ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Панфилова О.И.

Лак, которым покрывается картина, защищает красочный слой от вредных атмосферных влияний, загрязнений и механических повреждений. Кроме этого, он выполняет оптическую функцию, сообщая живописи глубину и прозрачность.

Неблагоприятные условия хранения, и в первую очередь нарушения температурно-влажностного режима, вредно сказываются на сохранности покровного лака и способствуют его разрушению.

Помутнение, голубоватый налет, появление опалесцирующих пятен указывают на начальную стадию разрушения лакового покрова, на «разложение» лака. Разложение лака, распространяясь по плоскости и в глубину, может совершенно скрыть живопись.

Этот процесс коренным образом изменяет строение лакового слоя: из прозрачной, стекловидной, эластичной пленки, в которой мельчайшие частицы смолы крепко спаяны и слиты между собой, лаковый покров превращается в более или менее пористую дробную среду, состоящую из частиц, слабо связанных и рассеивающих световые лучи.

Сильно разложившийся лак уже не способен защищать красочный слой. Изменение показателя преломления света сводит на нет и оптическую роль лака.

Возвращение лаковому покрову картины утраченных защитных и оптических качеств составляет сущность процесса восстановления лака — регенерации. При восстановлении, благодаря воздействию растворителя, мельчайшие раздробленные частицы смолы вновь сливаются между собою и образуют прозрачную лаковую пленку.

Растворителями смол старого лака, применяемыми в реставрации, являются чистый спирт и смеси спирта и скипидара в различных пропорциях.

Восстановление первоначальной прозрачности покровного лака также совершенно необходимо при полном или частичном снятии лака, удалении старых, изменившихся в тоне записей и для восполнения живописи на местах утрат красочного слоя (живописной записи). 1

До последней трети XIX в. восстановление лака (регенерация), в современном смысле слова, не производилось. Помутнение и неглубокие разложения ликвидировались протиранием тампоном, пропитанным растворителем; по существу, этот способ являлся не регенерацией, а частичным удалением лака. В результате такой операции лаковое покрытие нередки оказывалось в той или иной степени поврежденным. Если «восстановительный» натиск был слишком энергичным, то повреждалась и живопись, с которой смывались верхние тонкие слои: образовывались «смытости». На поврежденных участках приходилось делать широкие реставрационные записи (прописки), а всю картину покрывать лаком, часто подкрашенным, чтобы замаскировать следы «реставрации». В случаях очень сильного разложения, когда протирание растворителем не давало положительных результатов, лак удаляли.

В 1863 г. немецкий ученый, химик Петтенкоффер предложил способ регенерации покровного лака парами этилового (винного) спирта. При помощи несложного прибора — плоского ящика (дно ящика оклеивается сукном, которое напитывается спиртом), под который помещается картина, — пары спирта направляются на лаковый покров картины. Под их воздействием частицы смолы вновь сплавляются в сплошной прозрачный слой. Способом Петтенкоффера лак восстанавливают без механического прикосновения к нему, не опасаясь смывания как лака, так и красочного слоя.

Метод Петтенкоффера получил широкое распространение, им пользуются в реставрационных мастерских Советского Союза и всего мира, и благодаря ему обеспечена сохранность многих тысяч живописных произведений.

Большинство картин старых мастеров, после первичного авторского покрытия лаком, на протяжении своей жизни неоднократно подвергалось повторным покрытиям. Поэтому на многих старых картинах лаковый покров достигает значительной толщины. Покрытие новым лаком нередко делали по загрязненному старому лаку, не устраняя помутнений и разложений.

Художники XVI—XVIII вв. к основному связующему красок — маслу обычно добавляли смолы как составную часть лака для живописи. Лак вводился в краску в процессе самой живописной работы. По данным старых трактатов, лак для живописи составлялся из специально обработанного масла, легких, смол, терпентинов и эфирных масел. 2

Живописный лак старых мастеров, введенный в масляную краску, увеличивал прочность красочного слоя и его сопротивляемость вредным воздействиям времени и среды. Поэтому разложения смол в связующем красочного слоя встречаются сравнительно редко.

Попытки окончательно ликвидировать глубинные разложения классическим методом Петтенкоффера, к сожалению, редко удаются. В этом процессе пары спирта, касаясь поверхности покровного лака, в первую очередь размягчают верхний слой, сливают раздробленные частицы смолы в сплошную пленку и уже с трудом проникают в нижележащие слои лака с более стойкими старыми разложениями. При попытке добиться нужного результата более длительным воздействием паров спирта возникает опасность порчи лака, т. е. сливания переплавленного лака в капли. Еще меньший результат достигается при использовании электронагревательного прибора, предложенного реставратором Е. В. Кудрявцевым. 3

Реставратор Эрмитажа В. Г. Ракитин еще в 1948 г. обратил внимание на то, что лак очень быстро восстанавливается, если слегка увлажнить (водой) участок сильно разложившегося лака и поставить на него ящик, насыщенный спиртом.

