ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Термин "регенерация" в применении к старому, разложившемуся лаку обозначает восстановление структуры лаковой пленки, возвращение ей утраченной прозрачности. Процесс регенерации проводится после окончания всех технических процессов.

Для выполнения регенерации используют регенерационный ящик. Он представляет собой фанерный прямоугольник с деревянными бортами. Высота бортов 3-4 см, края с внутренней стороны сняты фаской. Внутри фанера оклеена фланелью, драпом, фетром или иным достаточно толстым материалом, хорошо впитывающим спирт 1). Размеры и пропорции поверхности ящика бывают различными, но не превышают 0,5 м2, высота остается постоянной, Замкнутое пространство, необходимое для концентрации паров спирта, создается бортами, дном ящика и поверхностью картины, на которую ставится ящик. Увлажнение ткани на дне ящика производят разбрызгиванием спирта, при этом следят за тем, чтобы не образовывалось капель и спирт не попал на борта. Во избежание появления резких границ по краям отрегенерированного участка лаковой пленки, насыщение ткани спиртом несколько снижают вблизи бортов.

1. Способ Петтенкофера

Способ Петтенкофера применяется для регенерации лаковых пленок с поверхности, неглубоким разложением.

Процесс регенерации начинают с пробы на небольшом участке и в неответственном месте. Пробу делают с помощью маленького ящика размером 3х4 см. Пробой определяют, восстанавливается ли пленка данного лака парами спирта и, если восстанавливается, то сколько времени должны действовать на нее пары спирта.

Периодическим подниманием ящика и осмотром состояния лаковой пленки устанавливают время выдержки, необходимое для полной регенерации. Практически это время колеблется от 10 мин. до 2 ч.

Для регенерации всей поверхности картины подбирают подходящий по размерам ящик. Лучшими размерами будут те, при которых количество отдельных обрабатываемых участков будет минимальным. Если на картине обнаружены участки со сбитым, осыпавшимся лаком, то предварительно их покрывают слоем лака чтобы предохранить красочный слой от соприкосновения с парами спирта. Царапины на лаковой пленке, если они не задевают красочного слоя, лаком не покрывают.

Последовательным наложением ящика на участки достигаются регенерация всей площади. Обычно наложение ящика начинают с угла картины. Следующий участок выбирают, отступя от регенерированного на расстояние, меньшее ширины ящика, или же ставят ящик на противоположную сторону. При обработке соседних участков ящик ставят с небольшим заходом на уже регенерированный, чтобы избежать неравномерности регенерации на границах между ними. Нельзя регенерировать соседний участок, не дав лаку предыдущего затвердеть; ящик может прилипнуть к размягченному лаку и непоправимо повредить его. Продолжительность затвердевания пленки зависит от степени размягчения лака и занимает обычно несколько часов, а в отдельных, особенно сложных случаях - до суток.

Картина небольшого размера /до 0,5 м2/ можно регенерировать в один прием ящиком, превышающим размер авторского полотна или деревянного основания картины. Чаще всего таким способом регенерируют небольшие картины, написанные на тонких досках.

Для одновременной регенерации лака на картине значительной величины на стол натягивают материал типа байки или сукна и закрепляют по краям так, чтобы не образовывалось складок. Площадь закрепленной ткани при этом несколько превышает площадь картины. Картину со всех сторон обивают широкими рейками таким образом, чтобы их края равномерно выступали над поверхностью картины на 3-4 см. В углах картины рейки должны плотно подходить одна к другой. Ткань увлажняют спиртом, а картину кладут на нее сверху, обеспечивая необходимое расстояние между живописью и поверхностью ткани за счет выступающих реек. Пары спирта действуют в основном в вертикальном направлении сверху вниз или снизу вверх, поэтому положение байки относительно регенерируемой поверхности /над или под нею/ равнозначно. Во избежание стекания лака и скопления паров спирта в какой-либо части ящика важно, чтобы картина находилась в горизонтальном положении.

Недостатком способа Петтенкофера является длительность процесса.

II. Способ Ракитина

Регенерация по способу В.Г.Ракитина применяется для восстановления прозрачности пленки при глубоком разложении лака. Работу выполняют следующим образом.

