Румбы и бачата в Москве dance-1.ru

Неизв.худ. "Портрет старика", XIX в., ВГИАХМЗ; холст, масло, 61х49, ВОКМ 29759

Аватар пользователя Юлия
Неизв.худ. "Портрет старика", XIX в., ВГИАХМЗ; холст, масло, 61х49,  ВОКМ 29759
Фото до реставрации: 
Общий вид. Лицевая сторона.
Неизв.худ. "Портрет старика", XIX в., ВГИАХМЗ; холст, масло, 61х49,  ВОКМ 29759
Фото в процессе реставрации: 
В процессе реставрации. До тонировок.
Неизв.худ. "Портрет старика", XIX в., ВГИАХМЗ; холст, масло, 61х49,  ВОКМ 29759
Фото после реставрации: 
Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Владелец памятника: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние памятника.

Историческая справка: 

Картина поступила в реставрацию из фондов ВГИАХМЗ. Сведения о происхождении памятника отсутствуют.

Состояние до реставрации: 

Подрамник отсутствует. Основа памятника ветхая, значительно деформирована, загрязнена, имеет множество прорывов по всей поверхности холста. На живописной плоскости картины наблюдаются многочисленные осыпи и утраты грунта с красочным слоем, кракелюр, поверхностные загрязнения.

Методика: 

1. Удалены заплаты и газетная бумага с оборота картины.
2. Расправлены кромки с авторской живописью.
3. Заделаны прорывы методом «встык» с восполнением утрат фрагментов холста.
4. Картина закреплена на рабочем подрамнике.
5. Укреплен грунт с красочным слоем, устранена деформация основы. Уложен кракелюр.
6. Удалены загрязнения с тыльной стороны холста.
7. Удалены грубые тонировки по холсту в местах утрат грунта с красочным слоем.
8. Выполнено подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского перед дублированием.
9. Выполнено дублирование авторского холста на новую основу.
10. Картина натянута на новый реставрационный подрамник.
11. Выполнено окончательное подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского.
12. Удалены поверхностные загрязнения с живописи.
13. Выполнена регенерация лаковой плёнки.
14. Уточнён реставрационный грунт.
15. Утоньшена и выровнена лаковая плёнка.
16. Картина покрыта реставрационным лаком.
17. Выполнено тонирование утрат авторского красочного слоя.

Средняя оценка
(4 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
98
points

Уважаемая Юлия! Так как вы заинтересованы в предстоящей аттестации, позволю себе дать вам несколько советов и попросить вас ответить на некоторые вопросы.
В описательной части надо рассказать более подробно о состоянии картины. У вас нет упоминания о заплатах и газетной бумаги, нет рассказа о лаковой пленке. Методы реставрации должны согласовываться с описанием до начала работы.
Удаление заплат и газетной бумаги без предварительного укрепления живописи проблематично, равно как и устранение прорывов, без предварительной фиксации картины на рабочем подрамнике (без сильной натяжки!).
Вы удаляете рест. тонировки, а лаковая пленка была на них? На фото не видна значительно потемневшая и неровная лаковая пленка.
Какие были проведены исследования (грунт и т.д.)?
Какими красками были выполненя тонировки? Покрывались ли они лаком?
К достоинсвам вашей работы отношу то, что вы удалили позднейшие наслоения грунта до дублирования картины. В противном случае остаются деформации по этим местам.

96
points

Уважаемый larsen! Спасибо за замечания. Согласна. К сожалению, здесь нет возможности выложить весь реставрационный паспорт. Там всё подробно описано. Надеюсь, там есть ответы на Ваши вопросы. Если будут замечания, прошу Вас на них указать. Это для меня важно. Спасибо.
С уважением, Юлия.

