ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАРТИН ТИЦИАНА «НЕСЕНИЕ КРЕСТА» и П. ВЕРОНЕЗЕ «ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА»

Костров П.И.

Старые картины за сотни лет своего существования подвергались сильному воздействию времени и условий хранения, прошли через руки большого числа владельцев, антикваров, реставраторов, наложивших на них отпечаток своих вкусов и желаний. Все картины в той или иной степени изменились, иногда очень значительно. Знание и суждение о старой живописи, даже у специалистов, часто складывается без достаточного критического изучения материального строения картины, без учета всевозможных изменений, лишь на основе внешнего вида ее в настоящее время. Многое в этих суждениях определили постепенно накапливавшиеся, не всегда правильные представления, отразившие взгляды и оценку людей прошлого, имевших возможности для исследования, совсем отличные ют наших современных.

Такое искаженное, а порой и очень обедненное восприятие старой живописи, особенно широкими кругами зрителей, подходящих к картине непосредственно, без всякого анализа, оказывает сильное влияние на воспитание эстетических взглядов последующих поколений и художников и зрителей.

На картинах нередко встречаются изменения колорита живописи, которые произошли от постепенного затемнения и пожелтения покровных лаков; от темных грунтов и подмалевков, которые стали видными благодаря увеличившейся со временем прозрачности верхних слоев красок; от последующих, часто варварских переписок реставраторов. Эти изменения в конечном счете создали мнение об обязательной «темноте» и коричневых, «золотистых» тонах живописи XVI—XVII вв., заставили многих ценителей полюбить этот колорит, а некоторых художников следовать ему в своих произведениях. Старые картины, сохранившие еще первоначальные яркие краски, часто сознательно покрывали темными подцвеченными лаками. А художники академических школ конца XVIII—XIX столетий уже писали в условном коричневом тоне. Так, «желтизна» портретов героев 1812 г. английского художника Доу произошла не от пожелтения покровного лака, а она входит в колорит живописи.

Французские художники XIX в. барбизонской школы, в свое время протестовавшие против этой условной темноты в живописи, все же настолько подчинились ей, что сейчас иные произведения их кажутся значительно желтее, «старше» многих расчищенных картин XVI в.

Особенно заметно подобное изменение колорита в русской иконе. Иконописные мастерские, которые работали в традициях искусства XIV—XVI вв., пользуясь старыми образцами, вплоть до XIX столетия в основном сохранили их линейную композицию, но постепенно совершенно утратили яркую красочность и колорит своих предшественников и перешли к однообразным темным коричневым тонам. Этому в большой мере способствовало сильное потемнение и загрязнение покрывной олифы старых икон, служивших образцами для более поздних художников, из поколения в поколение все сужавших и затемнявших свою палитру.

Резкое потемнение живописи в тенях, вследствие просвечивания темных грунтов и подмалевков через верхние жидкие слои, заметно в произведениях большинства художников XVII столетия, особенно у испанских (например, Рибера), многих болонцев, караваджистов и других. Вместе с тем выявились различные, ранее скрытые авторские переделки. Часто при этом значительно нарушался цветовой и тоновый строй картины, что не всегда учитывается современным зрителем, воспринимающим старую живопись непосредственно. Нередко и теперь еще восхищаются холодными серыми, «жемчужными» теневыми полутонами в живописи обнаженных тел на картинах Рубенса. К. Брюллов, увлекаясь великим фламандцем, пишет подобные полутона серой краской. 1 Но можно с уверенностью сказать, что сам Рубенс не видел этих «жемчужных» полутонов, — они совершенно противоречат всей его системе цветового построения формы и вообще системе того времени, и появились, несомненно, позже, когда коричневые тени подмалевка проступили сквозь верхние полупастозные белильные тона.

Большие изменения претерпевал и формат картины, имеющий тем большее значение, чем строже и точнее композиция автора. Постепенное обветшание картины, начинающееся обычно с кромок, приводило иногда к срезанию разрушенных краев без восстановления первоначальных размеров композиции. В коллекциях того или иного владельца зачастую варварски уменьшали или увеличивали формат старой картины, подчиняясь вкусам своей эпохи, требованиям «стены» или «рамы». Это коснулось многих произведений даже таких крупнейших мастеров, как Рембрандт, Тициан, Веронезе, Ван-Дейк, Кранах Старший и др.

Современные методы физического и химического анализа открывают большие перспективы для точного объективного изучения картин и правильного решения ряда неясных ранее положений. Много нового определяется в вопросах технологии и техники живописи, в изучении манеры письма каждого отдельного художника, а также выявляется и постепенный ход создания произведения. Безошибочно отделяются от авторского подлинника все поздние чужие добавления и переделки, создается возможность точно представить его первоначальный вид. Это особенно важно в вопросах реставрации картин.

Также легко обнаруживаются всевозможные фальсификации, копии и подделки под картины крупных мастеров, иной раз долгое время занимавшие почетные места в галерее. 2

Перед советским искусствоведением стоит большая задача проверить свои суждения о многих картинах, иногда об их авторах, основываясь на объективных данных материального анализа. Исключительно ответственной и необходимой в этой области становится задача реставраторов, которые должны практически вернуть старой живописи облик, наиболее близкий к первоначальному.

Правильное же восприятие богатого художественного наследия прошлого, углубленное изучение старых методов живописи сильно помогут развитию нового советского искусства.

В Эрмитаже подобная исследовательская работа ведется и дает ряд очень интересных результатов, но это еще лишь небольшое начало предстоящей громадной работы.

Исследование картин «Несение креста» Тициана и «Оплакивание Христа» П. Веронезе — одна из первых работ в этой области, выполненная автором настоящей статьи в 1948 г.

___________

1 Например, «Автопортрет» в Русском музее.

2 Например, картина, приписывавшаяся итальянскому художнику XVI в. Бронзино «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном», ранее находившаяся в галерее Павловского дворца, с 1923 г. выставлялась в Эрмитаже. После исследования ее автором настоящей статьи в 1947 г. картина снята с экспозиции как поздняя подделка. Эта картина в качестве подлинника была опубликована В. Н. Лазаревым в «Jahrbuch fur Kunstwissenschaft», стр. 249—258, Leipzig, 1923.

Первоисточник: 
Реставрация и исследование художественных памятников. Сборник статей. ГЭ М., 1955
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.