ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Панфилова О.И., Сильченко Т.Н.

«На кресте, приподнятом над землей, распинают Христа. Один из палачей охватил его ноги, справа другой вбивает гвоздь в ладонь, в середине третий держит его за руку, а слева четвертый буравит конец креста. Слева два воина верхом на лошадях смотрят на происходящее. Справа два обнаженных разбойника идут на казнь. Фон — синее небо» 1.

Таков сюжет маленькой (24,8 X 22,2 см) картины Веронезе 2 «Распятие», поступившей в Эрмитаж в 1772 г. из собрания Кроза (илл. 12). До последнего времени она считалась написанной на холсте, наклеенном на дерево. 3

12. П. Веронезе. Распятие

На торцах дубовой доски действительно видны негрунтованные кромки тонкого холста. Но при боковом освещении центральная часть — сцена пригвождения ко кресту — выделяется на плоскости картины как прямоугольник (16,6 X 19,6 см), ограниченный со всех сторон двумя параллельными, слегка рельефными линиями с промежутком между ними около 12 мм.

Живопись этой части фактурно и тонально отличается от живописи неба на верхней части картины и от живописи на правом, левом и нижнем краях ее.

Так как возникло сомнение в том, что вся картина принадлежит кисти Веронезе, то для разрешения вопроса, по инициативе научного сотрудника Гос. Эрмитажа Т. Д. Фомичевой, было произведено детальное технологическое исследование материальной части картины.

1. Рентгеновское исследование

На рентгеноснимке (илл. 13) в левом верхнем углу видны два светлых прозрачных пятна — тени двух сургучных печатей, наложенных на заднюю сторону доски.

На общем фоне снимка резко выделяется его центральная часть со сценой пригвождения ко кресту (16,6 X 19,6 см), не дающая рисунка строения основы. С четырех сторон она окружена приставками из тонкого холста. Строение холста и грунт на всех четырех приставках совершенно однородны и четко выражены на рентгеноснимке. Размер верхней приставки — 7 X 22,2 см, узких боковых — 17,8 X 1,3 см и нижней — 1,2 X 19,6 см.

Грунт приставок содержит большее количество свинцовых белил, чем грунт центральной части, лежит ровным слоем и утончается только на внутренних краях приставок, граничащих с краями центральной части, давая на рентгеноснимке темную полосу.

13. П. Веронезе. Распятие (рентгеновский снимок)

На центральной части грунт нанесен неравномерно, — утолщение слоя грунта на краях выражено прозрачными тенями рентгеноснимка. Местами заметны следы от кисти.

Живопись не дает четкого рентгеновского изображения. Светлым пятном, расплывчато моделирующим форму, передано обнаженное тело распинаемого Христа. На прозрачном участке неба выделяются темные силуэты двух всадников. Сильные света на складках одежд палачей, на вооружении всадников, на теле и повязке Христа, написанные пастозно чистыми свинцовыми белилами, дали четкие мелкие прозрачные тени. В грунте и красочном слое имеется много трещин (кракелюр). Утраты грунта и живописи незначительны (мелкие темные пятна с четкими контурами).

Живопись на приставках также почти не дает изображения: на верхней приставке видны небольшие светлые расплывчатые пятна — просветы неба между облаками. Кракелюр в грунте нет.

На всей центральной части картины, особенно на ее нижней половине, четко вырисовываются горизонтальные строчки темных букв готического шрифта.

Эта деталь явилась большой загадкой: если бы буквы вышли светлыми (прозрачными), то было бы ясно, что они написаны краской, задерживающей рентгеновские лучи (свинцовыми белилами, киноварью). Перекрывающие их грунт и красочный слой лишь усилили бы задержку. В данном же случае имеется обратное явление: и сами буквы и перекрывающие их грунт и красочный слой оказались более проходимыми для рентгеновских лучей.

В первый момент возникло предположение, что краска, которой написаны буквы, имеет некоторый, хотя бы и незначительный рельеф, который, вдавливаясь в нанесенный на него грунт картины, обусловил меньшую толщину грунта на буквах, чем на промежутках между ними, а следовательно, и большую проходимость для рентгеновских лучей. 4

Однако тщательная проверка экспериментальными снимками текстов, написанных тушью на пергаменте и на бумаге, а также с совершенно плоского и даже несколько вдавленного печатного текста на бумаге, сплошь перекрытых слоем масляных (свинцовых) белил, полностью опровергли это предположение: на снимках также получаются темные изображения букв на более светлом фоне; текст, написанный тушью на какой-либо невпитывающей поверхности (стекле, целлулоиде), имеет рельеф. Если на него нанести слой масляных белил, то на рентгеноснимке не получается изображения букв.

Дальнейшие опыты показали, что масляные краски лучше ложатся и дают более толстый слой на чистой впитывающей поверхности, чем на участках, покрытых тушью, затертой на водном растворе клея (например, гуммиарабика) или же на участках, покрытых типографской краской (тертой на олифе).

В данном случае происходит процесс, сходный с тем, который лег в основу так называемой плоской печати (литографии, офсета, фототипии), где печатающие элементы и промежутки между ними (фон, поля) практически находятся на одном уровне, а краска удерживается на печатающих элементах вследствие избирательного смачивания поверхности жиром, содержащимся в печатной краске (т. е. связующим).