100
points

Не знаю, как отправить. Поэтому выкладываю здесь...
Состояние памятника при поступлении в реставрацию:
а) по визуальным наблюдениям:
ПОДРАМНИК – отсутствует.
ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, среднезернистый (на 1 кв.см приходится 12 нитей по основе, 11 – по утку), редкий. Нити неравномерны, имеют узелки и утолщения. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.
Основа значительно деформирована по всей площади из-за продолжительного хранения памятника без подрамника, по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины грунта. По всей поверхности наблюдаются многочисленные изломы и смятости, возникшие от небрежного обращения с картиной. Вертикальные и горизонтальные изломы, проходящие вдоль границ произведения, повторяют абрис подрамника. Деформация наблюдается в области заплат, наклеенных с тыльной стороны для укрепления некоторых изломов и заделки прорывов. Заплаты имеют прямоугольную форму, выполнены из мелкозернистого, плотного, тонкого холста (на 1 кв.см приходится 22 нити по основе, 21 – по утку), пропитаны столярным клеем и заклеены газетой. Края заплат обмахрены, наблюдается расхождение нитей.
Месторасположение заплат:
№1. В центральной верхней части картины имеется заплата размером 4,5х3,2 кв.см. Клеевая связь между холстом заплаты и основой нарушена. Газетная наклейка поверх заплаты имеет неправильную форму, частично удалена. На поверхности холста заплаты наблюдаются остатки волокон бумаги. Часть газетной наклейки отстаёт от поверхности заплаты и смята в виде «гармошки».
№2. Под первой заплатой справа расположена заплата размером 6,4 х 3 см; сцепление с основой картины непрочное. Наблюдается частичное отставание по краям. Под заплатой видна вставка из холста, вырезанная по конфигурации прорыва основы.
№3. Справа от первой заплаты на расстоянии 11 см от правого края имеется заплата в форме неправильного треугольника со сторонами 4,4; 2,7; 3,5 см. Связь с основой памятника непрочная. Наблюдается отставание правого нижнего угла.
№4. В центральной части слева имеется заплата размером 17,5 х 4,5 см, расположенная горизонтально, вдоль излома с разрывами нитей. Сцепление холста заплаты с основой нарушено и сохранилось только в левой части площади приклеивания.
№5. В нижней части основы, справа, вдоль правого края произведения расположены три заплаты размерами 5х4 кв.см, 14х4 кв.см, 10,5х5 кв.см с расстоянием между ними 2 и 1 см. Две последние из перечисленных загнуты с правого края на расстояние ок.2 см и частично приклеены к газете. Все три заплаты заклеены одним сплошным газетным листом, частично утраченным и отставшим от поверхности заплат. В нижней части газетного листа имеется бумажная наклейка прямоугольной формы размером 3,8х3,3 см с инвентарным номером «ВОКМ 29759», написанным шариковой ручкой.
На всей поверхности картины отмечается ряд прорывов, разрывов нитей, проколов и утрат фрагментов авторского холста. Два прорыва, расположенные на изображении носа и лба портретируемого размерами 4,5х0,8 кв.см и 1,5х1 кв.см соответственно, заделаны при предыдущей чинке вставками, возможно выполненными из холста. Вставка на изображении носа частично просматривается с тыльной стороны под заплатой №2 (см.описание расположения заплат выше). Поверхность вставок неровная, бугристая, тонирована масляной краской.
На фоне произведения расположены:
- прокол на расстоянии 1,5 см от верхнего края в верхнем левом углу;
- прокол на расстоянии 7,5 см ниже предыдущего на вертикальном изломе;
- прокол в верхнем правом углу на расстоянии 2,3 см от верхнего края;
а) по левой кромке с авторской живописью:
- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,5х1 кв.см на расстоянии 5 см от верхнего края с вертикальным разрывом ниже неё длиной 1,5 см;
- горизонтальный разрыв длиной 1,5 см на расстоянии 5 см от предыдущего прорыва. По левому краю от разрыва, ниже него, расположен прорыв размером 1,5х0,5 кв.см с утратами фрагментов холста;
