ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

К удалению, утоньшению и выравниванию лаковой пленки приступают после окончания всех технических процессов, удаления поверхностного загрязнения и регенерации лака.

Работе с лаком обязательно предшествует исследование состояния лаковой пленки и сохранности живописи.

Люминесценция лака в фильтрованных ультрафиолетовых лучах фиксируется фотографически, природа лака определяется химическим анализом и пробами на растворимость.

Взятие пробы для химического анализа. Лак для анализа берут только с неответственного фрагмента живописи около краев картины. Предпочтительнее снимать лак скальпелем без применения растворителя. Если же скальпелем лак взять нельзя, то его снимают тампоном, смоченным 96%-ным этиловым спиртом 1). Других растворителей применять не следует, так как они нарушают чистоту реакции. Взять лак с помощью этилового спирта удается в том случае, когда пленка состоит из мягких смол. Масляные лаки с твердыми смолами или белковые покрытия спиртом не растворяются, поэтому их всегда надо брать скальпелем. В случае, если многослойные лаковые покрытия состоят из пленок различных по твердости смол и нанесены в разное время с большим промежутком, пробы удается взять послойно.

Проба на растворитель. Пробой определяют, каким составом, каким методом и до какой степени следует удалить, выровнять или утоньшить лак.

Растворитель подбирают непосредственно на самом экспонате опытным путем с учетом данных химического анализа. Для удаления, выравнивания и утоньшения лака не существует универсального растворителя. Каждая картина, а иногда и часть картины требует разных средств. До сих пор применяется наиболее распространенные, так называемые "классические", растворители - пинен и этиловый спирт. Различным сочетанием этих компонентов удается получить смесь, способную размягчать или растворять лаковую пленку мягких смол.

Для пробы смесь 96%-ного этилового спирта с пиненом. Составление спирта с пиненом в смеси зависит от растворимости лакового покрова, поэтому не бывает стабильным. Подбор процентного соотношения растворителей начинают со слабого состава, содержащего 2 части спирта и 98 частей пинена, затем постепенно увеличивают содержаие спирта, усиливающего растворяющее действие смеси.

Картину закрепляют на мольберте или кладут на стол. Берут небольшой тампон из гигроскопической ваты, умеренно смоченной пробным растворителем и отжатый, и слегка протирают выбранный участок картины. Вслед за этим участок обрабатывают тампоном, пропитанным пиненом. На картинах с фактурной живописью лак из углублений выбирают тампоном намотанным на заостренный черенок кисти, а иногда и скальпелем. Подбор состава производят на неответственном месте живописи сначала на светлых тонах затем на темных. Размер пробных участков 0,5 - 1 см2. Количество проб /2-3 и больше/ зависит от толщины лакового слоя, его тональности и цвета красок картины. Тампон или кисть со снятым лаком отжимают в бюкс и сохраняют на случай, если понадобится вновь прикрыть старым лаком освобожденные места.

Если имеют дело с масляными лаками твердых смол, применяют более сильные органические растворители - ацетон, амилацетат, толуол и др. в различных смесях 2).

После каждой протирки тампон с растворителем просматривают и по его цвету определяют, удаляется ли только лак или встретилась запись. Подобрав подходящий растворитель для лака, на картине делают пробу таким образом, чтобы захватить ею фрагменты светлых и теневых частей живописи с участками разных цветов красок. Такая проба служит эталоном при дальнейшей работе. Четко выявлять края пробы не следует, так как в дальнейшем при утоньшении или выравнивании лака границы пробы могут быть заметны.

Удаление покровного лака

Полное удаление лакового слоя с масляной живописи - процесс сложный, очень ответственный и опасный, так как все растворители, растворяющие лаки, размягчают и красочный слой. Потому удаление лака проводят только в следующих исключительных случаях.

1. Пленка лака представляет собой специально подкрашенный реставрационный лак, искажающий авторский общий колорит картины, а иногда и скрывающий детали, рисунок с моделировку.

2. При изменении цвета тонировок, нарушающем художественное восприятие картины, если они лежат на уровне авторской живописи под слоем реставрационного лака.

