для 3 летнего ребенка логопед дефектолог волгоград
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Лаковая пленка защищает красочный слой от неблагоприятного действия атмосферы. Пленка реставрационного лака, нанесенная реставратором /а не художником после окончания работы над картиной/, выполняет еще и дополнительные функции:

а) закрепляет нижележащие слои лака;

б) выявляет тона авторской живописи;

в) изолирует авторскую живопись от реставрационных тонировок.

В связи с этим подавляющее большинство картин, находящихся на реставрации, после окончания работы с лаковым покрытием /регенерации, утоньшения и пр./ или удаления поверхностного загрязнения должны быть покрыты новым слоем лака.

Исключение составляют картины, выполненные смешанной техникой /например, поверх масляной краски нанесены темпера, уголь, мел, пастель, и картины, написанные художником с расчетом на матовую поверхность.

К лаковым реставрационным пленкам предъявляются следующие требования: пленка должна быть бесцветна, прозрачна, эластична, устойчива к химическим и физическим воздействиям атмосфера, обратима /т.е. легко удаляема умеренно сильными растворителями/, нанесена ровным и предельно тонким слоем. Следует всегда иметь в виду, что лаковые пленки, вначале бесцветные, со временем желтеют, а интенсивность окрашивания пленки находится в прямой зависимости от ее толщины.

Однако до настоящего времени не найден такой лак, который полностью отвечал бы всем техническим требованиям.

Ленинградский завод художественных красок выпускает мастичный, даммарный и акрил-фисташковый покрывные лаки для живописи 1).

Мастичный лак - 30%-ный раствор натуральной смолы мастикс в пинене. Это довольно густая жидкость, прозрачная, желтоватого цвета. Пленка лака при старении сильно желтеет.

Даммарный лак покрывной - 30%-ный раствор даммары в смеси пинена (85-90%) и этилового спирта (16-10%). Цвет жидкости слегка желтоватый. При старении желтеет слабее, чем мастичный лак.

Акрил-фисташковый лак в своей основе имеет синтетическую полибутилметакриловую смолу в сочетании с небольшим количеством фисташковой смолы 2). Смесь этих смол составляет 23%, растворитель - смесь пинена (98%) и уайт-спирита с бутиловым спиртом (2%). Акрил-фисташковый лак - густая жидкость слегка зеленоватого оттенка. Этот лак по своим свойствам выгодно отличается от лаков из натуральных мягких смол -мастичного и даммарного. Пленка акрил-фисташкового лака значительно более эластична, более стойка к неблагоприятному воздействию атмосферы. В связи с этим в реставрационной практике акрил-фисташковый лак почти вытеснил мастичный и постепенно вытесняет даммарный. Однако акрил-фисташковый лак высыхает медленнее.

Срок годности всех лаков - 6 месяцев со дня изготовления. Дата выпуска указана на этикетке флакона.

Подготовка лака. Все лаки перед нанесением на картину, как правило, разводят пиненом. Количество пинена, добавляемого в лак, бывает различным. Обычно на 1 объем лака заводского изготовления добавляют 1 объем пинена /разведение 1:1/. Срок годности пинена - 6 месяцев со дня изготовления.

Концентрация лака зависит от состояния красочного слоя и грунта, их плотности, степени старения, а также от цели покрытия /нанесение лаковой пленки взамен удаленной или закрепление нижележащих слоев после регенерации или утоньшения лака/.

При живописи, сильно порванной кракелюром, при рыхлом грунта, т.е. в тех случаях, когда возникает опасение, что разведенный лак не даст желаемой пленки, а "провалится" -впитается в живопись и грунт и пройдет на оборотную сторону холста, - концентрация лака увеличивается; как исключение в особых случаях рыхлости красочного слоя и грунта покрытие ведут цельным, неразведанным лаком.

Если лаковое покрытие должно закрепить уже имеющийся слой, используют лак более низкой концентрации. Разжиженный лак легче проникает в глубь нижнего слоя и прочно соединяется с ним.

На всегда лак заводского приготовления бывает абсолютно прозрачным. Такой лак следует прогреть на водяной бане в течение нескольких минут. Для этой цели флакон с лаком помещают

в сосуд с высокими бортами /кастрюлю, котелок/ на небольшую деревянную подставку, заливают водой до уровня несколько более высокого, чем уровень лака во флаконе, и подогревают до температуры 60°С. При прогревании часть смолы, выпавшая в осадок и создавшая мутность, переходит вновь в раствор, восстанавливая его прозрачность.

Следует иметь в виду, что теплый лак имеет более низкую вязкость, что позволяет наносить его более тонким слоем.

Процесс работы. Перед нанесением лака картину нужно тщательно просушить и освободить от волокон ваты, которые могли прилипнуть к картине при работе тампоном в предыдущих процессах реставрации.

Способы нанесения лака.

1. Нанесение флейцем - наиболее распространенный способ. Лак, разведенный до нужной концентрации, наливают в широкую посуду, чтобы туда маг свободно войти флейц. Ширину флейца /его номер/ следует подбирать в зависимости от величины картины; обычно это бывает № 75. Для картин малого размера применяют флейц № 25, для большемерных № 170 и более 3)

а) Покрытие картин малого и среднего размеров. Картину укладывают на столе в горизонтальном положения. Реставратор подходит к картине со стороны, противоположной источнику света. При таком положении в скользящем свете хорошо видна равномерность нанесения лака.

Плавными движениями флейца по взаимно-перпендикулярных направлениях лак равномерно распределяют по поверхности картины. Размашистость движений и излишняя поспешность могут привести к образованию пузырьков воздуха в щетине флейца, переходящих в слой лака на картине. Однако и затягивать процесс опасно. Выравнивание слоя должно быть закончено и тому моменту, когда лак начнет подсыхать, затрудняя движение флейца. Последние движения флейца должны быть горизонтальными по отношению к композиции произведения и направлены в одну сторону.

