеренный, и солнце тебе светило с левой стороны. И таким образом начинай упражняться в рисунке, рисуя каждый день понемногу, чтобы у тебя не появилось отвращения и скуки.

IX. Как ты должен делать светотень своих фигур, согласно освещению придавая им этим рельеф.

Если же тебе придётся когда-нибудь рисовать или изображать что-либо в часовне или писать в каком-либо другом неудобном месте, так что ты не сможешь иметь свет, как тебе привычно, слева, следует придавать рельеф твоим фигурам или рисунку согласно расположению окон, которые находятся в этом месте и дают тебе свет. Итак, согласно тому, с какой стороны падает свет, придавай твоим фигурам рельеф, следуя указанному способу; и если случится, что свет тебе будет падать прямо в лицо, т.е. в глаза, размещай таким же образом светотень твоего рельефа, по указанному правилу. Если же из одного окна, большего, чем другие, имеющиеся в этом месте, падает больше света, следуй всегда лучшему (т.е. более сильному) свету и стремись его разумно использовать и ему подчиниться, т.к. в противном случае твоё произведение будет лишено рельефа, а следовательно станет простоватой и лишённой мастерства вещью.

X. Способ и метод рисовать на пергаменте и бумаге, и делать светотень акварелью.

Возвращаясь к избранному предмету, скажем, что можно рисовать на кожаном пергаменте и бумаге. На пергаменте можно рисовать или делать наброски указанным выше штифтом, нанеся на него предварительно описанный выше порошок кости или сандарака5, насыпая и распределяя его заячьей лапкой по бумаге в сухом виде. Если же ты нарисованный штифтом рисунок хочешь усилить, очерти контуры и нужные места чернилами и затем можешь протушевать оттенки чёрной акварелью, а именно – возьми на ореховую скорлупку воды, две капли чернил и тушуй почти совсем сухой, тупой6 кистью, сделанной из хвоста белки, прибавляя к акварели в тенях ещё несколько капель чернил. Таким образом можно работать и тушевать акварелью или платчатыми красками7, как это делают миниатюристы. Краски смешиваются с растительным клеем (gomma), или, лучше, с яичным белком, хорошо разболтанным и разжиженным.

XI. Как можно рисовать свинцовым штифтом.

Ты ещё можешь рисовать на описанной выше бумаге и пергаменте без кости свинцовым штифтом, сделанным из двух частей свинца и одной части хорошо прокованного молотком олова.

XII. Как удалить ошибку в рисунке, сделанном свинцовым штифтом.

На бумаге можно рисовать указанным свинцовым штифтом по костяному порошку и без него. Если ты ошибёшься и хочешь удалить некоторые сделанные этим штифтом штрихи, возьми немного хлебного мякиша и три им по бумаге, удаляя то, что хочешь. Подобным же образом ты можешь тушевать на указанной бумаге чернилами, простыми и платчатыми красками с указанной выше темперой.

XIII. Как нужно выполнять рисунок пером.

Попрактиковавшись в этом занятии (т.е. в рисовании штифтом) с год, больше или меньше, согласно твоему желанию и тому удовольствию, которое это тебе доставляет, ты можешь иногда рисовать на бумаге одним пером, которое должно быть тонко очинено. Рисуй осторожно, понемногу выполняя свои света, полутени и тени, возвращаясь к ним по нескольку раз. Если же захочешь, чтобы твой рисунок был более законченным, добавь тупой (mozzetto) беличьей кисточкой акварели, как я тебя тому учил выше. Чего ты достигнешь, упражняясь в рисовании пером? Того, что ты приобретёшь хороший навык в рисунке, как с натуры, так и по памяти.

XIV. Способ чинить перо для рисования.

Если тебе нужно знать, как чинится гусиное перо, возьми крепкое перо и держи его двумя пальцами левой руки, нижним концом вверх, возьми тонкий и острый перочинный нож и срежь поперёк на один палец длину пера и режь его, ведя ножом к себе, стараясь, чтобы надрез был ровный и приходился в середине пера. Затем (движением слева) срезай ножом перо у конца (со стороны, обращённой к тебе), заостряя его. Другой конец пера обрежь кругло и проведи надрез по длине всего пера. Затем поверни перо книзу, насади его на ноготь большого пальца левой руки и понемногу осторожно режь и чини его кончик, делая его более тупым или более тонким, согласно тому, хочешь ли ты его иметь для рисования или для письма.

XV. Как надо приступать к рисованию на цветной бумаге.

Чтобы найти основание пути к живописи и постепенно достигнуть света, следует кроме упомянутых до сих пор способов рисования, испробовать ещё один. Он называется рисованием на цветной бумаге или пергаменте. Оба материала цветные и окрашиваются одинаковым способом и одной и той же темперой8. Можешь сделать свою цветную бумагу красноватой, цвета виссона (bisso), зелёной, синеватой, неопределённого или серого цвета (berretine, bigie), телесной или (любого цвета) какой тебе нравится, т.к. для всех требуются одинаковая темпера и одинаковое количество времени для стирания краски, и на бумаге всех цветов можно рисовать одним и тем же способом. Правда, обычно большинство, как для тушёвки, так и для пробелки, всё больше и больше потребляют зелёную бумагу. Хотя мы и скажем о всех видах растирания красок, о их природе и смешении, здесь дадим краткие указания, нужные тебе для того, чтобы приступить к рисованию и окрашиванию бумаги.

