ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Старые лаковые пленки. Утоньшение.

Аватар пользователя larsen

Покрытие живописного произведения лаковой пленкой – завершающий этап создания картины. Краски приобретают глубину, произведение – законченный вид. Лаки встречаются масляные, масляно смоляные, смоляные. Со временем лаки изменяюся в тоне и цвете. Они темнеют, желтеют. Масляные больше, смоляные меньше. По прошествии определенного времени, живописные достоинства живописи уже было трудно оценить. Старые реставраторы, по этой причине, удаляли эти лаковые пленки. Часто очень радикально, с повреждением верхних слоев красочного слоя. Далее новые слои лака. В 19 веке после промывки живописи, применялись щелочные составы, картины нередко покрывались «галерейными лаками» ( лак, краситель или пигмент). Произведения приобретали «старый» вид. Подстаренные картины через некоторое время промывали вновь и покрывали опять лаками. Таким образом, мы можем наблюдать на одном произведении остатки разновременных лаковых пленок, которые лежат, очень часто, на значительно потертом авторском красочном слое. Но что делать реставратору? Необходимо тчательно изучать покровные пленки (могут оказаться не только лаки), сделать небольшие послойные пробные расчистки, определить степень утоньшения потемневших лаковых пленок. Полное удаление лака в современной реставрации не практикуется. Если удалить лаковый «пирог», то мы обнажим очень утраченную живопись. Выход один – утоньшение до определенной степени. Техникой утоньшения лаковых пленок каждый реставратор должен владеть.

Средняя оценка
(10 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
193
points

На старых иконах с золочеными фонами, на которых в изобилии присутствует гравировка и чекан по левкасу, мы часто видим поздние потемневшие лаки. Иконописцы никогда не покрывали такие фона лаком (лак наносился только на изображение). Полностью удалить эту поверхностную пленку лака с фоновых участков нереально. В углублениях отделки он неприменно останется, вызвав повышенный контраст гравированных  и чеканных участков. Выход один - утоньшение лака до определенного уровня. Таким способом мы оставим историческую лаковую "эпидерму" и приблизим живопись немного ближе к автору. Если реставратор полностью удалит лаковую пленку с золотого фона (бывают чудеса!), то появится тональное несоответствие между изображением и фоном. Золото тоже старится, как и живопись. Надо отдавать себе отчет в том, что с живописи полностью удалять лаковую пленку нельзя! Почему? Расскажу позже.  Открытие Америки - нет, она давно открыта. Аналогичные проблемы стоят и перед реставратором западноевропейской средневековой живописи.

167
points

На произведениях живописи встречаются различные покровные пленки, очень часто одновременно в различной комбинации: 1- Покровные лаковые пленки различного состава позднейшего происхождения, 2-клеевые пленки, которые не были удалены в достаточной степени после укрепления, 3-тонированные реставрационные лаки,4-межлаковые реставрационные тонировки или прописи изображения, 5-межлаковые реставрационные подгрунтовки с тонировками, которые выходят далеко за пределы утрат авторской живописи, 5-слои «белкового» лака (яичный белок), 6-слои неудаленных загрязнений, 7- остатки авторского лака на отдельных участках изображения или в фактуре живописи и т.д.. Некоторые пленки достаточно потерты при старых реставрациях. Как мы видим, темная коричневая масса на картине, которую называют позднейшим лаком, бывает довольно сложна по своей структуре. Изучение этого «пирога» необходимо перед предполагаемыми реставрационными действиями. Бывают случаи и проще. Реставратор должен знать все «подводные камни», которые могут встретиться на его пути.

