http://www.s-volvo.ru/ техническое обслуживание автомобилей вольво.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Резьба по бумаге. Опыт реставрации произведения в редкой технике.

ПЕРОВА Е.Г. (ГИМ)

В 1996 году в сектор реставрации графики ОНР ГИМ поступило произведение, выполненное в необычной технике: на бумажном листе методом сквозного вырезания и тиснения создано ажурное изображение библейского сюжета. За более чем двадцатилетнюю практику реставратор впервые столкнулся с такой техникой, для обозначения которой в русском языке нет даже термина. Мы в данной работе применяем термин « прорезь» (по аналогии с «прорисью»).

Техника.

Техника создания изображения путем его сквозного прорезания - на пергаменте или бумаге - известна в Европе с 15 века.[1] Один из первых образцов - т.н. «палла» (Palla ) - покров на чашу для причастия из монастыря Тегернзее в Германии. На позолоченном пергаменте вырезаны «Страсти Господни»: сердце, раны и орудия пыток, на рамке - латинский гимн готическим шрифтом. Подложка сделана из красной ткани.

Настоящее начало применения данной техники - 16 век. Известно 7 книг, выполненных в технике резьбы - т.н. « нематериальные книги» (Immateriellen Bucher) или «кружевные Библии», появившихся в 16-нач.17вв., в которых вырезаны были и текст, и заставки, и иллюстрации. Старейшая из них находится в Бельгии: «Книга Страстей Господа нашего Иисуса Христа ... составленная не из реальной материи».[2] Это 24 белых «кружевных» страницы размером 14,5х9,5 см с подложками из голубой бумаги, чтобы «нематериальное» изображение стало видно.

Постепенно техника резьбы распространяется все шире и шире по Европе, достигая наибольшей популярности в Германии (пергамент) и Нидерландах (бумага).

Это были настенные украшения, различные девизы и гербы, цитаты из Библии, поздравления с различными сюжетами: пейзажами, изображениями людей, библейскими мотивами, вырезанные из пергамента и бумаги - белой либо цветной, с подложками из цветной, а чаще черной бумаги. Среди любителей и собирателей подобного жанра бывали и коронованные особы, помещавшие подобные произведения в качестве редкостей в свои кунсткабинеты. Так, к примеру, в Лондоне, в музее Виктории и Альберта экспонируется резьба работы И. Кёртен-Блок: восьмиугольник (9 х 6,5 см) с изображением Марии, младенца Христа и сыновей Иоанна, сидящих в лесу под деревом, на котором играют белки и обезьянки. Картинка помещена между двух кристаллов и заключена в серебряную рамку таким образом, что ее можно было носить в виде украшения.

В 18 - нач. 19 вв. в Германии и Нидерландах в массовом порядке изготовлялись своеобразные религиозные картинки (в размер открытки) с изображениями святых, причем вырезан обычно бывал лишь фон и орнамент, а само изображение святого в центре открытки писалось красками и золотом - в манере и технике книжной миниатюры.

Известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причем нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов.

Описание экспоната: техника, происхождение сюжета, атрибуция.

В России подобная техника известна очень мало, хотя существовали приемы резьбы по бересте и кости. В Государственном Историческом музее нами обнаружено пока только три образца резных изображений, одно из которых - типичная европейская картинка на пергаменте, изображающая Св. Барбару, другое - образ Богородицы, вырезанный на бумаге - предмет домашнего «рукоделия» 19 в.

Наибольший интерес представляет лист с сюжетом «Христос во гробе»,[3] который создан неизвестным автором на высоком художественном и профессиональном уровне, причем европейская традиция была им усовершенствована. Изображение создано тремя способами: тиснением, сквозной резьбой и проколами.

Основной «рисунок» сделан с тыльной стороны листа: это тиснение, создающее мягкий рельеф и объемы обнаженного тела и складок одеяний, фактура которых подчеркнута мельчайшими выпуклыми точечками , а также сквозная резьба фона с цветами, стволами и ветками деревьев, факелы в руках персонажей, их волосы и глаза. С лицевой стороны нанесены проколы, идущие по складкам одежд и прорези на изображениях ртов персонажей и ран Христа. Каким образом выполнено на бумаге само тиснение, пока неясно, хотя можно предположить, что для этого применялась выпуклая металлическая форма - штамп. Сквозные отверстия на бумаге могли появиться либо одновременно с тиснением, либо после него (часть отверстий могла быть создана при тиснении, а другая часть - при помощи ножниц, ножа и пуансонов). Можно допустить, что автор владел приемами гравюры на металле, так как множество сквозных фигурных отверстий сделано явно при помощи пуансонов, аналогичных гравировальным.