3. При наличии записей, находящихся непосредственно на авторской живописи под слоем реставрационного лака.

4. В случае подлакового загрязнения живописи.

5. При неустранимых повреждениях лаковой пленки: изменения ее строения, при котором монолитность и эластичность пленки утрачены и лак не поддается регенерации; глубокий кракелюр лака твердых смол, глубокие и многочисленные сбоины лака.

6. Лаком покрыты лишь отдельные участки картины, или же наоборот - с отдельных участков лак уже полностью удален.

7. При наличии защитного покрытия из белка или других необратимых пленок.

Удаление лака тампоном. Лак удаляют так же, как и при подборе растворителя. Обработанный участок протирают тампоном с пиненом или слабым раствором свежего лака /10 частей пинена на 1 часть лака/. Присутствие лака в пинене выявляет тон живописи.

Лак удаляют небольшими участками, последовательно перехода от одного участка к другому. Совершенно не допустимо беспорядочное разбрасывание по всей картине - это дезориентирует реставратора, ухудшает контроль за работой. В процессе работы постоянно наблюдаю за окраской тампона. Если тампон приобретает постороннюю окраску, кроме пожелтевшего лака, работу немедленно приостанавливают и выясняют причину изменения окраски. Дополнительное окрашивание тампона может быть вызвано двумя причинами: 1/ растворитель одновременно с лаком снимает краску записи; 2/ одновременно с лаком растворяется авторский красочный слой. Первый случай неопасен, второй -совершенно недопустим. Если возникло сомнение, нужно немедленно ослабить раствор или полностью его заменить.

Процесс набухания и растворения лака происходит быстро, особенно когда применяется не "классический" растворитель пинен-спирт, а смесь более летучих компонентов.

Удаление лака кистью. Лак хорошо удаляется ватным тампоном только при гладкой живописи. В случае рельефности красочно го слоя помимо тампона применяют щетинную кисть, С ее помощью смывают лак из углублений мазков. Точечные остатки размягченного лака удаляют острием глазного скальпеля.

Удаление лака при помощи компресса. Для компресса используют небольшие прямоугольники из белой фланели, байки или другой плотной ткани, мягкой, некрахмаленной. Размер прямоугольника может быть различным, но не более 5x10 см. Ткань равномерно и умеренно смачиваю растворителем. Для замедления испарения поверх ткани накладывают кальку, полиэтиленовую пленку или стекло. Лак, размягченный компрессом, удаляют тампоном с пиненом.

Длительность действия компресса зависит от особенностей лаковой пленки. Как правило, время выдержки компресса определяют в каждом отдельном случае опытным путем, начиная с нескольких секунд. Удлинять время выдержки компресса для усиления размягчения пленки опасно, так как растворитель может размягчить не только лак, но и красочный слой. Поэтому время выдержки компресса рекомендуется брать минимальным, а наложение компресса повторять несколько раз. При применении компресса требуется большая осторожность и опыт.

Удаление белковых покрытий

Белковые покрытия удалить с картины при помощи растворителей почти невозможно. Растворитель применяют лишь для набухания пленки, а удаление производят скальпелем. Для набухания попользуют компресс -мягкую ткань, смоченную теплой дистиллированной водой с добавлением нескольких капель ацетона /10-12 капель на 50 см3 воды/.

Утоньшение покровного лака

Поскольку удаление покровного лака - процесс опасный и в общем нежелательный, предпочтение отдается утоньшению лакового слоя. Утоньшение проводят в следующих случаях:

1. Когда на картине имеется толстый слой пожелтевшего лака, который изменил авторский колорит произведения.

2. Когда при многослойном лаковом покрытии необходимо удалить реставрационные потемневшие тонировки, лежащие между слоями лака.

3. Когда лаковая планка имеет много потертостей и царапин, которые не захватили всей глубины покрытия /если оно состоит из лака мягких смол/.

4. Когда золотистая пленка объединяет отдельные красочные тона, негармонично изменившиеся со времени написания картины. В таких случаях, по эстетическим соображениям, предпочтительно не удалять, а лишь утоньшить лаковую пленку, так как тонкий слой лака более светлый и прозрачный.