Участок картины, соответствующий величина регенерационного ящика, быстро протирают марлей 2), смоченной в дистиллированной воде и отжатой, а затем - сухой, чтобы удалить излишки воды и равномерно распределить небольшое количество влаги по участку. Сразу же после этого ставят ящик. Поскольку влага начинает испаряться тотчас после протирки, процесс надо проводить очень быстро. По той же причине не следует брать участки размером больше 30x40 см.

Глубинное действие паров спирта длится первые 5-6 мин, после чего процесс идет по пути обычной регенерации по способу Петтенкофера, т.е. сплавления поверхностных слоев лака. Поэтому держать ящик на картине дольше 6 мин нецелесообразно. Свежерегенерированный лак затвердевает в течение 6-10 мин.

Если процесс регенерации за указанное время не завершился, его повторяют тем же приемом. Немедленно после затвердевания вновь протирают лак влажным марлевым тампоном. Лак сразу же сильно белеет - разлагается. После протирки сухой марлей снова ставят регенерационный ящик, но время выдержки уменьшают до 3-4 мин. Процесс повторяют до тех пор, пока не получат удовлетворительного результата, причем время выдержка необходимо последовательно сокращать, чтобы избежать чрезмерного размягчения лаковой пленки.

Этим же способом восстанавливают разложившийся лак в составе связующего красочного слоя.

* * *

Для успешного проведения процесса регенерации лака, независимо от способа работы, необходимо соблюдение определенных условий. Помещение, в котором восстанавливают лак, должно быть без пыли, хорошо совещено, иметь нормальную температуру и влажность. Особенно опасно понижение температуры и повышение влажности: помимо того что замедляется процесс регенерации, свежевосстановленный лак вместо затвердевания сразу же разлагается. Сама картина перед началом регенерации должна быть хорошо просушена от влаги, которая была употреблена в предыдущих процессах реставрации.

После окончания регенерации картину убирают в светлый шкаф со стеклянными стенками, чтобы предохранить ее от пыли, воздушных токов /сквозняков/ и резкой смены температуры и влажности.

Возможные осложнения

Регенерация лака - один из сложных процессов реставрации, требующий большой осторожностью. В процессе регенерации возможны следующие осложнения:

1. Регенерация вызвала помутнение пленки и образование пористости.

Это явление происходит в том случае, когда картина покрыта масляным или тонированным лаком. Прозрачность пленки масляного лака парами спирта не восстанавливается.

2. При регенерации способом последовательного наложения ящика на отдельные участки нередко образуются полосы по границам участков. Эти полосы очень трудно ликвидировать, поэтому надо избегать их появления.

3. Длительное воздействие паров спирта вызывает излишнее размягчение лаковой пленки, что может привести к изменению фактуры лака на данном участке, к образованию капель и затеков лака, а в худшем случае - к потеку и смещению лессировок. Такое изменение лаковой пленки исправить нельзя.

4. Иногда процесс регенерации не дает желаемого результата из-за посторонних веществ, попавших на поверхность картины. Этим веществом может оказаться клей, недостаточно тщательно удаленный при предыдущих процессах реставрации, остатки воска, белковых веществ и пр. В таких случаях необходимо определить, что именно находится на поверхности лака, удалить это вещество соответствующим растворителем и повторить регенерацию.

5. При работе по способу Ракитина необходима особая осторожность, тщательность и точность выполнения процессов. Малейшая небрежность может погубить лак. Если влага распределена по поверхности неравномерно, то в местах образования капель возможно возникновение глубоких очагов разрушения, напоминающих язвы. Ликвидировать их очень трудно. В случае, когда регенерационный ящик остается на картине чрезмерно долго, воздействие паров спирта вызывает собирание лака в капли и непоправимо портит его.

Если же на регенерируемом участке верхний слой живописи выполнен лессировками, то эти лессировки собираются вместе с каплями покрывного лака.

6. При многократной обработки одного и того же участка поспешная протирка мягкого лака влажным тампоном может привести к сдвигу верхних лаковых слоев.

Противопоказание

Совершенно противопоказан метод регенерации с предварительным увлажнением на картинах, где разложение лака достигло последней стадии - порошкования. Никакие касания к лаку, а тем более протирки, недопустимы. В таких случаях сначала нужно закрепить порошок осторожной пропиткой свежим лаком из мягких смол, а затем, после тщательной просушки, регенерировать.

_________

1) Спирт этиловый, ректификат, ГОСТ 18300-72.

2) Марля отбеленная, медицинская, ГОСТ 9412-67, арт. 6429.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.