православная иконописная мастерская
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Некоторые вопросы о реставрации икон

Аватар пользователя Anuta
  1. расчистка: в какой пропорции лучше развести димексид со спиртом
  2. тонировки: пол лика на краснушке утеряно: тонировать пуантелью или послойно с санкирём
  3. покрывной слой: акрил-фисташковый лак долго сохнет, какие свойства у новых акриловых лаков
Средняя оценка
(3 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
92
points

1.Так это пробывать надо!!!Смотря какая икона...Я чаще димексид с водой беру.А я у Вас спросить хотела: чем на Предтече нимб делали.Чистенько так,у меня редко без утрат бывает :(
2.Я бы сначала по грунту охрочкой прошлась,а потом послойно и в разных направлениях СУХОЙ кистью,а если будут "лысины" - можно и пуантелью.
3.Я вообщее,КАТЕГОРИЧЕСКИ акрил-фист. на работаю.Побелеть может,да и необратимый.Возьмите мастичный,зачем акрилами???Ачто будет делать несчастный реставратор,которому достанется работать на этой иконе лет так через 100?Акрилы НЕОБРАТИМЫ,а у нас первое правило:материал должен быть обратимым.Может я чё не знаю???Мы тут в провинциях может отстали безнадёжно,просветите! :)

99
points

реставрационные материалы должны все только обратимые быть!
боже, как я замучился в Европах с изуродованной этими материалами мебелью!

116
points

На сколько я знаю, тонировки с использованием охры со временем сильно темнеют.

217
points

На Ваш первый вопрос четко ответить нельзя, если имелась ввиду та краснушка, к которой второй вопрос относится, то это одно. А если какая-то еще икона, то это,извините, смотреть надо.
Зачем вообще спирт добавлять? Димексид, как известно, продающийся в аптеке димметил-сульфаксид, но уже разведенный водой в определенной прпорции. Спиртом силнее Вы его едва ли сделаете, а ослабить его действие действительно лучше водой, как Анна советует.
На второй вопрос можно ответить так: а какие цели Вы ставите? Если стремитесь к музейности или архаичности, то можно очень красиво сделать пуантелью. А если нужен эффект целого и не утраченного, то лучше дописывать в стилистике автора: санкирь, вохрение и т.д.
Лак может не сохнуть потому, что он старый. Если он к тому же и Российского производства, то это сплошь и рядом. Либо берите иностранный лак, там правда бывают свои проблемы.
Вообще, надо четко представлять себе почему Вы покрываете вашу икону тем или иным лаком.
Слабый лак, типа мастичного, хорош, если икона будет храниться в хороших условиях, близких к музейным. Мастичным лаком также часто покрывают и картины. Его действительно легко удалить.
Но лак выполняет и защитную функцию. И тогда уместен более крепкий лак.
К слову по поводу необратимости акриловлго лака. Это неверно. Итальянский акриловый лак великолепно удаляется уайт-спиритом, на котором он собственно и разводится :) Фирма "Мамери" или "Феррари".
Наш акрил-фисташковый удаляется этиловым спиртом, правда скорее всего, вместе с тонировками :)
Ничего не вижу плохого в применении лака 4С он же ПФ-283. Иконы, даже музейные, часто храняться по- скотски. Например они могут стоять в иконостасе,в местном ряду, при этом церковь может быть неотапливаемая, а ТВР нарушен. ПФ-283 крытый в 2-а слоя превращается в плесневелое недоразумение за 10 лет!!! Но он хотя бы свою ЗАЩИТНУЮ! функцию за этот период успевает выполнить.
Так что если икона делается для церкви будет участвовать в богослужениях, окраплениях святой водой и т.п. сами судите чем Вам покрывать :)

224
points

У меня профессиональная болезнь - боязнь акрила называется.Меня от слова "акрил" трясти начинает. Я в своей практике в основном сталкиваюсь с варварским поновлением покрытым автомобильным акриловым лаком,в баллончике. Какие-то ловкачи-умельцы завелись...Ну а если итальянский хорошо удаляемый - ЗА.

221
point

Спасибо огромное, КОЛЛЕГИ, за рекомендации! А как это сухой кистью, если можно поподробнее об этом? Кстати, мне тут такой способ порекомендовали расчистки золота (или серебра) от лака, чтобы деликатно: надо не тампоном работать, а то под давлением лишнее сходит, а аккуратненько маленькой кисточкой (синтетика, колонок) размывать по квадратикам димексидом или др растворителем, а потом тампончиком промокать, удаляя то, что размыто - очень эффективно и без потерь. А про лак: мастичный надо будет попробовать, он в салонах продаётся? А вот ПФ - страшновато, он не слишком толстую плёнку даёт?

156
points

Да,в салонах продаётся.Сухой,в смысле отжимать кисть,чтобы капель не было.Можно ровную поверхность заливкой сделать (но это сложно и на больших площадях не очень применимо),а можно таким способом.Главное дать каждому слою хорошенько высохнуть.Постепенно набирается нужная плотность красочного слоя.Горизонтально покрыли,высохло,вертикально,высохло,по диагонали..ну и т.д. А потом где останутся места чуть светлее - пройтись пуантелькой. В общем,ничего нового - кисть в руку и вперёд :)

103
points

:? ;)

96
points

:) Анна, подскажите, какой лак Вы называете мастичным, который совсем без акрила? ... состав питерской бутылочки акрил-фисташкового лака: фисташковая смола (МАСТИКС) и тд. Просто с добавкой акрила, который спокойно обратим, он усиливает слабоватую плёнку мастикса. За 12 лет практики никаких изменений за ним не заметила. Белеет вроде даммара от влажности. Акрил-фисташковый сильнее блестит, это пока для меня проблема, он у меня как раз любимец по защитным свойствам, и сохнет хорошо. Если разводить его пиненом, можно добавить чуток уайт-спирита, схватится за секунды. Бывает использую Феррари, финальный лак для масла, но с баллоном нужно потренироваться, чтобы не оставалось капель, и он несовместим с акрил-фисташковым, даёт дикую шагрень. Что-то видимо с растворителем итальянца. Пентафталевый - прям даже интересно, неужели не отрывает тонировки... когда им покрывала декоративную роспись по дереву, получался мощный слой, и он сильно желтеет уже через 5 лет.

115
points

Кстати о феррари: есть такой лак у них золотой,т.е. с оттенком жёлтым, предназначен для покрытия серебра и придания золотого эффекта. Я решила попробовать: на иконе было серебрение, покрыто цветным лаком. Лак при расчистке удалила, ну а этот феррариевский по оттенку совсем не такой оказался, какой-то стронциановый оттенок присутствует. Я потом подобрала к этой иконе патинирующий состав(тоже итальянский - битумный), ну а этот жёлтый лак не знаю куда теперь применять, стоит пол литра :( Может посоветуете что-то: можно ли его чем-нибудь колеровать?

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.