Утоньшение лака бывает возможным в том случае, если раньше покровный лак был не полностью удален и картина не была покрыта специально окрашенным реставрационным лаком непосредственно по авторской живописи.

Метод работы по утоньшению лака по существу не отличается от работы по его удалению, но имеет некоторые особенности. Одна из них состоит в том, что по всей площади картины необходимо сохранить равномерный тонкий слой лака.

При утоньшении лакового покрова особенно важен правильный выбop растворителя. Не рекомендуется применять быстродействующие сильные растворители, так как в этом случае не удается сделать необходимые наблюдения и своевременно приостановить процесс или заменить растворитель. Однако слабый растворитель, с которым требуется многократная обработка, также не дает хорошего результата, поскольку длительное воздействие растворителя на лаковую пленку может размягчить и красочный слой.

Выравнивание покровного лака

Многие картины имеют дефекты лакового слоя, устранять которые можно, не удаляя лака, а только выравнивая его. Лаковый слой выравнивают в следующих случаях:

1. При наличия затеков лаковой пленки, изменившихся в тоне.

2. При неравномерном удалении лака при предыдущих реставрациях.

3. В случае неравномерного удаления лака с фактурной живописи, когда с гребней мазков лак частично удален, а в углубления не только не удален, но и утолщен за счет перемещения с гребня мазка.

4. При скоплении лака в углублениях крупнозернистого холста на картинах с тонкой гладкой живописью.

Выравнивание покровного лака аналогично удалению и утоньшению лака, но имеет ряд особенностей. Основной особенностью этого процесса является выборочность: работу ведут не по всей поверхности картины, а на отдельных участках скопления лака. Поэтому при выравнивании покровного лака также не рекомендуется использовать быстродействующе сильные растворители.

На картинах с ярко выраженной фактурой красочного слоя часто применяют очень маленькие тампоны. Для этого на специально заостренный конец черенка кисти наматывают гигроскопическую вату и этим тампоном, увлажненным растворителем, удаляют излишек лака. Наряду с применением тампонов и щетинных кистей широко используется скальпель. На уплотненный участок лака кистью наносят растворитель, который вызывает набухание или размягчение лака. Набухший лак из углублений красочных мазков осторожно удаляют скальпелем.

Процессы удаления, утоньшения и выравнивания лака периодически контролируют при помощи видимой люминесценции лака, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами. По характеру люминесценции можно судить о равномерности удаления или утоньшения лаковой пленки, однако ориентироваться только на показания люминесценции нельзя, так как она всегда хорошо заметна на темных тонах, даже если покровная пленка с них уже снята. В этом случае люминесцирует лак верхних лессировочных слоев или лак, мигрировавший в верхние слои живописи.

Правила безопасности. Все растворители, применяемые для работы с лаковым покрытием, токсичны. Одни действуют на дыхательные пути, раздражая их, вызывают головную боль и утомляемость /ацетон, амиловый спирт/; другие - на центральную нервную систему, кровь /бензол, ксилол, этиловый спирт, пропиловый спирт/; третьи - на печень, почки, легкие /диоксан, морфолин/; четвертые - на кожу /пинен, формальгликоль/.

В связи с этим необходимо соблюдать правила безопасности:

1. Флаконы с растворителями должны быть плотно закрыты пробками.

2. Отработанные тампоны необходимо помещать в посуду с плотной крышкой.

3. Перед работой и периодически в течение рабочего дня следует защищать руки кремом типа силиконового или "биологическими перчатками" 3).

4. Все работы с лаковым покрытием нужно проводить в помещении с вентиляцией.

Все указанные в методике растворители легко воспламеняемы и горючи. Хранить их следует в металлических шкафах. Работа с растворителями вблизи открытого огня запрещена.

____________

1) ГОСТы и ТУ на все материалы и инструменты, упоминаемые в методике, см. в Приложении 2.

2) Примерные рецепты смесей растворителей см. в Приложении 1.

3) Состав и способ применения защитной пасты "биологические перчатки" см. в Приложении 3.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.