-прорыв с утратами фрагментов холста размером 2х0,5 кв.см, расположенный на расстоянии 5 см от предыдущего разрыва;
- гвоздевое отверстие на расстоянии 2 см от предыдущего прорыва;
- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,3х0,4 кв.см на расстоянии 5 см от предыдущего гвоздевого отверстия;
- утрата размером 0,5х0,5 кв.см на расстоянии 5 см от предыдущего прорыва;
- два гвоздевых отверстия на расстоянии 2 см от предыдущего прорыва;
- вертикальный разрыв нитей длиной 1 см на расстоянии 2,5 см от предыдущих гвоздевых отверстий;
- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,5х0,2 кв.см с диагональным разрывом в правую сторону длиной 2 см на расстоянии 0,3 см от предыдущего разрыва;
- гвоздевое отверстие размером 0,2х0,3 кв.см с утратами фрагментов нитей и вертикальных разрыв длиной 2,5 см на расстоянии 3,5 см от предыдущего прорыва;
- гвоздевое отверстие размером 0,2х0,4 кв.см с утратами фрагментов нитей на расстоянии 3 см от предыдущего.
б) по верхнему краю живописной поверхности:
- прорыв с утратами фрагментов холста в левом верхнем углу размером 1,5х1 кв.см с деформацией и расхождением нитей холста;
- вертикальный разрыв длиной 0,5 см на расстоянии 7 см от левой границы живописной поверхности;
- разрыв с утратами и деформацией нитей холста длиной ок.1 см на расстоянии 21 см вправо от предыдущего;
- прорыв на фоне слева от изображения головы портретируемого размером 1х0,5 кв.см на расстоянии 15 см от верхнего края (укреплен с тыльной стороны заплатой);
- прорыв в верхнем правом углу. Нити прорыва вытянуты, деформированы, имеют утраты.
в) вдоль правого края:
- прорыв с утратами фрагментов холста и деформацией нитей размером 0,5х0,3 кв.см на расстоянии 6 см от верхнего края;
- горизонтальный разрыв с деформацией нитей длиной 1 см на расстоянии 22 см от предыдущего прорыва.
На изображении головы и волос портретируемого расположены:
- два прокола на границе изображения волос и фона справа;
- прорыв с утратами фрагментов холста и деформацией нитей в области изображения правой части лба у основания волос;
- прокол в средней части изображения волос портретируемого;
- горизонтальный прорыв с деформацией нитей холста длиной 6 см в нижней правой части на изображении бороды портретируемого.
На изображении одежд портретируемого расположены:
- прокол в средней части по нижнему краю на расстоянии 31 см от левого края. Справа от него имеются 2 прокола на расстоянии 5 см с расстоянием 1 см между ними. Слева от него, на расстоянии 7 см расположен ещё один прокол;
- горизонтальный прорыв с деформацией нитей длиной 5 см на изображении левого плеча, идущий вдоль излома;
- горизонтальный прорыв длиной 2 см на расстоянии ок.5,5 см ниже предыдущего;
- два прорыва длиной 5 и 1 см с расстоянием 3 см между ними, идущие вдоль диагонального излома;
- прорыв с утратами фрагментов холста и деформацией нитей размером 0,5х0,6 кв.см в нижней центральной части картины на расстоянии ок. 14 см от нижней границы живописной плоскости;
- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,5х0,2 кв.см на расстоянии 2,5 см влево от предыдущего;
- два прорыва с утратами фрагментов холста. Первый, размером 1х0,6 кв.см, находится в правом нижнем углу. Второй, размером 1х1 кв.см, расположен по нижнему краю произведения на расстоянии 19 см от первого прорыва.
- прорыв с утратами фрагментов холста размером 2х1 кв.см (укрепленный с тыльной стороны заплатой) на границе фона и изображения левого плеча;
а) по левой кромке с авторской живописью:
- прорыв с утратами холста и деформацией нитей размером 0,5х0,4 кв.см на расстоянии 12 см от нижнего края живописной поверхности;
- прорыв с утратами фрагментов холста размером 0,3х0,3 кв.см. Влево от него и на расстоянии 11 см от нижней границы живописной поверхности расположен прорыв длиной 1 см;
- прорыв с утратами фрагментов холста и деформацией нитей размером 1,8х0,8 кв.см на расстоянии 3 см от нижней границы живописной поверхности.
В области изображения кистей рук расположены два горизонтальных линейных прорыва длиной 8 и 10 см настоянии 17 и 22 см соответственно от нижнего края картины. Оба прорыва с тыльной стороны укреплены заплатами).