Автор произведения заявил о себе следующим образом: на нижнем поле есть подпись железо-галловыми чернилами «вырезывалъ Ф.К. въ 1801год». Ниже - название по-французски (черной тушью) «Yesus Christ dans le Sepulcre» - «Христос во гробе». Также по-французски дано подробное описание происхождения сюжета: «Картина Таддео Цуккаро, находящаяся в кафедральном соборе Реймса. Нарисована на холсте, высота 7 футов 2 дюйма, ширина 4 фута 1 дюйм. Гравировал Жан Раймонд».[4]

Таддео Цуккаро (Taddeo Zuccaro или Zuccari, 1529-1566гг.) - итальянский живописец римской школы, виртуозный рисовальщик, представитель позднего маньеризма, известен в основном своими фресками. «Христос во гробе» - одна из немногих его картин, украшает собой знаменитый готический собор в Реймсе (Франция) - тот самый собор, в котором короновались французские короли.

Жан Раймонд (Yean Raymond, 1695 - 1766 гг.) - парижский мастер резцовой гравюры по меди, один из лучших граверов своего времени. Его листы немногочисленны, в лексиконе Наглера[5] упоминаются всего четыре его гравюры и в том числе «Тело Христа с поклоняющимися ангелами» по картине Цуккаро в Реймсе («Der Leichnam Christi von Engeln angebetet»). Нам пока не удалось разыскать эту гравюру, поэтому остается невыясненным, буквально ли следовал автор «прорези» гравюре или как-то ее интерпретировал.

Никаких сведений об авторе «прорези» не найдено. Известно, что объект поступил в Исторический музей в составе коллекции А.П.Бахрушина по его духовному завещанию в 1905 году.

Состояние сохранности. Демонтаж.

Произведение поступило в реставрацию в тяжелом состоянии. Общая конструкция монтировки была такова (сверху вниз): стекло (разбитое), лист с «прорезью», цветная металлическая фольга, бумажная подложка, деревянная доска - ветхая и изъеденная жучком. Стекло было приклеено к бумажному заднику полосками зеленой бумаги; после удаления стекла выяснилось, что само произведение также «прикантовано» полосками бумаги низкого качества к бумажной подложке.

Весь лист белой вержированной тряпичной бумаги с «прорезью» (размер 48 х 29,7 см) сильно покороблен, загрязнен, особенно участок, где отсутствовало стекло - треугольник 7 х 31 см. Бумага неравномерно пожелтела (причем наибольшее пожелтение в тех местах, где с изнанки нет фольги) и покрыта желтыми пятнами, больше всего в нижней части листа (d пятен 1-2 см), в правом нижнем углу - пятно размером 3 х 6,5 см. Поля заклеены бумажными полосками окантовки шириной 2-2,5 см.

Оборот подложки из грязной покоробленной вержированной тряпичной бумаги (лист составлен из двух частей), обклеен полосками белой и зеленой бумаги - одна поверх другой (окантовка). На подложке - заломы, затеки, желтые и темно-коричневые пятна в местах прикрепления фольги.

После того, как мягкой кистью была удалена пыль, осторожно провели демонтаж: при помощи тонкого шпателя удалили верхнюю полоску окантовки, державшуюся слабее остальных на пересохшем клею (мучном). Оказалось, что это упаковочная бумага (чайная) с печатным красным рисунком. Край произведения, открывшийся после снятия окантовки - ветхий, грязный, со срывами фактуры и утратами. Оставшиеся полоски окантовки были аккуратно прорезаны по периметру скальпелем и таким образом лист был отделен от подложки и стало возможно увидеть его оборот, филиграни и систему крепления фольги ,

Металлическая фольга была прикреплена к бумаге с помощью капель воска и сургуча. Она подложена только под самые ажурные места «прорези», то есть не цельным листом, а в виде многочисленных кусочков разнообразных форм и размеров, причем многие из них сместились. Фольга запыленная, неравномерно выцветшая (по рисунку «прорези»), покрыта многочисленными черными точками. Изучение под микроскопом показало, что это - коррозионные очаги зеленого цвета поверхностного характера. В результате исследований, проведенных научным сотрудником лаборатории ОНР ГИМ Турищевой Р.А., выяснилось, что фольга - медная, посеребренная и имеет «лаковое» покрытие желтого и бордового цветов, в качестве связующего в котором использован клей белкового происхождения (рыбий или желатиновый). Металлическая фольга передана в сектор реставрации металла для проведения дальнейших анализов (определение продуктов коррозии) и разработки методики реставрации: необходимо ликвидировать очаги коррозии, не удаляя «лакового» покрытия, и продумать систему обратного монтажа фольги, подложки и листа с «прорезью».

