ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

ПОДГОТОВКА К АТТЕСТАЦИИ. ПРАКТИКУМ.

Аватар пользователя larsen

Аттестация реставратора - признание реставрационным сообществом специалиста –реставратора (консерватора), которому можно доверить работу с памятниками истории и искусства. Реставратор должен доказать свою компетентность в избранной специальности. На рассмотрение комиссии соискатель представляет несколько экспонатов, которые он реставрировал. Следует отметить одну важную деталь – реставрация должна быть проведена под наблюдением Реставрационного Совета. Совет утверждает методы работы и принимает ее результат (экспонат после консервации или полного комплекса реставрации). Есть несколько уровней квалификации реставраторов в нашей стране, вы их знаете. Более точно, квалификационные характеристики будут опубликованы. Они означают степень допуска специалиста к работам той или иной сложности. Здесь никто ничего нового не придумает. Требования к документам, сопровождающим реставрационный процесс достаточно просты – паспорт реставрации, альбом фотографий рабочих процессов и различные приложения (исследования и т.д.). Требования к фотографиям, надо полагать, могут быть изменены. Вместо черно-белых фотографий, в наш компьютерный век ,достаточно будет предоставить цифровые фото ( формат будет уточнен). Вы должны ожидать осмотра экспоната Рабочей группой Комиссии и составления ей письменного заключения. Правила могут уточняться. Самое главное, помимо хорошо выполненной работы, - отчет (паспорт реставрации). Здесь вас могут ожидать «подводные камни». Попробуем их достать.

Средняя оценка
(12 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
360
points

В паспорте реставрации есть два наиболее сложных пункта –описание состояние сохранности и проведение реставрационных мероприятий.
Описание состояния памятника перед реставрацией не стоит писать мелким шрифтом без интервалов и красных строк. Оно должно быть ясным и понятным читателю. Следуя общепринятому порядку изложения (основа – грунт - красочные слои - поверхностные пленки), полезно отметить взаимную связь повреждений всех составных частей произведения. Хорошо сделать ссылку на фото, когда рассказывается о состоянии того или иного участка экспоната. Если в реставрационных мероприятиях реставратор говорит об утоньшении лака или удалении старых реставрационных записей, а в описании упоминания о них нет –большой недочет. Синхронизация двух пунктов необходима! Необходимо отмечать все старые реставрационные вмешательства, доступные визуальному наблюдению
Довольно часто возникает необходимость проведения дополнительных работ, потребность в которых возникла в процессе реставрации. Это заносится в перечень реставрационных мероприятий (решение Реставрационного Совета).
Важный пункт – лабораторные следования. О них можно кратко рассказать в графе паспорта и сделать ссылку на приложение, где, внимание, они должны быть достаточно хорошо представлены. Именно на основании визуального изучения памятника и результатов лабораторных исследований создается программа реставрации. Все действия реставратора должны быть обоснованы! Об исследованиях мы поговорим несколько позже.

352
points

Larsen, можно использовать Ваш дневник в личных целях ? - например,выложить на суд описание сохранности из своего реставрационного паспорта ?

129
points

Вопрос немного не понял, особенно насчет суда.Испуган даже несколько... Конечно можно, даже полезно очень! Прошу вас!

200
points

larsen пишет:
Вопрос немного не понял, особенно насчет суда.Испуган даже несколько... Конечно можно, даже полезно очень! Прошу вас!
)) Ну это я,как всегда, шучу не в тему)) Под судом имела ввиду конечно критику. У меня,как вы знаете, проблемы с исследованиями..

Портрет неизвестной, н.х., нач.19в., холст, масло, 62 х 53см.