В левом нижнем углу произведения наблюдаются расхождение, деформация и утраты нитей холста.
На тыльной стороне основы наблюдается неравномерный спрессованный слой загрязнений, остатки клея, пыль, пятна неизвестного происхождения. Памятник подвергался воздействию влаги, о чём говорят характерные следы затёков в виде тёмных неровных контуров на тыльной стороне основы. Следы затёков наблюдаются в нижней части основы и вдоль её левого края. В нижней части основы просматриваются две горизонтальные тёмные полосы, идущие вдоль изломов от ребер подрамника.
Слой поверхностных загрязнений наиболее значителен в центральной части основы, не скрытой плоскостью подрамника. По контуру загрязнённого участка можно предположить, что подрамник с шириной планок ок.5 см имел клинки.
По периметру картины проходит полоса шириной 2,5 см с чёткими границами частично сохранившегося клея красно-коричневого цвета (предположительно столярного). Возможно, вторично картина была наклеена на другой подрамник с шириной планок 2,5 см.
Кромки узкие, неровные, шириной от 0,1 см до 3 см. На холсте кромок наблюдаются многочисленные прорывы с утратами фрагментов и нитей холста и разрывы нитей холста вдоль границы живописной поверхности. В качестве левой кромки использован холст с авторской живописью. Основа кромок ветхая, руинированная, значительно деформирована, скручена, загрязнена. Вдоль кромок наблюдаются гвоздевые проколы с утратами и расхождением нитей холста, возникшие от неоднократной перетяжки картины на подрамник.
Ряды прорывов на кромках с утратами фрагментов холста наблюдаются:
1. По правой кромке шириной ок.1.5 см и длиной 1,5; 8; 2,5; 3; 10; 2; 5; 5 см, начиная от верхнего края. Края прорывов неровные, с деформацией и расхождением нитей основы.
2. По нижней кромке размерами ок.9х1 кв.см в средней части и ок.1,5х1,5 кв.см слева от неё.
3. В левом нижнем углу размером 3х2,5 кв.см.
4. По верхней кромке: в верхнем левом углу прорыв размером ок.1х1 кв.см. Вдоль кромки расположен ряд прорывов шириной ок.1 см и длиной 1; 1; 1; 2; 3; 3,5; 1; 1; 0,8; 0,5; 0,5; 0,8; 1,5 см, начиная от левого края.
ГРУНТ – средней толщины (при боковом освещении на отдельных участках просматривается фактура холста), серого цвета, хрупкий, неэластичный, достаточно равномерный.
Проба грунта с красочным слоем взята в области утраты грунта с красочным слоем в левом нижнем углу. При исследовании грунта под микроскопом МБС-10 при 42-хкратном увеличении просматривается двухслойный грунт: нижний слой тонкий, охристого цвета с редкими включениями частиц чёрного цвета; верхний слой более толстый, серого цвета, с редкими включениями частиц чёрного цвета. При воздействии водой грунт размывается. Следовательно, можно предположить, что грунт на картине клее-меловой.
Изломы грунта находятся в местах изломов и смятостей холста (см.ОСНОВА).
Утраты грунта расположены:
1. В местах загибов и изломов холста:
- в левом верхнем углу: 1) вертикальная утрата длиной ок.20 см, шириной до 0,5 см на расстоянии ок. 3 см от левого края; 2) вертикальная утрата длиной ок.17 см и шириной до 0,4 см, расположенная на расстоянии ок.11 см от левого края;
- горизонтальная утрата в верхней центральной части длиной ок.9 см, шириной до 0,4 см;
- горизонтальная утрата по центру слева длиной ок.16 см, шириной до 0,4 см; ниже неё расположены две утраты длиной ок.11 см и ок.16 см, шириной до 0,4 см;
- по центру справа на изображении левого плеча и бороды: 1) горизонтальная утрата длиной ок.16 см и шириной до 0,3 см на расстоянии 32 см от верхнего края; 2) длиной ок.20 см и шириной до 0,3 см на расстоянии 5 см ниже предыдущей; 3) пересекающая их справа утрата длиной ок.20 см и шириной до 0,4 см;
- горизонтальная утрата в центре, идущая от изображения правого уха, длиной ок.17 см и шириной до 0,2 см;
- вертикальная утрата, идущая вдоль загиба левой кромки с живописью шириной до 0,8 см.
2. Вокруг мелких прорывов холста и гвоздевых отверстий шириной до 0,5 см (см.ОСНОВА).
