ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Градостроительство в Пскове после Великой Отечественной войны. Некоторые итоги и проблематика.

Лагунин И.И. (Отделение Российской ассоциации реставраторов по Псковской области)

Последствия Великой Отечественной войны и послевоенные десятилетия в жизни Пскова - страницы, полные шекспировского драматизма. Картина военных разрушений, без преувеличения, одного из самых замечательных и древнейших российских городов - трагедия, которую по-настоящему мог оценить только такой страстный поклонник Древнего Пскова, как Ю.П. Спегальский. Еще в 1941-1942 гг. в блокадном Ленинграде, работая в составе бригады по маскировке высотных сооружений, Юрий Павлович, по его собственным словам, задумался над проблемой восстановления Пскова после окончания Великой Отечественной войны. Именно тогда он «самостоятельно пришёл к псковскому варианту идеи сохранения памятников старины путём создания архитектурных заповедников». В самые тяжёлые дни блокады им была создана серия рисунков-реконструкций памятников архитектуры и древних градостроительных ансамблей Пскова. После войны, стремясь как можно скорее восстановить наиболее ценные памятники псковской архитектуры, Ю.П. Спегальский сам поднимался на некоторые из них без лесов, верхолазным способом. Собственноручно им восстановлены барабаны и главы Троицкого собора, а также изуродованная прямым попаданием снаряда глава Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Покрытия соборного храма дюралюминием и мирожского собора лемехом выдавали руку большого художника, мастера и тонкого знатока псковской архитектуры (к сожалению, оба замечательные художественные решения изменены). В 1951 году Ю.П. Спегальский защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата архитектуры на тему гражданской архитектуры Пскова XVI-XVII вв. Эта небесспорная работа впервые установила множество фактов, в корне изменивших господствовавшие в то время представления о гражданской архитектуре допетровской эпохи и вызвала настоящий подъем общественных настроений в пользу псковского гражданского каменного зодчества. Ю.П. Спегальский сделал несколько важнейших открытий в изучении псковской архитектуры, а также первым выявил её коренные отличия от Новгородской. Эта работа позволила выявить десятки неизвестных ранее памятников псковской старины.

Но Юрий Павлович уделял немалое внимание и комплексной проблеме сохранения архитектурной старины в современном городе, разрабатывал градостроительные проекты возрождения Пскова как исторического ансамбля. 5 ноября 1944 года Юрий Павлович был назначен начальником Псковской областной инспекции охраны памятников и уже в 1945 году впервые предложил план создания в Пскове системы охранных зон. Как пишет в книге «Народное зодчество Пскова» Ольга Аршакуни, Спегальский предлагал разделить центральную часть Пскова на две части: на «территорию свободной застройки», где памятников нет и где можно компоновать современные ансамбли, и «территорию скопления памятников, которые требуют особого к себе отношения». Он особенно настаивал на «сохранении небольшого размера новых построек, окружающих памятники», что позволит выявить их первоначальный архитектурный масштаб. Но главное, что предложил архитектор и что, к сожалению, не было принято, - создать в историческом городе систему заповедников I, II и III категорий. В первом случае (например, в Довмонтовом городе), чтобы сохранить уникальные древние ансамбли. Во втором - поддержать за счет малоэтажной компенсационной застройки ценные фрагменты планировки и комплексы сохранившихся памятников старины. К III категории он отнес ценные планировочные элементы — старые улочки, которые можно было бы сберечь в современном городе за счет малоэтажной застройки, созвучной по масштабу, цвету и характеру старинной псковской. Как известно, эта концепция архитектора были отвергнуты по умолчанию, дескать Спегальский хочет вернуть город вспять, к XVII веку. Юрий Павлович в опубликованном письме 1958 года к работнику городского отдела архитектуры Т.Т. Николаеву1 разъяснил свою градостроительную позицию, которая была далека от примитивного старообрядчества в архитектуре. Зодчий и реставратор, он мыслил вполне современными категориями. И весь последующий ход градостроительного проектирования в Пскове показывает, что идеи Ю.П. Спегальского отнюдь не были отвергнуты. Фактически, к ним вновь и вновь обращались авторы всех градостроительных проектов. Сам автор, естественно, никогда не оставлял эту тему. Незадолго до скоропостижной кончины в 1969 году Ю.П. Спегальский создал «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова, содержащий проект комплексной реставрации памятников», который во многом определил градостроительную стратегию реставрационных работ в Пскове на много лет вперёд.

Согласно предложенной нами периодизации, за время после варварских разрушений периода Великой Отечественной войны градостроительный ансамбль древнего Пскова пережил не один градостроительный период. «Восстановительный» завершился знаменитым правительственным постановлением, которое вошло в историю под девизом «без архитектурных излишеств» (1957 г.). «Типовой» градостроительный период продолжался до самой Перестройки. Для Пскова он завершается известным Постановлением СМ СССР №816 «О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове». «Перестроечный» период можно условно ограничить 1100-летним юбилеем Пскова (2003 г.). Современный период «XXIвека» завершается разделом перспективных проектов, которые определяют и будут определять развитие градостроительного ансамбля

одного из древнейших русских городов в XXIстолетии. Поэтому особенно важно еще и еще раз проанализировать те градостроительные замыслы, которые принадлежат одному из выдающихся защитников псковской архитектурной старины, которым был и остается Ю.П. Спегальский. Трудно представить себе процесс дальнейшего развития исторического градостроительства на фоне глобальных перемен, но хочется верить, что те идеи, которые он отстаивал, останутся основополагающими для сохранения историко-архитектурного наследия и развития Пскова как современного административного, социально-культурного, промышленного и туристического центра российского национального и международного значения. Можно считать, что основы для понимания исторического города как градостроительного ансамбля в послевоенный период были заложены именно Ю.П. Спегальским.

__________

1 Ю.П. Спегальский. Своевременные мысли (письмо к Н.Н. Николаеву) // Новости Пскова от 17.01.2001, с. 6. Публикация М.А. Кузьмснко.

Первоисточник: 
Ю.П. Спегальскии и историко-культурное наследие Псковской земли. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Ю.П. Спегальского (2-3 июня 2009 года). Псков, 2009
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.