XVI. Как делается и смешивается зелёный тон для окраски бумаги.

Когда ты захочешь окрасить пергамент из козловой кожи или бумагу, возьми с пол-ореха зелёной земли (verdeerra), половину этого количества – охры, с половину количества охры – густых белил, с боб костяного порошка, (о котором я говорил в главе о рисовании) и с полбоба киновари (cinabro) и хорошо сотри всё это на порфировом камне с колодезной, ключевой или речной водой. Три столько, сколько хватит терпения, так как чем больше ты будешь тереть, тем лучше будет краска. Затем замешай это с клеем следующего приготовления и крепости: возьми от аптекаря кусок клея (только не рыбьего) и положи его на 6 часов в сосуд с 2 стаканами чистой прозрачной воды. Затем поставь сосуд на умеренный огонь и, когда вскипит, сними пену. Когда немного прокипит, и ты увидишь, что клей хорошо разошёлся, два раза его процеди. Затем возьми банку для краски такого размера, чтобы в неё поместились смешанные краски, и влей в неё столько клея, чтобы краска хорошо стекала с кисти (corra bene al pennello); затем возьми толстую, мягкую щетинную кисть и бумагу, которую тебе нужно красить, и прокрой поверхность бумаги этой краской, водя легко полусухой кистью то в одном, то в другом направлении 3, 4, или 5 раз, пока не увидишь, что бумага окрашена равномерно; каждый новый слой клади по просохшей бумаге. Если же увидишь, что от твоей краски бумага становится сухой и похожей на кожу, это признак того, что темпера слишком густа, поэтому после первого же слоя прими меры, а именно, добавь чистой тёплой воды. Когда бумага готова и высохла, возьми нож и слегка прочисть лезвием поверхность окрашенной бумаги, чтобы удалить все соринки.

XII. Как надо окрашивать и шлифовать пергамент.

Если ты захочешь окрасить козловый пергамент, то его, прежде всего, следует намочить ключевой или колодезной водой, пока он не станет гибким и мягким. Затем растяни и прикрепи его гвоздями к доске, наподобие кожи барабана и, когда следует, окрась его указанным выше способом. Если бумага или пергамент покажутся тебе недостаточно гладкими, положи их на ореховую доску или хорошо отполированный камень. Затем ровно прокрой окрашенный тобою лист листом чистой бумаги и гладь изо всех сил шлифовальным камнем, употребляемым для полировки золота, - благодаря этому он станет гладким и мягким. Правда, некоторым нравится полировать самый окрашенный лист так, чтобы камень его непосредственно касался и полировал, так как это придаёт некоторый блеск. Можешь поступать, как хочешь, но первый способ лучше, так как если полируешь шлифовальным камнем непосредственно самую окрашенную бумагу, её блеск затеняет блеск штифта при рисовании, и, кроме того, наносимая на него акварель кажется не столь нежной и прозрачной, как при первом способе, тем не менее, поступай, как хочешь.

XVII. Как окрашивать бумагу в темно-фиолетовый цвет.

Теперь обрати внимание на изготовление (бумаги) этого тона. Для того, чтобы окрасить свою бумагу в цвет чёрной жинки или тёмно-фиолетовый (morella9, over pagonazza), возьми для указанного выше числа листов пол-унции густых (grossa) белил и с полбоба гематита (lapis amatito) и стирай как можно лучше всё вместе. Если долго тереть, краска не портится, а становится всё лучше. Темперу приготовляй указанным выше способом.

____________

1. В скобках, в настоящем переводе поставлены слова: 1) которые в оригинале пропущены, но подразумеваются и 2) технические термины и непереводимые выражения.

2. ingessare ; дальше gesso – гипс или мел; поэтому не всегда бывает возможным точно определить, кокой именно из этих двух материалов подразумевает Ченнини. С этой неточностью мы встретимся и в дальнейшем на протяжении всей книги.

3. В русском иконописном ремесле "припорох" – перевод рисунка.

4. Придавать живописной поверхности фактуру. Обычно во времена Ченнини это делалось штампом или специальным пунктирным колесом.

5. Vernice da scrivere – лак для письма, обычно сандарак.

6. Mozzetto от. чл. mozzare – обрезанный, обрубленный, но Ильг в данном случае переводит – gespitzt , т.е. заострённый.

7. Tiezzuola – кусок материи, заплата; Агеев переводит, как платчатые краски, исходя из строгого термина "платчатые румяна". От куска той краски.

8. Здесь tempere – смеси, множественное число; чаще tempera единственное число – смесь, но не темпера в общеевропейском современном смысле слова, т.е. краска, смешанная с маслом и клеем.

9. Morella – чёрная жинка, ветряная ягода.

Первоисточник: 
КНИГА ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТ О ЖИВОПИСИ. ЧЕННИНО ЧЕННИНИ. ОЗИГ – ИЗОГИЗ, М. 1933
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.