3. Вокруг многочисленных мелких изломов и смятостей холста, расположенных по всей поверхности из-за небрежного хранения картины без подрамника.
4. Вдоль кромок картины шириной до 1 см.
5. Многочисленные мелкие утраты:
- в левом верхнем углу общей площадью ок.10 кв.см;
- на фоне над изображением головы портретируемого общей площадью ок. 7 кв.см;
- на изображении одежд в нижней части справа от центра общей площадью ок. 8 кв.см;
- точечно по всей поверхности картины.
Связь грунта с основой неудовлетворительная.
Кромки не загрунтованы.
КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – достаточно равномерный, средней толщины (при боковом освещении на отдельных участках просматривается фактура холста). Живопись многослойная, с неярко выраженной фактурой, с применением лессировочного письма, более пастозная и плотная в светах, на изображении лица, одежде, более тонкая в тенях, на фоне.
Картина, возможно, является этюдом к более серьёзному произведению автора. В пользу этого предположения говорят некоторые приёмы написания, характерные для этюдов, которые художник применил в своей работе. Основное внимание автор уделил изображению головы портретируемого. Складки одежды, руки, посох написаны без тщательной проработки деталей изображения. При работе над фоном художник использовал щетинную кисть, о чём свидетельствуют хорошо просматриваемые следы и характер её движения.
На картине изображён седой старик, сидящий вполоборота. Его лицо благородно, излучает смирение и мудрость, постигнутую годами. В то же время в глазах ощущается усталость. Большие красиво вылепленные кисти рук покоятся на посохе. Правая кисть лежит под левой.
Портрет написан на хорошем профессиональном уровне, мягко, воздушно, с деликатными переходами между пограничными деталями. Глядя на картину чувствуется, что художник хорошо владеет не только мастерством рисунка и композицией, но и имеет практический опыт в технике и технологии масляной живописи на всех этапах создания живописного полотна, начиная с грунтования и заканчивая завершающей лессировочной стадией процесса.
Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). Многочисленные мелкие утраты красочного слоя наблюдаются:
1) в нижней части картины на изображении левой руки;
2) в верхней трети картины;
3) на изображении лица портретируемого;
4) по границам утрат грунта.
Многочисленные мелкие закрытые вздутия красочного слоя имеются в верхней трети живописной плоскости картины, возможно возникшие от резкого изменения температурно-влажностного режима вблизи поверхности рассматриваемого участка. Потертости красочного слоя наблюдаются по краям произведения, корпусным мазкам, гребешкам кракелюра, фактуре холста.
Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.
ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – потемневший, жухлый, неравномерный, тонкий, желтоватого оттенка. Имеет потертости по фактуре холста, гребешкам кракелюра.
ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Картина покрыта слоем пылевых загрязнений, мушиными засидами. Скопления загрязнений наблюдаются в углублениях фактуры живописи, трещинах кракелюра. На фоне справа имеются пятна и набрызги белого цвета. В области мелких закрытых вздутий красочного слоя наблюдаются белесые пятна.
Некоторые утраты грунта и красочного слоя затонированы масляной краской по холсту. Тонировки отличаются по цвету и тону от окружающей живописи и местами перекрывают её. Тонировки находятся на изображении волос в верхней части головы портретируемого; на фоне вверху и слева изображения головы портретируемого. Две тонировки имеются в верхней правой части на границе фона и волос. Наблюдаются частичная тонировка утраты красочного слоя с грунтом на изображении бороды, а также тонировка излома холста с прорывом на изображении левого плеча с заходом на изображение бороды. Две вставки в местах прорывов, расположенных на изображении носа и лба, также затонированы масляной краской.
ПОДПИСЬ. Подписи не обнаружено.