При помощи скальпеля фольга и нашлепки воска и сургуча были осторожно удалены с бумаги. Теперь можно было рассмотреть филиграни на самом произведении и на подложке. Лист «прорези» имеет филигрань типа «Strasburg bend» íà ëåâîé ïîëîâèíå ëèñòà, ôèëèãðàíü íà ïðàâîé половине листа частично срезана и пока не идентифицирована. На подложке сохранились обе филиграни: это инициалы ТФ и НЛ (соответственно на левой и правой половинах листа) под короной в круге между ветвей и с указанием года - 1804.[6] Таким образом, 1804 год представляет собой terminus post quem для данной монтировки, т.е. можно утверждать, что лист с «прорезью» был смонтирован с данной подложкой не ранее 1804 г.

Далее реставратору пришлось задуматься над тем, каким образом проводить дальнейшие процессы: удаление оставшейся окантовки, промывку и химическую обработку произведения, имеющего выпуклый рельеф и текст, написанный железо-галловыми чернилами.

Реставрация.

Сначала были удалены остатки окантовки, которые слегка увлажнялись и после набухания клея легко снимались скальпелем. После демонтажа окантовки выяснилось, что поля прорези - ветхие, загрязненные, имеют срывы, утраты и отпечатки красного орнамента с упаковочной бумаги, использовавшейся для окантовки. Кроме того, внизу слева, под французским текстом открылась подпись автора, выполненная той же тушью и тем же почерком, что и весь текст: «вырезывалъ Ф.К. въ 1801 году». Можно предположить, что находящаяся выше французского текста надпись железо-галловыми чернилами, выполненная совершенно другим почерком, была сделана одновременно с окантовкой листа, в результате которой авторская надпись была заклеена, - то есть после 1804 года.

Затем, после многочисленных проб и размышлений была выбрана следующая методика промывки произведения: лист, лежащий на фильтровальной бумаге осторожно обрабатывался при помощи мягкой беличьей кисти №16 дистиллированной водой таким образом, чтобы бумага не промокала насквозь, а лишь слегка увлажнялась (с лицевой и тыльной сторон поочередно). Выяснилось, что эластичная и прочная тряпичная бумага достаточно хорошо держит рельеф (возможно, что она была дополнительна проклеена перед тиснением).

Перед химической обработкой железо-галловые чернила были закреплены с лица и оборота 2% раствором фторлона.

Аналогично промывке проводилась и химическая обработка произведения: мягкой беличьей кистью реставратор многократно наносил слабый (2 % ) раствор хлорамина на пятна и затеки, добиваясь полного их удаления. Таким же образом шла и последующая промывка от хлорамина, качество промывки контролировалось при помощи иодо-крахмальной бумаги: после прикосновения к листу «прорези» влажная кисть проверялась на иодо-крахмальной бумаге (проверка на отсутствие свободного хлора). Весь процесс химической обработки и последующей промывки продолжался в течение трех месяцев.

После окончания последней промывки произведение выдерживалось около года и даже экспонировалось в таком «незаконченном» состоянии на II-м Реставрационном Триеннале в Москве в 1996. Когда реставратор убедился, что состояние листа стабильное, была осуществлена подклейка полей японской бумагой и восполнение утрат.

В настоящее время реставрация бумажного листа «прорези» завершена. После окончания реставрации медной фольги произведение будет монтировано на подложку из бескислотного картона и окантовано под стекло.

Работа по исследованию техники произведения и атрибуции будет продолжена.

____________

[1] См. Metken S. « Geschnittenes Papier ...» , Munchen, 1979. В немецком языке подобная техника обозначается термином «WeiBschnitt» - « белая резьба».

[2] « Liber Passionis Domini nostri Yesu Christi cum figuris et characteribus ex nulla materia compositis». - см. Metken S. «Gescynittenes Papier...»

[3] ГИМ, ИЗО, инв.№ 42567/5 ДРЖ И - VIII 3237О

[4] « Tableau de Thadee’ Zuccaro, qui est dans l’Eglise Cathe’drale de Rheims. Peint sur toile,

haut de 7. pieds 2 pouces, large de 4.pieds 1 pouce, grave Yean Raimond » .

[5] Dr. Nagler «Neues algemeines Kunstler - Leksicon », Munchen,1842.

[6] Предположительно «Трубчевская фабрика Василия Торубаева» - см. С.А.Клепиков «Филиграни на бумаге русского производства 18 - нач. 20 в.», М.,1978 г. У Клепикова подобная филигрань дана с указанием 1812 г.

Первоисточник: 
Резьба по бумаге. Опыт реставрации произведения в редкой технике. Е.Г. Перова; ГИМ
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.