Основание для реставрации: Сильная деформация, провисание, угроза осыпей, присутствие живописи на кромках, прорывы, утраты красочного слоя , неравномерное удаление лака, сильное загрязнение поверхности.
Состояние при поступлении в реставрацию(по визуальным наблюдениям):
Подрамник: углы подрамника соединены неподвижно простым прямым шипом. Крестовина и скосы отсутствуют. Рейки узкие 4,5 х 2 см. , имеют незначительные сколы и трещины. Требуется замена подрамника.
На верхней рейке слева надпись белой масляной краской: «(..)»
На той же рейке справа – наклейка : «(…)»
Холст: прямого плетения, домотканый, среднезернистый(14 нитей по основе х 10 нитей по утку), с неровностями и утолщениями нитей, средней толщины, плотный. Холст утратил эластичность, очень жесткий, ветхий. Наблюдается перекос нитей холста, возникший при первоначальной натяжке.
Кромки узкие, очень ветхие, жесткие, сильно деформированные, с многочисленными прорывами и утратами. Правая и левая кромки имеют станочную закраину.
В настоящее время картина почти полностью сорвана с гвоздей. Нижняя(неровно оборвана, находится на внешней стороне подрамника) и левая кромки не закреплены вовсе, правая закреплена только в верхней части подрамника. Верхняя кромка отсутствует, в качестве нее использована авторская живопись(1,5 см.).
Картина подвергалась перетяжке, во время которой ее сдвинули вверх на 1,5 см., использованы кованые гвозди.
Наблюдается сильная деформация холста: общая деформация в связи с отсутствием натяжения; изломы по внутреннему периметру подрамника; сильная деформация нижнего края картины; слабая деформация(втянутость) по кракелюру; сильная деформация(втянутость) в верхней половине картины по изображению головы, вызванная неравномерностью нагрузки красочного слоя.
Прорывы холста( кроме кромок):
Верхний край в левом углу на сгибе- фигурный прорыв с утратой холста 0,5 х 1,2 см., края прорыва ровные, не деформированные.
Нижний край в центре – 2 прорыва с утратами холста 0,6 х 0,3 см. и 1,2 х 0,8 см., края прорывов деформированы, нити вытянуты.
Углы картины протерты.
Оборот сильно загрязнен.
Грунт: авторский, средней толщины, рыхлый, предположительно клеево-масляный, двухслойный. Нижний слой светло-охристый(предположительно проклейка с наполнителем), верхний слой – более плотный, золотисто-коричневый(предположительно клеево-масляный).
Грунт сильно деструктирован, пересушен, утратил связующее. Поврежден жестким кракелюром (мелко и среднесетчатого характера) с приподнятыми краями, грозящим осыпями.
Связь грунта с холстом нарушена по всей поверхности произведения, в результате чего образовались многочисленные отслоения и утраты грунта вместе с красочным слоем.
Наиболее значительные утраты расположены слева от головы , по нижнему и верхнему краю картины.
Красочный слой: средней толщины, многослойный, с повторными прописками, слегка фактурный. На изображении головы, руки и листов книги фактура более ярко выражена. Красочный слой деструктирован, пересушен.В левом нижнем углу деструкция с перерождением цвета красочного слоя, вызванная наклейкой (утрачена). Потертости поверхности ( по зерну холста и гребням кракелюра)
Связь с грунтом удовлетворительная. Красочный слой поврежден грунтовым кракелюром с приподнятыми краями, грозящим осыпями. Имеются многочисленные утраты, совпадающие с утратами грунта.
Связь между слоями живописи нарушена - утраты верхних слоев живописи (до подмалевка ) по правому, левому и верхнему краям картины .Наиболее значительная утрата находится в центре верхнего края картины (схема утрат прилагается к паспорту).
Покровный лак: тонкий, неравномерный; пожелтение, потемнение, «прожухание», потертости по зерну холста и кракелюру.В нижней половине наблюдается сильное разложение лака , вызванное (скорее всего)попаданием влаги на поверхность картины.
При предыдущей реставрации лак был неравномерно удален/утоньшен(схема прилагается к паспорту) :
Удален - лицо, рука, платье
Утоньшен – книга, фон справа. Наблюдаются сгустки лака.
Сохранен полностью – теневая часть фона слева от фигуры.
Общее сильное загрязнение поверхности. Авторская подпись отсутствует.
Исследование картины в УФЛ : желтоватое свечение лаковой пленки. Лаковая пленка неровная - видны следы движения флейца , потертости лака и следы предыдущей реставрации(утоньшение/удаление).Схема исследования в УФЛ прилагается к паспорту
Задание на реставрацию:
1.Укрепление к.с.
2.Расчистка оборота холста.
3.Подведение реставрационных вставок холста в места прорывов методом"встык"
4.Подведение и обработка реставрационного грунта.
5.Закрепление картины на рабочем подрамнике
6.Проведение проб для выбора состава и метода укладки жесткого кракелюра и удаления деформации.
7.Укрепление к.с.
8.Дублирование.
9.Натяжка на экспозиционный подрамник,восстановление первоначальной композиции.
10.Удаление поверхностных загрязнений.
11.Уточнение реставрационного грунта.
12.Выравнивание лака.
13.Покрытие реставрационным лаком.
14.Тонирование утрат к.с и грунта.
=============================================

154
points

Нормальное описание! Все по существу! Обычно Рест. Совет дает более лаконичные задания. без подробностей. План проведения реставрационных мероприятий принято писать в повелительном наклонении-укрепить, удалить и т. д. В перечне мероприятий, если он представляется подробно,не хватает пункта" укладка жесткого кракелюра и устранение деформаций" после соответствующих проб. В описании упомянуто разложение лаковой пленки в нижней части картины.Пункта задания на регенерацию нет. Тонировки покрывались лаком? А так все о кей. Большое спасибо за предоставленный материал!

