Неизв.худ. "Портрет неизвестного мужчины", XIX в.

Аватар пользователя Юлия
Неизв.худ."Портрет неизвестного мужчины", XIX в., холст, масло, 54,8х43 см.
Фото до реставрации: 
Общий вид. Лицевая сторона. Боковое освещение.
Неизв.худ."Портрет неизвестного мужчины", XIX в., холст, масло, 54,8х43 см.
Фото в процессе реставрации: 
Общий вид. Лицевая сторона. Перед тонированием утрат авторского красочного слоя
Неизв.худ."Портрет неизвестного мужчины", XIX в., холст, масло, 54,8х43 см.
Фото после реставрации: 
Общий вид. Лицевая сторона.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Владелец: Вологодская областная картинная галерея. Инв.№ 57 нвф. Реставрация: Вологодский филиал ВХНРЦ имени акад.И.Э.Грабаря
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние памятника.

Историческая справка: 

Картина поступила в фонды музея в 1981 г. из Вологды, акт № 20 от 26 сентября 1981 г. (сведения предоставлены сотрудниками Вологодской областной картинной галереи).

Состояние до реставрации: 

ПОДРАМНИК отсутствует.
ОСНОВА - холст льняной прямого полотняного переплетения, средней плотности и зернистости (на 1 кв.см приходится 14 нитей по основе, 14 нитей по утку). Переплетение нитей равномерное. Нити имеют узелки и утолщения. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.
Основа деформирована из-за хранения картины без подрамника. По левому и правому краям картины наблюдается ярко выраженная волнообразная деформация. По краям основы имеются вытянутости нитей к гвоздевым отверстиям (гирлянды натяжений). Основа имеет горизонтальные изломы:
1) в верхней части длиной 32 см;
2) в средней части справа длиной 11 см;
3) в нижней части длиной 21 см.
Изломы холста различной направленности расположены по всей поверхности картины. Наблюдаются изломы вдоль внутренних и внешних ребер подрамника, на котором ранее была закреплена картина. Судя по расположению изломов от подрамника, ширина планок подрамника составляла 3 см. Фрагментарно наблюдается деформация по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины.
Основа имеет прорывы:
1) в верхней части справа два прорыва, распложенные один под другим, размером 0,5х0,3 кв.см и 0,3х0,3 кв.см с утратами фрагментов холста;
2) разрыв нитей длиной 1 см, расположенный на горизонтальном изломе в средней части справа;
3) разрыв нитей длиной 4 см с деформацией нитей и утратой фрагментов нитей, расположенный на горизонтальном изломе в нижней части;
4) на расстоянии 17 см от нижнего края основы на границе живописи имеется разрыв нитей холста разм.0,1х0,1 кв.см.
Основа значительно запылена, загрязнена. По всей поверхности наблюдаются фрагментарные прохождения разложившего светлого грунта красновато-охристого цвета на тыльную сторону между нитями холста. Абрис подрамника отчётливо просматривается в виде тёмных полос. Наблюдаются следы затеков с неровными границами, пятна неизвестного происхождения, точечные прохождения краски между нитями холста вдоль границ живописи. В нижнем правом углу на границе живописи наблюдается затёк краски вдоль границы длиной 1,5 см.
На тыльной поверхности основы отчётливо просматривается отпечаток граней подрамника в виде светлых полос шириной 3 см. Не закрытая подрамником поверхность основы покрыта слоем спрессованных загрязнений. На всей поверхности с живописью наблюдаются тёмные контуры, повторяющие утраты грунта с красочным слоем.
В нижней части основы на холст чёрной шариковой ручкой от руки нанесен в две строки инвентарный номер: «Н.всп 57 НХ/ ВОКГ».
Кромки узкие, достаточно равномерные, шириной ок.1 см.Кромки деформированы, имеют скрученности, вытянутости нитей. На кромках имеются гвоздевые отверстия с разрывами, деформацией и утратой нитей холста. Расстояние между отверстиями варьируется от 5 до 2 см. Судя по расположению отверстий, картина скорее всего не перетягивалась. Верхняя и нижняя кромки холста совпадают с заводской кромкой. Таким образом, основа для картины выкроена из льняного полотна с заводской шириной 56,5 см. Изображение направлено вдоль нитей утка.
На кромках имеются прорывы:
1) в правом верхнем углу прорыв холста, идущий от края основы до границы живописи длиной 2 см с утратами и деформацией нитей холста;
