Консервация клеевой живописи пораженной высолами

Аватар пользователя mir.
Фрагмент живописи до реставрации. Соли отрывают деструктированные слои краски и грунта от основы.
Фото до реставрации: 
Фрагмент живописи до реставрации. Соли отрывают деструктированные слои краски и грунта от основы.
Фрагмент живописи после первичного укрепления и  частичного удаления высолов
Фото в процессе реставрации: 
Фрагмент живописи после первичного укрепления и частичного удаления высолов
Микросрез образца пораженного солями
Фото в процессе реставрации: 
Микросрез образца пораженного солями
Фрагмент живописи после полного удаления солей и инородных пятен. Красочный слой окончательно укреплен.
Фото после реставрации: 
Фрагмент живописи после полного удаления солей и инородных пятен. Красочный слой окончательно укреплен.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору совместно с трудовым коллективом
Техника живописи ,материалы : доски, дранка, известковая штукатурка, клеевая живопись
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние живописи. Разработка методов консервации.

Историческая справка: 

Живопись находится на своде галереи одного из музеев СПб. Пострадала в связи с многочисленными протечками кровли

Состояние до реставрации: 

В результате действия влаги, произошла деструкция всех элементов живописи и их частичное обрушение, которое постоянно продолжается при малейших колебаниях воздуха. Кристаллы высолов отрывают слои краски и грунта от основы. Темно-коричневые жесткие пятна зафиксировались на красочном слое, разрушая его. Многочисленные фактурные образования от присутствия между слоями кристаллов соли. ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЖАТЬ НА ФОТО Макросъемка участков живописи пораженных солями - 1 фото, фото участка сбоку - 4 фото микросрез образца пораженного солями

Методика: 

Для консервации живописи галереи, на одном из аварийных участках были разработаны методы и проведен комплекс работ по изучению материалов и составов по укреплению красочных слоев, удалению межслойных высолов, удалению поверхностных чужеродных пленок.
Для достижения оптимального результата первоначально необходимо было расправить отстающие чешуйки красочного слоя и грунта, временно зафиксировать их на поверхности. Работа велась раствором рыбьего клея с антисептиком.
После первичного укрепления живописи необходимо было удалить и вытянуть соли. Одновременно уплотнить живописные слои, устранить их деформации. Работа усложнялась тем, что клеевая живопись водорастворима и любые не осторожные действия могут привести к необратимым последствиям. На участок живописи нанесена микалентная бумага, рабочим составом, ватными тампонами вытянуты соли из живописной структуры и межслойных пазух. Работа выполнялась с периодическими перерывами, подсушиванием и укреплениями красочного слоя и грунта (многостадийный процесс).
После удаления солей укреплен штукатурный слой, инъектированием и пропиткой в местах утрат живописи, рабочим составом (Диспергированный гидрат белой извести).Предварительно нанесена профилактическая заклейка на участки для инъектирования специальным только спирторастворимым гелем (во избежании размокания нежной клеевой живописи)на основе гидроксипропилцеллюлозы.
Удалены труднорастворимые поверхностные пятна. Были выполнены многочисленные пробы комбинаций с различными растворителями, компрессы, вытяжки ит.д., прежде чем удалось разбить межмолекулярные связи и удалить эти образования полемерного типа.
Красочный слой окончательно укреплен распылением, раствором рыбьего клея.

Средняя оценка
(11 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
90
points

Представляю, как это сложно! Раньше подобные участки просто удалялись, засоленная штукатурка вырубалась. Вы гигант1 Впервые такое вижу.

112
points

Спасибо,конечно!Но не я один,многие трудились для разработки данной методики.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.