121
point

Определение состава грунта. Проба грунта с красочным слоем взята в левом нижнем углу картины. При исследовании грунта под микроскопом МБС-10 при 42-хкратном увеличении просматривается двух-слойный грунт: нижний слой тонкий, охристого цвета с редкими включениями частиц чёрного цвета; верхний слой более толстый, серого цвета, с редкими включениями частиц чёрного цвета. При воздействии водой грунт размывается. Следовательно, можно предположить, что грунт на картине клее-меловой.
Исследование живописи в инфракрасном излучении на предмет изменения рисунка Выполнено исследование и съёмка живописи в ИК-излучении в условиях лаборатории ВХНРЦ. В результате исследования изменений рисунка не обнаружено.
Архив ВХНРЦ
21.04.09
№3386 ИК КП-6069(М)
Исследование состояния поверхностной плёнки в УФ-излучении Выполнено исследование и съёмка поверхностной плёнки в УФ-лучах. Под УФ-лампой просматривается плотная, неравномерная плёнка лака желтоватого цвета. Наблюдаются потертости по краям произведения, в верхней и нижней частях картины, по границам утрат грунта с красочным слоем. Архив ВХНРЦ
21.04.09
№3386 УФ:люм
КП-6069(М)

122
points

VII. Программа проведения работ и ее обоснование
Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого на заседаниях реставрационных советов ВГИАХМЗ, ВФ ВХНРЦ, ВХНРЦ, протокол №2 от 22.03.01; №4 от 21.05.02; №4 от 08.04.03; №150 от 24.02.05; №239 от 28.10.98; №247 от 29.01.09; № 8 от 21.04.09; №10 от 30.04.09, №260 от 05.05.10.
а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
Протокол № 2 от 22.03.01 г.заседания реставрационного совета ВГИАХМЗ:
1. Удалить заплаты и газетную бумагу с оборота картины.
2. Расправить кромки с авторской живописью.
3. Заделать прорывы методом «встык» с восполнением утрат фрагментов холста.
4. Закрепить картину на рабочем подрамнике.
5. Укрепить грунт с красочным слоем, устранить деформацию основы. Уложить кракелюр.
6. Удалить загрязнения с тыльной стороны холста.
Протокол № 4 от 21.05.02 г.заседания реставрационного совета ВГИАХМЗ:
7. Удалить грубые тонировки по холсту в местах утрат грунта с красочным слоем.
8. Выполнить подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского перед дублированием.
Протокол № 4 от 08.04.03 г. заседания реставрационного совета ВГИАХМЗ:
9. Выполнить дублирование авторского холста на новую основу.
10. Картину натянуть на новый реставрационный подрамник.
11. Выполнить окончательное подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского.
Протокол № 150 от 24.02.05 г.заседания реставрационного совета ВФ ВХНРЦ:
12. Удалить поверхностные загрязнения с живописи.
Протокол № 239 от 28.10.08 г. заседания реставрационного совета ВФ ВХНРЦ:
13. Выполнить регенерацию лаковой плёнки.
Протокол № 247 от 29.01.09 заседания реставрационного совета ВФ ВХНРЦ:
14. Выполнить исследование лаковой плёнки и отработать методику дальнейшей работы с ней во время стажирования в отделе реставрации масляной живописи ВХНРЦ.
Протокол №8 от 21.04.09 г. заседания реставрационного совета Отдела реставрации масляной живописи ВХНРЦ:
15. Уточнить реставрационный грунт.
16. Утоньшить и выровнять лаковую плёнку.
17. Покрыть картину реставрационным лаком.
18. Выполнить тонирование утрат авторского красочного слоя.
Протокол № 10 от 21.04.09 г. заседания реставрационного совета Отдела реставрации масляной живописи ВХНРЦ: Реставрацию закончить в филиале согласно полученному заданию. Отметить сложность и трудоёмкость предстоящего живописного восстановления.
Протокол № 260 от 05.05.09 г. заседания реставрационного совета ВФ ВХНРЦ: закончить работу по тонированию утрат авторского красочного слоя в условиях ВФ ВХНРЦ.

114
points

Тонировки выполнялись по реставрационному лаку масляными красками. Разбавитель для красок - мастичный лак+пинен (1:1). Прожухшие тонировки сверху перекрывались лаком.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.