2) в средней части справа имеется прорыв холста, возникший из гвоздевого отверстия на кромке и идущий до границы живописи длиной 1 см с утратами и деформацией нитей холста;
3) ниже предыдущего на расстоянии 15,5 см находится прорыв холста, возникший из гвоздевого отверстия на кромке и идущий до границы живописи длиной 1 см с утратами и расхождением нитей холста;
4) в правом нижнем углу имеется горизонтальный прорыв, идущий вдоль излома от внешнего ребра подрамника длиной 2 см с деформацией и утратой нитей холста;
5) в нижнем левом углу имеется вертикальный прорыв холста длиной 1 см с утратой фрагмента холста, расположенный вплотную к границе живописи на кромке разм. 0,5х0,5 кв.см;
6) на расстоянии 6 см от нижнего края основы по левой кромке прорыв холста, возникший из гвоздевого отверстия на кромке и доходящий до границы живописи длиной 1 см с утратами и деформацией нитей холста.
ГРУНТ. Проба грунта с красочным слоем взята на фоне в нижнем левом углу. Под микроскопом МБС-10 просматривается тонкий однослойный светлый грунт красновато-охристого цвета с редкими вкраплениями частиц чёрного цвета. При воздействии водой грунт размывается. Грунт плотный. Признаков вспенивания грунта визуально не наблюдается. Скорее всего, грунт эмульсионный.
Слой грунта равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста), покрывает всю живописную площадь картины. Фрагментарно наблюдается прохождение грунта между нитями холста на тыльную сторону картины, вызванное, вероятно, воздействием влаги и размыванием грунта. Грунт хрупкий, неэластичный. Грунт имеет многочисленные осыпи и утраты по всей площади картины.
Расположение утрат грунта:
1. Утраты и осыпи грунта расположены на изломах холста (см.ОСНОВА) почти сплошной полосой, ширина которой варьируется от 0,1 до 0,5 см.
2. Вдоль правой границы живописи с заходом на верхнюю границу расположен ряд утрат, имеющих вид коротких полос неравномерной ширины и расположенных рядом с гвоздевыми отверстиями на кромках картины. Вероятно, эти утраты грунта возникли от механических воздействий на живописный слой при неаккуратном снятии картины с подрамника и вытаскивании гвоздей.
3. Утраты грунта расположены в местах прорывов основы (см.ОСНОВА).
4. Многочисленные утраты грунта расположены в местах смятостей холста (см.ОСНОВА), а также по кракелюру. Наиболее значительные утраты наблюдаются на изображении правого плеча портретируемого, в средней нижней части картины. Общая площадь утрат грунта составляет ок.10% от всей живописной площади картины.
Наблюдаются точечные выпады грунта между нитями холста, а также утраты грунта по фактуре холста. Связь грунта с основой неудовлетворительная.
Кромки незагрунтованы.
КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ — равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Красочный слой покрывает всю живописную площадь картины. Живопись гладкая, многослойная, с неярко выраженной фактурой, с применением лессировочного письма. Живопись более плотная в светах, изображении лица и кисти правой руки, более тонкая в тенях. Фактурно прописаны блики света в глазах портретируемого, декоративная отделка переда белой рубашки.
Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ).
Живопись покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения.
Связь грунта с красочным слоем удовлетворительная.
ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. Поверхность картины имеет блеск. Покровная пленка неравномерная. Наблюдается отсутствие блеска в углублениях фактуры и по краям произведения. При просмотре картины в УФ-излучении покровная плёнка светится желтоватым цветом, неравномерная, неплотная. Заметные неровности покровной плёнки расположены на изображении лица и по краям картины, где покровная плёнка фрагментарно отсутствует (желтоватого свечения не наблюдается). На поверхности живописи под УФ-излучением наблюдаются мелкие тёмные пятна.
ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Живопись покрыта слоем пылевых загрязнений, мушиными засидами. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры живописи.
ПОДПИСИ не обнаружено.

