ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Термином "запись" определяется неавторский слой краски, нанесенный поверх авторской живописи, в отличие от реставрационных тонировок, сделанных в пределах утрат авторского красочного слоя.

Проблема удаления записей с произведений станковой масляной живописи решается в большинстве случаев одновременно с проблемой утоньшения или удаления старого пожелтевшего реставрационного лакового слоя. Эти два процесса обычно сопутствуют друг другу, так как в большинстве случаев записи находятся поверх лакового слоя или между слоями лака и строго разграничить процессы удаления лака и записи практически не всегда предоставляется возможным, хотя бывают случаи, когда эти процессы осуществляются раздельно.

Исследование. Для обнаружения записей и возможных авторских прописок картину необходимо тщательно исследовать различными способами - просмотром и фотофиксацией люминесценции поверхности картины, вызванной фильтрованными ультрафиолетовыми лучами, фотографированием в инфракрасных лучах, рентгенографированием, просмотром в бинокулярную лупу и пр.

Вопрос об удалении записей решается на основавши объективных данных о их наличии, а также дачных о состоянии красочного слоя, скрытого записями. Как правило, записи подлежат удалению за исключением случая, когда не удастся объективно доказать, чем является данный участок - записью или повторной пропиской автора.

Кроме записей подлежат удалению грубые, резко изменившиеся в тоне реставрационные тонировки, не соответствующие фактуре и характеру авторской живописи.

Подбор растворителя. Удаление записей - также один на самых ответственных процессов реставрации, так как при недостаточно опыте реставратор может повредить авторскую живопись. Природа авторского красочного слоя и природа записи одинакова! и там и тут связующим является масло, разница только в возрасте красок. Чем старее краска, тем труднее она размягчается. На разнице в быстроте и степени размягчения красок записей и авторского красочного слоя, на этом "чуть-чуть" и основан подбор растворителя. Растворитель или смесь растворителей должны быть подобраны так, чтобы размягчали только краски записей, не затрагивая авторского красочного слоя.

Удаление записей всегда начинают с пробы. Как правило, вначале на запись действуют более слабой смесью растворителей - 80% пинена и 20% этилового спирта 1), постепенно увеличивая количество последнего. Соотношение компонентов смеси растворителей подбирают в каждом случае отдельно. Пробу всегда делают на менее ответственным фрагменте живописи и оформляют в виде квадрата или прямоугольника размером 0,3 - 0,5 см2 в зависимости от размера записи и площади картины. Количество и расположение проб зависит от характера записей и устанавливается индивидуальная для каждой картины.

При многослойных записях пробы на их удаление делают послойно. Пробы должны быть зафиксированы фотографически.

Удаление записей. После того как подобран удачный растворитель, определен характер записей и установлен метод работы, реставратор приступает к удалению записей. В практике удаления записей применяют различные приемы.

Удаление записи кистью. Щетинной кистью небольшого размера на участок записи наносят растворитель. После того как краска записи набухнет и размягчится, ее удаляют ватным тампоном, смоченные пиненом и отжатым. Процесс повторяют до тех пор, пока запись не будет удалена. Необходимо следить, чтобы растворитель не попадал на авторскую живопись за границами записи.

Удаление записи компрессом. Старые, сильно затвердевшие записи иногда можно размягчить при помощи компрессов из растворителя. Для компресса попользуют белую фланель, байку или иную мягкую ткань, хорошо впитывающую растворитель. Размер компрессной ткани не должен превышать размера записи.

Ткань увлажняет растворителем, отжимают и помещают на запись. Поверх компресса полезно положить кальку, полиэтиленовую планку или стекло, задерживающие испарение растворителя. Размягченную краску записи удаляют так же, как при работе кистью. Отдельные мелкие сгустки записи удаляют острием скальпеля.

Время выдержки компресса устанавливают в каждом отдельном случае опытным путем, начиная с нескольких секунд; растворитель подбирают также опытным путем.

Размягчение записи при помощи регенерации лака. Для размягчения записи, сделанной на лаке мягких смол, иногда пользуются регенерационными ящиками малого размера. Растворитель и время выдержки устанавливают опытным путем, но обычно это время несколько превышает время регенерации лакового слоя.

Иногда под записью обнаруживается реставрационный грунт. положенный поверх авторской живописи. Он также подлежит удалению. Клеемеловой грунт удаляют тампоном с теплой водой; удаление масляного реставрационного грунта аналогично удалению записи, сделанной масляными красками.

Для удаления записей не существует универсального растворителя, нередко на одной и той же картине приходится применять различные смеси растворителей.

Особую трудность предоставляет удаление записей большой давности, сделанных чисто масляными красками без добавления лака. Обычная "классическая" смесь из пинена и этилового спирта может не оказать на них должного действия. Для размягчения таких записей используют различные смеси органических растворителей 2). Эти смеси вызывают набухание масляной пленки. Соотношение растворителей в смесях подбирают в соответствии со способностью вызывать набухание записи, которое зависит от возрастных данных и использованного связующего вещества в красках.

Методы работы с сильно действующими органическими растворителями по существу не отличаются от работы со смесью пинен-спирт.

Особенностью является то, что эти растворители более летучи и быстрее испаряются. Это не всегда бывает удобным, так как для размягчения масляной краски записи, требуется более длительное воздействие растворителя. Для замедления испарения растворителей в их смесь полезно добавить сгуститель - коллоксилин. Смеси растворителей со сгустителем дают возможность снимать запись постепенно, что в значительной маре облегчает работу и позволяет контролировать процесс. Поскольку первые четыре типа растворителей /см. Приложение 1/ летучи, не требуется дополнительных средств для прекращения их действия. При использовании этих растворителей со сгустителем поверхность размягченной, записи вначале протирают пиненом, точечные остатки удаляют скальпелем, после чего обрабатываемый участок тщательно вытирают сухим марлевым тампоном. Для удаления белого налета, который иногда образуется на красочном слое в результате действия растворителей, полезно протереть его слабым раствором лака /20% лака и 80% пинена/.

Протирка каким-либо маслом совершенно исключается.

Правила безопасности. При работе с растворителями требуется особая осторожность и аккуратность, так как все они токсичен. Основными, практически осуществимыми мерами предосторожности являются следующие:

растворители должны находиться в стеклянной посуде с плотной пробкой;

после каждого употребления флаконы с растворами должны быть закрыты пробками;

не брать тампоны с растворителями незащищенными руками, а пользоваться кистью, тампоном, намотанным на острие черенка кисти, пинцетом;

защищать руки "биологическими перчатками" 3) или кремами типа силиконового;

отработанные тампоны выбрасывать в закрывающийся бюкс или посуду с притертой пробкой;

вести работу в помещении с вентиляцией.

___________

1) ГОСТы и ТУ на материалы и инструменты, упоминаемые в методике, приведены в Приложении 2.

2) Примерные рецепты смесей растворителей приведены в Приложении 1.

3) Приготовление и применение пасты "биологические перчатки" см. в Приложении 3 к методике "Удаление, утоньшение и выравнивание покровного лака".

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.