153
points

Спасибо ,переделаю !
На самом деле задание на реставрацию состоит из 9 пунктов (расчистка холста, пробы , повторное укрепление,уточнение грунта в задание конечно не входят..- дописала,чтобы было понятнее какие работы проведены.)
Да, разложение было, но после укрепления и снятия профилактики оно больше не наблюдалось. Регенерация в этом случае не потребовалась.
Тонировки выполнялись по лаку, на том же составе, которым покрывалась живопись. Дополнительного не проводилось( обычно это делается через пару лет вместе с уточнением тонировок).
А что с исследованиями? маловато как-то у меня получается..(

149
points

Что есть - то есть. Надо,прежде всего более точно назвать вид исследования. В вашм случае это исследование поверхности картины в свете видимой УФ люминесценции (есть и другое исследование в УФ лучах).Ваше описание вполне лаконично и хорошо. Но, давайте пойдем дальше - отметим на фото различные зоны люминесценции и попытаемся обьяснить более конкретно причины различного цвета и активности свечения, если это возможно. Меня заинтересовал цвет люминесценции картины - желтое свечение. Это не очень характерно для "легких" лаков (даммара, мастикс). Они испускают молочно-белое свечение с примесью легкого голубого или зеленого тона .Очень похоже на масляную пленку (предположительно). Это должно вас заинтересовать и попытаться определить связующее лака. За количеством исследований гнаться не стоит.Можно попробовать исследовать при помощи микроскопа с фиксацией на фото. Всегда очень многое проясняется. Постараюсь описать это подробно.

319
points

как раз это меня и интересует. У меня плохо описан лак .

172
points

К лабораторным исследованиям достаточно много реставраторов относится формально. Если требуют – напишем что-то. Вставляются разнообразные исследования, фотографии и т.д., которые носят несколько хаотичный характер – для галочки. Необходимо понять одну важную вещь –исследования- главная и решающая составная часть современной реставрации. Очень важно провести исследовательское изучение памятника по определенной программе, которую диктует сам экспонат. Лабораторные исследования можно разделить на несколько основных блоков: изучение объекта при помощи микроскопа, физико-оптические исследования в различных участках видимого светового спектра, в свете видимой УФ люминесценции, в ИК лучах, рентгенографические исследования, химические исследования образцов и т.д. Соискатель аттестации должен ориентироваться во всем этом и уметь обобщить полученные результаты. Начнем с самого «простого»- изучение экспоната при помощи микроскопа.

173
points

Для изучения живописи целесообразно использовать бинокулярные микроскопы различных фирм с диапазоном увеличения 1-30 Х. Для любой организации и частного реставратора – это обязательное условие. Экспонат изучается полностью при различных увеличениях. Целесообразно установить осветитель под небольшим углом к поверхности и исследовать фактуру произведения (поверхностный рельеф). Необходимая информация. Фактура старой живописи довольно сложна. Она состоит, условно говоря, из трех важных составляющих: 1.Первоначальная авторская (основа живописи, грунт, кистевая фактура живописного слоя, поверхностные пленки). 2. Изменения авторской фактуры в процессе старения ( деформации основы, кракелюр грунта и красочного слоя, временное изменение покровных пленок ). 3. Последствия реставрационных воздействий ( дублировочный холст, новая основа живописи, реставрационные прописи , деформированный красочный слой, по причине активных усилий реставратора, реставрационные лаки). При изучении живописи перед реставрацией необходимо во всем разобраться. Я понимаю ваше недоумение и предвижу вопросы. Зачем все это надо? От фактуры картины ( иконы) зависит восприятие памятника. Даже небольшое изменение фактуры произведения в процессе реставрации, отдаляет нас от авторского замысла. Учитывая ошибки прошлого, мы не должны их повторять. Анализ существующей фактуры – важнейший этап изучения произведения, он открывает путь к правильной реставрации.
фото утрачено
На фото участка иконы до реставрации (микроскоп) хорошо видно состояние сохранности грунта и красочного слоя, Наблюдается небольшое смещение фрагментов относительно друг друга.

Фото фрагмента картины (микроскоп). Отлично видна позднейшая запись участка авторской живописи. Гребни кракелюра авторского красочного слоя закрыты новым красочным слоем.

В микроскоп хорошо видны старые тонировки и потертости авторского красочного слоя.

Отправить комментарий

лицензиров_ние:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.