127
points

Изучение покровных пленок реставратор начинает при визуальном исследовании поверхности произведения (различные режимы освещения).Равномерное освещение поверхности позволяет изучить цветовые особенности лаковых пленок и отметить их изменения в тоне и цвете на отдельных участках. Исследование при боковом и бликующем освещении может очень хорошо определить утолщения слоя пленок. Очень часто становятся заметны участки поверхности, где пленка закрывает красочный кракелюр.При рассматривании при помощи микроскопа, это особенно хорошо видно. Следующий этап - исследование видимой УФ люминесценции покровных пленок. Характер свечения лаковых пленок (цвет, насыщенность люминесценции),может дать более достоверное представление о их толщине и равномерности покрытия. Следует отметить, что пленки разного состава имеют различный цвет люминесценции. Живописные лаки(дамара, мастикс) - голубоватая (молочная) люминесценция, масло - тусклое желтоватое свечение, промежуточные прослойки коллагенового клея могут люминесцировать активно или,наоборот, люминесцировать очень слабо (различное происхождение материала и время его нанесения).Свежие лаковые пленки не люминесцируют (мягкие смолы). Свежие лаки с добавками (защита от УФ-лучей) светятся очень активно, даже в сыром состоянии. Реставрационные тонировки на лаках или между слоями выделяются на этом фоне более темными пятнами. Следует отметить одно важное обстоятельство - люминесценция пигментной части красочных слоев. Это, в первую очередь, относится к свинцовым белилам. Они испускают довольно якое свечение белого или желтоватого цвета, что может стать причиной ошибочной оценки реставратором равномерности лаковой пленки на красочном слое при подведении итогов исследования. Можно себя проверить, изучив картину в отраженных УФ- лучах. Рефлектографические исследования пов. пленок в УФ лучах заслуживает отдельного рассказа.

135
points

Рефлектографические исследования в УФ лучах не надо путать с изучением картины в видимой области УФ люминесценции. Энергия УФ лучей, которые вызывают видимую люминесценцию лаков и красочных слоев, абсолютно полностью не поглощаются этими материалами, часть лучей отражается от поверхности. Лаки люминесцируют активно, следовательно, они поглощают больше УФ лучей, чем красочные слои, видимая люминесценция которых несколько скромнее. На явлении поглощения и отражения (рефлектография) и построено рефлектографическое изучение пленок. УФ лучи по своей природе невидимы для глаза. Необходимо оборудование для фиксации результатов. Если обьект (картину) осветить источником УФ лучей и сфотографировать его фотоаппаратом с простой ч-б пленкой (перед обьективом надо установить УФ фильтр,который пропускает только ультрафиолет и отсекает видимый свет), то мы увидим необычную картину.Лаковые пленки будут почти черными.Обнаружатся неровности и даже следы мазков кисти лакировщика. Межслойные тонировки, наоборот, будут выделяться более светлыми пятнами. Если, допустим, половина картины была покрыта вторым слоем лака - данный вид исследования это выявит. Загрязнения тоже становятся видимыми. Исследование позволяет увидеть различные дефекты пленок (царапины, сколы, потертости). Можно использовать и специальную ТВ камеру высокой чувствительности.

122
points

мне казалось что рефлектография это ИК.. расскажите, пожалуйста поподробнее.

116
points

Фото картины

Фото видимой УФ люминесценции картины

128
points

Фрагмент картины в свете видимой УФ люминесценции

Фото после обработки на компьютере. Очень хорошо стала видна тонкая сплошная тонировка на левой части изображения

При помощи компьютерных фильтров выделена группа части очень поздней живописной ретуши.



197
points

Фрагмент картины

Фрагмент картины в свете видимой УФ люминесценции

142
points

Три фотографии одной картины очень интересно сравнить. При таком небольшом анализе реставратор получает достаточно много информации. Попробуйте дать свои комментарии и мы их обсудим.( с последним фото - небольшая проблема, надеюсь, что исправлю. На ней- снимок в отраженных УФ лучах , нажмите просто).

144
points

Попробую побыть в роли "смертника" и начать первой...надеюсь в живых оставите ;)
по 2 фотографиям:
Дерево, масло ,грунт сложно сказать-предположительно клеевой.
лак неравномерный,предположительно не авторский. Видны утраты лака и тонировки, находящиеся на лаке и под лаком.
Подпись предположительно : PETRVS PERVSINVS PINXIT ( Пьетро Перуджино написал )

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.