В данной картине грунт лег более толстым слоем на хорошо впитывающую поверхность пергамента и более тонким — на участки, покрытые пигментом и пропитанные связующим (клеем), на котором был затерт этот пигмент, т. е. на буквы. 5 Поэтому буквы текста слабее задержали рентгеновские лучи, чем промежутки между ними, и изображения их вышли на рентгеноснимке темными. На экспериментальных снимках с текста, написанного тушью на пергаменте и перекрытого слоем свинцовых белил, получается большая разница между темным и светлым, чем на снимках с текста, написанного на бумаге, и это обстоятельство указывает на то, что эрмитажная картина выполнена на пергаменте.

Все изложенное выше дает основание утверждать, что картина Веронезе «Распятие» исполнена на куске пергамента, 6 на котором имелся какой-то текст, написанный краской, не задерживающей рентгеновских лучей (тушью, сепией).

Вполне возможно, что текст есть и на оборотной стороне пергамента, но рентгеноснимок не выявил его потому, что эта сторона пергамента не покрыта слоем, задерживающим рентгеновские лучи.

2. Исследования в ультрафиолетовых лучах

Покровный лак ровно и сильно люминесцирует на всей поверхности картины. На этом фоне видны реставрационные записи в виде темных пятен различной величины и интенсивности. Несколько мелких записей на центральной части лежат на местах утрат красочного слоя и грунта. Мелкие записи видны на верхней приставке, более значительные — на нижней, под этими записями, а также под записями на контурах креста, на камне и на земле под крестом и на одежде палача, держащего ноги Христа, утрат грунта нет 7 (см. рентгеноснимок — илл. 13).

3. Исследование под стереомикроскопом (при увеличении в 40 раз)

На всей картине покровный пожелтевший лак имеет значительную толщинки состоит из нескольких слоев.

На центральной части картины видна сеть глубоких кракелюр, идущих от грунта через красочный слой и покровный лак.

В красочном слое приставок имеются отдельные неглубокие трещины. В верхнем слое покровного лака (на всей картине) — многочисленные мелкие кракелюры с рельефными оседаниями лака по их краям. В углублениях красочного слоя (на небе) видны остатки темного старого лака. 8

Все пигменты красочного слоя приставок (кроме белил) имеют очень мелкий и однородный размер зерен. Пигменты на центральной части, и в особенности чистый и яркий по цвету ультрамарин, имеют зерна различной величины.

Методы живописного построения на центральной части и на приставках принципиально различны. Живопись на центральной части выполнена повторными прописками и завершающими прозрачными лессировками. 9

На живописи приставок лессировок нет. 10

Выводы

Комплексное исследование материальной части картины П. Веронезе «Распятие» устанавливает разницу между основами, грунтами, методами построения живописи, размолом пигментов и характером кракелюр на центральной части и на приставках.

Грунт наносился в горизонтальном направлении тонким слоем и дал на рентгеноснимке тонкие параллельные темные штрихи — следы от кисти. По краям грунт был нанесен вторично в направлении, параллельном брускам подрамника: двойной слой грунта сильнее задержал рентгеновские лучи и дал на рентгеноснимке прозрачные тени.

14. Я. Бребьетта. Гравюра с картины П. Веронезе „Распятие"

____________

1 Инвентарь картинной галереи Гос. Эрмитажа, стр. 78, № 115.

2 Паоло Кальяри (Веронезе), 1528—1588.

3 Инвентарь картинной галереи Гос. Эрмитажа, стр. 78, № 115.

4 Этим бывает обусловлен на рентгеноснимках картин рисунок строения холста, если грунт содержит материалы, задерживающие рентгеновские лучи.

5 Интересно отметить, что утраты, образовавшиеся в грунте и красочном слое картины над некоторыми буквами, соответствуют очертаниям этих букв, — прямое указание на то, что краска, которой написаны буквы, препятствовала нормальному сцеплению грунта с пергаментом.

6 Пергамент был натянут на подрамник (рамочку), размером 16,6 х 19,6 см (с шириной брусков около 12 мм) и загрунтован. На рентгеноснимке видна узкая темная (серая) тень от внутренних краев подрамника.

7 Возможно, что некоторые из этих записей лежат на местах повреждений красочного слоя, другие же представляют собой ретушь на неповрежденной живописи.

8 Указание на старую расчистку от старого потемневшего лака.

9 Например: прописка ультрамарином с белилами с прозрачной лессировкой коричневым тоном, в тенях по серой подготовке,—на одежде палача, держащего ноги Христа. Тонкая лессировка крапплаком по сухой подготовке красной охрой — на одежде палача с буравом. Небо написано ультрамарином с примесью белил. Грунт белый.

10 Небо на верхней приставке значительно темнее неба на центральной части. Облака написаны тонко тертой светлой охрой с пропиской смесью мелкоструктурного пигмента типа зеленой земли, белил и черного. Просветы голубого неба (ультрамарин с белилами) лежат на живописи облаков.

Первоисточник: 
Реставрация и исследование художественных памятников. Сборник статей. ГЭ М., 1955
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.