Методика: 

1. Кромки картины очищены от загрязнений, расправлены. Разошедшиеся нити уложены в первоначальное положение.
Холст вокруг прорывов очищен от загрязнений. Прорывы основы заделаны методом «встык» по методике ВХНРЦ. В качестве клея использовался раствор ПВБ в этиловом спирте.
2.Картина закреплена на рабочем подрамнике с помощью полос из крафт-бумаги, выкроенных вдоль волокон.
3. По методике ВХНРЦ выполнено укрепление грунта с красочным слоем при помощи заклейки живописи тремя листами папиросной бумаги. В процессе укрепления живописи выполнялась работа по устранению основы.
4. Картина перевёрнута лицевой стороной вниз. Оборот очищен от загрязнений при помощи щетинной кисти, скальпеля и пылесоса. На обрабатываемом участке предварительно с лицевой стороны слегка увлажнялась папиросная бумага при помощи влажного ватного тампона.
5. С поверхности картины удалены папиросная бумага и клей. Деформация основы устранена полностью.
6. Живопись укреплена недостаточно. Выполнено повторное укрепление грунта с красочным слоем с лицевой стороны.
7. Установлены размеры реставрационного подрамника: 54,8 х 42,4 см.
8. С поверхности картины удалены папиросная бумага и клей. Живопись укреплена хорошо.
9. В места утрат авторского грунта подведен тонированный реставрационный грунт.
Состав грунта:
1) мел;
2) 6% водный раствор рыбьего клея с медом (1:1 к весу сухого клея) температуры 20°С;
3) масляные краски:
охра красная;
охра золотистая;
марс чёрный.
Грунт выровнен в пределах утрат при помощи влажной пробки и влажного ватного тампона.
10. Дублирование авторского холста на новую основу.
11. С поверхности картины удалены папиросная бумага и клей. С кромок удалены полосы крафт-бумаги.
12. Картина натянута на новый реставрационный подрамник при помощи щипцов для натяжки холста и гвоздей «тэкс» с предварительно наколотыми на них картонными прокладками. Кромки загнуты на ширину фаски и закреплены с тыльной стороны гвоздями «тэкс». Клинки зафиксированы в пазах при помощи вощёной нити.
13. Ранее недоступные не загрунтованные утраты авторского грунта с красочным слоем загрунтованы тонированным реставрационным грунтом.
Реставрационный грунт выровнен в пределах утрат с помощью влажной пробки. Излишки грунта убраны влажными ватными тампонами.
14. Выполнено удаление загрязнений с поверхности живописи.
15. На фоне, изображении руки и на изображении белой манишки выявились неровности пожелтевшего лака, мешающие общему восприятию живописи. Решено выполнить выравнивание лаковой плёнки на фоне произведения, изображении руки и манишки в местах неровностей лака.
Для фрагментарного выравнивания лака на выбранных участках подобран состав – смесь этилового спирта с пиненом – таким образом, чтобы воздействовать на лаковую плёнку послойно, контролируя процесс.
16. Картина покрыта реставрационным лаком при помощи кисти.
17. При помощи колонковых кистей № 1 и № 2 выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя. Из масляных красок частично удалено льняное масло при помощи фильтровальной бумаги. В качестве разбавителя использована смесь лака с пиненом.
18. Картина окантована по периметру тонкими, затонированными морилкой деревянными рейками.
На тыльную сторону подрамника белой масляной краской нанесен инвентарный номер музея.

В результате проведённых консервационно-реставрационных мероприятий картина выведена из аварийного состояния и приведена в экспозиционный вид.