б) Покрытие лаком картин большого размера. К большемерным можно отнести все картины, середины которых реставратор не достает рукой, если картина находится в горизонтальном положении. В таком случае приемом, описанным выше, покрыть картину лаком невозможно.

Большемерные картины закрепляют на мольберте; плоскость картины должна быть расположена так, чтобы источник света находился справа. При таком положении картины реставратор, работая правой рукой, видит наносимый им лак в скользящем свете и может контролировать ровность нанесения пленки. Нанесение лака начинают с верхнего края картины, постепенно спускаясь вниз.

Картины очень большого размера обычно покрывают лакам одновременно несколько реставраторов.

Не следует набирать флейцем много лака, чтобы избежать его потеков.

2. Нанесение лака тампоном. Для того чтобы нанести лак очень тонким слоем, пользуются тампоном. Кусок ваты среднего размера обертывают двумя слоями марли и насыщают раствором лака. Этим тампоном протирают поверхность картины.

3. Нанесение лака пульверизатором. Иногда возникает необходимость в дополнительным покрытии лаком картины после окончания живописного восстановления утрат. В таком случае при нанесении лака флейцем или тампоном возможно "размазывание" свежие тонировок, сделанных на лаке.

Для покрытия лаком с помощью пульверизатора картину кладут на стол на подстеленную бумагу. Лак из пульверизатора оседает на поверхности картины в тонко распыленном состоянии. Действие пульверизатора необходимо отрегулировать так, чтобы не образовывалось капель лака.

Даммарный и мастичный лаки начинают загустевать очень быстро, образуя шероховатую поверхность, не имеющую того глянцевого блеска, какой бывает при нанесении лака флейцем. Акрил-фисташковый лак высыхает медленнее и, прежде чем застыть, успевает слиться из отдельных мельчайших капелек в сплошную гладкую пленку.

Эта разница в свойствах лаков используется при выборе того или другого лака в зависимости от задачи, которую преследует повторное покрытие. Если нужно дополнять слой лака, то используется акрил-фисташковый лак, если нужно погасить излишний блеск, - даммарный или мастичный.

Введение воска в раствор лака или излечение его тонким слоем поверх лаковой пленки - приемы для снижения блеска лака, применявшиеся довольно часто в практике старых мастеров-реставраторов. В настоящее время этими приемами не следует пользоваться, так как введение воска в лак на позволяет в дальнейшем регенерировать его, если возникнет эта необходимость.

Наилучшим считается то покрытие, когда на картину нанесена тонкая ровная пленка с умеренным блеском.

* * *

Процесс покрытия лаком картины необходимо проводить в помещении, отвечающем следующим требованиям: оно должно быть чистым, светлым, без сквозняков.

Первые часы после окончания покрытия картины лаком она должна находиться в горизонтальном положении, чтобы избежать смещения незастывшего лака. В это время особенно важно, чтобы пыль не оседала на липкую поверхность.

Затем картину помещают в светлый шкаф или закрытый стеллаж для окончательной просушки, которая практически заканчивается в течение суток. На это время важно предохранить картину от холодного и влажного воздуха, от сквозняков: свежая лаковая пленка особенно резко реагирует на понижение температуры и увеличение влажности, быстро разлагаясь.

Картины, которым по замыслу автора противопоказано покрытие лаком, после окончания реставрации нужно защитить от вредного действия пыли и газов воздуха конвертированием под стекло.

Возможные осложнения

1. Длительность высыхания лака. Иногда лак продолжает давать отлип в течение нескольких дней. Длительность высыхания указывает на недоброкачественность лака.

Такой лак следует удалить протиркой пиненом до исчезновения отлипа. Затем вновь покрыть картину лаком, предварительно проверив его качество.

2. Неравномерность лаковой пленки, обусловленная различной степенью сохранности красочного слоя и грунта на разных участках картины: на участках скопления кракелюра лак сильнее впитывается в грунт и не дает тай пленки, которая образуется на остальной площади картины, менее поврежденной. Это заметно при обычном просмотре картины: блеск лака не ровный.

В этом случае надо дать лаку затвердеть, а затем пожухлые участки вновь прикрыть лаком. Для повторного покрытия жухлых участков иногда полезно повысить концентрацию лака. Выравнивать пленку надо очень внимательно и осторожно, чтобы не допустить затеков лака.

Правила безопасности

Лаки и пилен относятся к легко воспламеняющимся и горючим веществам. Хранить их следует в металлических шкафах.

В случае прогрева лака перед употреблением - не оставлять лак без присмотра, не перегревать!

Покрывать картину лаком вблизи с включенными нагревательными приборами запрещается.

_________

1) ГОСТы и ТУ на материалы, перечисленные в методике, приведены в Приложении I

2) Не путать с фисташковым лаком, смола которого выпадает в осадок при добавлении в лак пинена!

3) У флейцев отечественного производства номер соответствует ширине флейца, выраженной в мм; номер флейца иностранных фирм соответствует ширине, выраженной в дюймах, и обозначаться знаком("). Например: 2" = 2 дюйма примерно = 5 см /т.е. № 50/.

 

Приложение I ГОСТы и ТУ на, материалы

1. Акрил-фисташковый лак СТУ 30 12319-62

2. Даммарный лак СТУ 30 12318-62

3. Мастичный лак СТУ 30 12322-62

4. Пинен ТУ 6-10-1073-70

5. Вата гигроскопическая ГОСТ 5556-66

6. Марля отбеленная медицинская ГОСТ 9412-67

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.