Многочисленные пробы восстановления лака по этому принципу, сделанные В. Г. Ракитиным на картинах (не имеющих музейной ценности) со старыми глубокими разложениями покровного лака, а также с искусственно вызванными свежими разложениями, дали самые положительные результаты: лак восстанавливался быстро и безукоризненно.

На небольшой участок лакового покрова картины ничтожное количество влаги наносится дыханием, а на более обширный — посредством сильно отжатого марлевого тампона.

Пары спирта, стремясь соединиться с влагой, успевают проникнуть в толщу пористого лакового слоя прежде чем восстановится (сплавится) поверхностный слой. Непрерывна поступающие пары спирта восстанавливают лак не только на поверхности, но и на всю глубину, на которую они проникли.

Если слой лака имеет небольшую толщину и в нем нет «глубинных» разложений, то для полного восстановления лака достаточно однократного увлажнения и регенерации. Если толщина лака значительна, то процедура повторяется.

Повторное увлажнение свеже регенерированного лака, сделанное немедленно после затвердевания его (исчезновения отлила), разлагает восстановленную пленку и делает ее вновь пористой.

Пары спирта проникают в еще невосстановленную нижележащую пористую смоляную среду, и регенерация лакового покрова происходит так же, как описано выше.

Количество воды, наносимой при увлажнении на поверхность картины, настолько незначительно, что не приходится опасаться возникновения отставаний живописи и грунта (за исключением тех случаев, когда имеется тенденция к отставанию или отставание уже началось). 4

При способе, предложенном В. Г. Ракитиным, вода в процессе регенерации, конденсируя пары спирта, выполняет роль своеобразного катализатора. Процесс восстановления лака протекает быстро, спирта расходуется меньше.

Конечно, не экономия времени и спирта является основным достоинством описываемого способа, а возможность ликвидировать старые, глубокие и стойкие разложения лака, считавшиеся ранее неустранимыми. Многочисленные опыты и наблюдения за результатами их, проводимые с 1948 г., доказали безопасность и большую эффективность способа восстановления лака, предложенного Ракитиным. Этот способ получил применение в реставрационной мастерской Эрмитажа; в частности, Ракитиным был восстановлен лак на следующих картинах: «Коровница» Кейпа, «Святая Екатерина» Карло Дольчи, «Пейзаже Полифемом» Пуссена, «Бегство Клелии» Муйарта и др. (илл. 53, 54) 5. На перечисленных картинах имелись старые стойкие разложения и помутнения покровного лака, совершенно искажавшие (в течение многих десятилетий) подлинную тональность живописи и скрывавшие детали изображения. После восстановления в состоянии покровного лака и живописи, этих картин, за которыми ведется наблюдение свыше трех лет, никаких изменений не наблюдается. В то же время, на многих картинах (находящихся в тех же условиях), лак которых был регенерирован без увлажнения, но с предварительным протиранием скипидарно-спиртовым составом, возникли посинения и опалесцирующие пятна. 6 Опасения, что удаление (в случае необходимости) желтого или загрязненного лака, регенерированного с предварительным увлажнением, сопряжено с повреждением красочного слоя, вследствие расплавления смол, входящих в связующее, и возможной спайки их с покровным лаком, не оправдались. «Процент участия смолы (даже легкой) в живописном лаке незначителен...» 7 С ряда картин после регенерации с увлажнением был удален, без какого бы то ни было повреждения красочного слоя, пожелтевший и подкрашенный лак. В качестве примера можно указать на картины: «Вилла Мадама» и «Внутренний вид храма с лестницей» Гюбера Робера; «Переправа» и «Лошади на водопое» Жюльяра; «Лаван обыскивает дочерей» Бурдона и «Пейзаж с Ильей» Блумарта. 8

53. Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом. Часть лака восстановлена

54. Участки восстановленного лака на картине неизвестного фламандского художника XVII в. „Читающий философ"

В. Г. Ракитин дважды делал сообщения о предложенном им способе восстановления разложившихся картинных лаков: в 1950 г. — на производственном совещании в мастерской реставрации живописи Государственного Эрмитажа и в 1952 г. — на совещании реставраторов в Государственных Центральных реставрационно-художественных мастерских в Москве. Он готовил обширную статью по этому вопросу, которая должна была быть напечатана в настоящем сборнике. Внезапная тяжелая болезнь задержала окончание его работы.

_______

1 Удаляются лаки сильно загрязненные, пожелтевшие и потемневшие, искажающие колорит картины.

2 Э. Бергер, История развития техники масляной живописи, Изогиз, 1935.

3 Е. В. Кудрявцев, Техника реставрации картин, Издание Государственной Третьяковской галереи, 1948.

4 При промывке картины воды употребляется значительно больше.

5 Реставрационные протоколы №№ 5352, 4956, 5290, 5343.

6 Многие лаки не регенерируют без предварительного протирания скипидарно-спиртовым составом.

7 Рыбников А., Техника масляной живописи, «Искусство», 1937, стр. 99.

8 Реставрационные протоколы №№ 5796, 5778, 6068, 6069, 6096, 5351.

Первоисточник: 
Реставрация и исследование художественных памятников. Сборник статей. ГЭ М., 1955
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.