ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Под термином "тонировка" понимают восстановление цвета авторотой живописи в местах утрат красочного слоя. Тонировка утрат живописи - это сложный, ответственный процесс, от выполнения которого зависит существование произведения в целом как исторического памятника с его определенной эстетической ролью.

Картина, имеющая утраты красочного слоя, заполненные реставрационным грунтом, зрительно не воспринимается единым колористическим целым: пятна грунта резко бросаются в глаза, нарушая цветовую гармонию и мешаю эстетическому восприятию произведения. Такая картина, как принято говорить, не имеет экспозиционного вида, т.е. на может быть экспонирована в залах музея, показана широкому зрителю.

В реставрационных мастерских СССР выработались определенные правила тонировок утрат на произведениях станковой масляной живописи.

Тонировка утрат не допускает свободного художественного творчества реставратора.

При выполнении тонировок реставратор должен руководствоваться следующими правилами:

1. Краска наносится строго а пределах утрат авторской живописи.

2. Тонировка должна быть удалена без ущерба для сохранности авторского красочного слоя.

3. Фактура поверхности и цвет восстановленного участка должны быть близки к фактуре и цвету прилегающих участков авторской живописи.

Первые два правила на требуют пояснения, выполнение третьего связано с особенностями поведения масляных красок.

Представление художников, что утраченный пастозный мазок авторской живописи может быть заменен таким же мазком свежей краски, - наверно. В красочном слое картины, выполненной не одно десятилетие назад, произошли изменения, связанные с процессом высыхания. Масло окислилось, потемнело и уплотнилось, краски приобрели прозрачность. Воем этим изменениям неизбежно подвергнется и реставрационная краска. Эти изменения будут тем более зрительно заметны, чем корпуснее наложен мазок. Поэтому реставрационную краску нужно накладывать предельно тонким слоем. Имитация формы авторского мазка или особенностей холста и грунта создается путем обработки реставрационного грунта. Если авторский грунт темный /болюсный, охристый, серый и пр./, то и реставрационный грунт должен иметь ту же окраску. Это может быть достигнуто путем тонировки грунта акварелью или же путем введения в наполнитель реставрационного грунта сухого пигмента соответствующего цвета.

Различают два вида тонировок:

1. Тонировка реставрационного грунта, введенного в места утрат.

2. Тонировка потертостей красочного слоя, не требующая подведения реставрационного грунта.

Тонировка первого вида в свою очередь включает в себя две разновидности:

а) обычная тонировка мелких /по сравнению с площадью картины/ утрат;

б) тонировка утрат, связанная с реконструкцией произведения.

Обычная тонировка мелких утрат - наиболее часто встречающийся вид тонировки. Рисунок и цвет для тонировки устанавливается по рисунку и цвету окружающей живописи. Как бы многочисленны ни были мелкие утраты живописи, всегда удается проследить рисунок и установить цвет утраченных частиц.

Под реконструкцией понимают восстановление авторского облика произведения по его остаткам и документам. Важно найти основания, по которым можно восстановить утраченные фрагменты с достаточной достоверностью. Такими основаниями могут служить гравюры, фотографии, сделанные с картины до ее повреждения, архивные документы, аналогии и пр.

Потертостями называют утраты красочного слоя в результате механического трения по поверхности картины /например, от прикосновения картины к раме/ или от применения реставратором при удалении лака слишком сильно действующего растворителя.

Наиболее часто потертости красочного слоя наблюдаются на выпуклостях нитей холста, создающихся их переплетением /по "зерну" холста/, - образуется масса мелких точек обнажения грунта. Иногда потертости вскрываются в результате удаления записей: потертые участки живописи при предыдущей реставрации были закрыты сплошным слоем реставрационной краски.

При тонировке этого вида утрат красочного слоя соблюдается то же основное правило: не выходить на границу утраты.

В данном случае каждую отдельную точку обнажившегося грунта можно считать самостоятельной утратой. Тонировка потертостей красочного слоя сводится к тонировке каждой точки в отдельности.

При утрате верхнего слоя многослойной живописи не всегда удается установить о полной достоверностью границы утраты, так как переходы слоев бывают оптически едва уловимы. В таких случаях тонировка не производится.

Условная тонировка. Условно тонируются утраты живописи, если их рисунок и цвет определить не удается и не имеется никаких оснований для реконструкции.

Условная тонировка выполняется красками нейтрального тона; задачей ее является погашение резкости белого цвета реставрационного грунта. Иногда условную тонировку масляными красками заменяют введением в состав реставрационного грунта сухого цветного пигмента или краски, приближающих цвет реставрационного грунта к цвету окружающей авторской живописи. Условная тонировка может быть выполнена и акварелью.

Утраты фрагментов авторской подписи художника не восстанавливаются, даже если начертанье букв легко прослеживается. Самая незначительная тонировка считается подделкой, так как в дальнейшем она вызовет сомнение в подлинности всей подписи. Реставрационный грунт на подписи условно тонируется под цвет окружающей живописи.

Совсем не подлежат тонировке такие произведения, на которых количество утрат превышает количество сохранившейся живописи. В этих случаях реставратор невольно стал бы фальсификатором.

Восстановление живописи, связанное со сложными поисками рисунка, обычно подготавливается акварелью до покрытия картины лаком. Тонировка масляными красками делается после покрытия лаком.