Средняя оценка
(9 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
111
points

Уважаемая Юлия! Ваша работа производит очень хорошее впечатление! Но в методах реставрации есть некоторые неточности, которые желательно объяснить.
1."2.Картина закреплена на рабочем подрамнике с помощью полос из крафт-бумаги, выкроенных вдоль волокон." - рабочие кромки приклеены к чему? Предполагаю, что к лицевой поверхности картины. Но как подготовлена поверхность? Может была необходимость укрепления красочного слоя и нанасения профилактической заклейки по периметру?
2.После фиксирования картины на рабочем подрамнике, вы провели укрепление "при помощи заклейки живописи тремя листами папиросной бумаги. В процессе укрепления живописи выполнялась работа по устранению основы". Понять это просто не мог. Делали, уверен, совсем не так. Но что написали! Методики организаций никогда не предлагают один незыблемый вариант работы. Всегда необходимы пробы!
3. Каким образом были устранены деформации холста? ведь не от того, что "с поверхности картины удалены папиросная бумага и клей. Деформация основы устранена полностью"
4. После удаления проф. заклейки, вы сделали дублирование?
Вы все замечательно сделали, но описать не хватило сил! У стороннего наблюдателя и Аттестационной Комиссии могут возникнуть аналогичные вопросы. Научитесь правильно все описывать! Постарайтесь! Вы можете!

84
points

1.работа по устранению (деформации) основы
2.Где-то все описано очень подробно, вплоть до обмеров и материалов..а где-то пропущены очень важные моменты: снятие профилактики=дублирование=снятие профилактики. А где нанесение? То же с растяжкой на рабочий подрамник( нет профилактики на кромках) - уверена, что в работе все это было.. просто не записали
в общем - просто неточности.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
  работа - замечательная!

134
points

Спасибо, птичка!
Что-то мешает мне выкладывать в интернете подробную методику с процентами...))) Просто знаю людей, которые считают, что можно научиться реставрации по книгам и реставрационным паспортам.

137
points

Увы... Что-то помешало мне выкладывать методику целиком слишком уж подробно...
1. Авторские кромки очищены от загрязнений (возникла такая необходимость, так как очень уж значительный слой был спрессованной пыли на них). Затем авторские кромки расправлены. Нити уложены в первоначальное положение. Заделаны прорывы, расположенные близко к живописи. Картина закреплена на планшете лицевой стороной вверх. Авторские кромки проклеены гелеобразным рыбьим клеем с кисти. Оставлены до полного высыхания. Затем они заклеены полосами папиросной бумаги с заходом на живопись на 0,2 см. А уж после этого на кромки впритык к живописи наклеены полосы крафт-бумаги.
2-3. Работа по укреплению проводилась участками. Поскольку формат небольшой, то обошлись тремя участками. В процессе укрепления путем проглаживания участка тёплым утюжком холст становился эластичным, а живопись - пластичной, что позволяло в итоге устранить жёсткие деформации на участке.
4. После удаления профзаклейки перед дублированием был подведен и выровнен реставрационный грунт. Живопись заклеена одним листом папиросной бумаги. Предварительно подготовлен дублировочный холст (двухкратная проклейка рыбьим клеем с просушкой между ними и устранением узелков холста). Авторский холст тоже предварительно проклеен тёплым рыбьим клеем.
Спасибо за замечания. Я буду стараться)))

105
points

Юлия! Отличная работа! спасибо за отчет.
ЗЫ.larsen...как всегда много слов...свой собственный отчет всего один...и тот не безупречен...

С уважением.

70
points

Уважаемая Ksyu! Я посмею дать совет - никогда не переходите на личности, даже если они вам не очень приятны. Я не пряник и не рубль (доллар), которые всем нравятся. Комментировать может любой реставратор и без отчетов. Если мои вопросы глупы - обоснуйте. Мой отчет уместнее обсуждать по месту его нахождения. По вашим работам я боюсь и вопросов задавать. Пора отбросить все комплексы ( я не злой и противный человек). Желаю творческих успехов!

107
points

и вам того же...

С уважением.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.