Подготовка красок. Масло при высыхании окисляется, желтеет и темнеет, вследствие чего реставрационные тонировки со временем изменяются в цвете и тоне.

Для сокращения степени изменения цвета в масляные краски, применяемые для тонировки, взамен некоторой части масла вводят лак.

Промышленность не производит красок на таком смешанном связующем, и реставраторы сами, отжимая часть масла, могут заменить его на лак.

Для этой цели масляные краски из тюбика выжимают на пористый материал, впитывающий масло /фильтровальный картон или бумагу, гипсовую пластину и т.п./, распределяют ровным тонким слоем и сверху закрывают этим же пористым материалом с легким прессом. Пористый материал несколько раз меняют, пока на его поверхности не останется следов масла. Загустевшую краску переносят на мраморную плиту и растирают курантом, добавляя лак. Лак вводят или даммарный, или акрил-фисташковый 1) Лак добавляют в таком количестве, которое обеспечивает первоначальную консистенцию красок. Полученную массу помещают в тубы и хранят, как и обычную масляную краску.

Следует иметь в виду, что эти краски /так называемые "лаковые"/ сохнут значительно быстрее масляных. Цвет и тон подбирают на палитре обычным способом.

При тонировках особенно важно не вводить в смесь большое количество различных красок, так как с увеличением количества компонентов возрастает возможность потемнения смеси. Следует также помнить о нежелательности смешивания некоторых красок /например, краплак с белилами и др./.

Техника выполнения тонировок. Перед тем как приступить к тонировке утрат, необходимо тщательно проверить поверхность картины, обратив особое внимание на состояние реставрационного грунта. После покрытия картины лаком все недостатки реставрационного грунта становятся более заметными /уровень грунта, его фактура и блеск/. Эти недостатки следует исправить до начала тонировок.

Различается три вида тонировок: пунктирная, штриховал и слитная.

Пунктирная тонировка заключается в том, что краска наносится мелкими раздельными точками. Эти точки, сливаясь, создают тонкую гладкую красочную пленку без заметных мазков. Пунктирная тонировка применяется наиболее часто.

При штриховой тонировке краску наносят тоннами вертикальными штрихами, которые, сливаясь, дают тонкий красочный слои. Иногда штриховое нанесете красок делают в несколько приемов. Если первый ряд штрихов наносится более светлым тоном в направлении, отклоненном от вертикали немного вправо, то второй ряд делается более темным тоном с отклонением штрихов в лево. В результата получается мелкая сеть штрихов.

различных по тону, которая на нормальном расстоянии от зрителя сливается оптически в единое целое.

Пунктирный и штриховой способы тонировки основаны на оптическом смешении цвета и позволяют при внимательном рассмотрении легко определить тонированные участки.

При слитной тонировке краска наносится ровным слитным слоек. Хорошо сделанную тонировку слитным слоем в первое время можно выявить только с помощью фильтрованных ультрафиолетовых лучей. Впоследствии она меняет свои оптические свойства и начинает выделяться на фоне авторской живописи. Такой способ тонировки в основном применяется на картинах с фактурной живописью, молодых по возрасту.

Потертости лессировочной живописи тонируются в технике, аналогичной авторской, т.е. прозрачными лессировочными красками на лаковом разбавителе.

Для выполнения любого вида тонировок применяют круглые колонковые кисти №№ 1-4. Качество кисти определяют по тому, насколько тонкий и упругий кончик она образует.

В качества разбавителя лаковых красок применяют тот лак, который введен в состав связующего лаковых красок. Лак-разбавитель разводят пиненом до такой степени, чтобы блеск тонировок соответствовал блеску окружающей авторской живописи. Вводить разбавитель в краски нужно в минимальном количестве. Чем больше пинена содержится в красочной пасте, тем больше возможность ее потемнения; избыток лака в красках придает тонировкам излишне глянцеватую поверхность, блеск которой пригасить весьма сложно. Прожухание тонировок, являющееся следствием впитывания грунтом части связующего из красок, устраняют, покрывая отдельные участки пожухлостей лаком.

Иногда при тонировках невозможно обойтись без имитации кракелюра. Кракелюр имитируется или механическим путам, или красками в зависимости от особенностей поверхности окружающей живописи.

Кракелюр авторской живописи, как правило, не тонируема. Исключение составляют некоторые случаи плывущего кракелюра, когда разрывы красочного слоя разрушают цельность произведения. Тогда тонировка возможна при условии, что краска не будет заходить на авторскую живопись.

При неудачно сделанной тонировке краску следует удалить скальпелем или маленьким тампоном ваты с лаком на заостренном черенке кисти. Исправлять тонировку путем наслоения краски не рекомендуется, так как всякое утолщение слоя влечет за с сбой более значительные изменения тона при высыхании.

В процессе работы над тонировками большую роль играет освещение. Источник света должен быть достаточно ярким, поверхность картины не должна отражать какой-либо посторонний цвет.

Чтобы избежать опасность захода краски на авторскую живопись, при тонировке точечных потертостей красочного слоя рекомендуется пoльзoвaтьcя лупой и колонковой кистью № 0 или № 1 с очень упругим концом в вида копья.

___________

1) ГОСТы и ТУ на материалы приведены в Приложении.

 

Приложение СТУ и ТУ на материалы, упоминаемые в методике

1. Акрил-фисташковый лак СТУ 30 12319-62

2. Даммарный лак СТУ 30 12318-62

3. Пинен ТУ 6-10-1073-70

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.