ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Под этим термином понимают удаление загрязнения, накапливающегося с течением времени на поверхности лаковой пленки, защищающей красочный слой от непосредственного соприкосновения с загрязненным воздухом и от действия растворителей.

Для удаления загрязнения с поверхности лаковой пленки применяют различные эмульсии:

  Вода, % Пинен, % Спирт, %
1. 50 50 -
2. 45 45 10
3. 30 60 10
4. 30 50 20

Эти сочетания компонентов не стабильны, они также могут несколько изменяться. При подборе наиболее эффективной комбинации надо иметь в виду, что при увеличении процентного содержания спирта в составе эмульсии ее растворяющая способность значительно повышается, в связи с чем может возникнуть опасность удаления верхнего слоя лака вместе с загрязнением. Поэтому добавлять спирт в эмульсию следует очень осторожно.

Наряду с эмульсиями "вода-спирт-пинен" в некоторых случаях используют растворы гидрата окиси аммония NH4OH, /нашатырный спирт/, омыленные добавлением нескольких капель льняного масла. Слабощелочные растворы гидрата окиси аммония хорошо удаляют жирную копоть и сажу.

При подборе концентрации раствора надо иметь в виду, что даже при незначительном увеличении содержания нашатырного спирта в воде щелочность раствора заметно повышается /ом. таблицу.

Число капель 25%-ного раствора NH4OH на 100 мл воды Величина рН получаемого раствора
2 7.3
3 7,5
4 7,75
6 8

В литературе довольно часто встречаются упоминания о детском мыле как средстве для удаления загрязнения. Но щелочность детского мыла - величина не постоянная, она колеблется от рН 8 до рН 10 и имеет тенденцию к дальнейшему повышению. Поэтому, приготавливая раствор детского мыла /для удаления загрязнения применяют 2%-ный раствор, необходимо проверить его рН и не допустить рН больше 8. Для приготовления 100 мл раствора натертый на терке порошок детского мыла /2 г/ помещают в сосуд, заливают теплой дистиллированной водой /98 мл/ и взбалтывают.

Некоторые виды загрязнения хорошо удаляются раствором рыбьего клея. Если картина в процессе реставрации подвергалась сплошной профилактической заклейке, то при удалении последней теплой водой вместе с клеем уходит и значительная часть загрязнения. После тщательного удаления остатков клея с поверхности картины иногда отпадает необходимость дополнительного удаления загрязнения эмульсиями или иными растворителями.

К удалению загрязнения с картин приступают после окончания всех технических процессов: укрепления красочного слоя, дублирования, подведения реставрационного грунта и т.д.

Картину ставят на мольберт и начинают подбор растворителей. Растворитель подбирают в каждом отдельном случае опытным путем. Обычно пробу на удаление загрязнения проводят на неответственном месте, преимущественно на светлых участках картины. Растворителем смачивают ватный тампон, хорошо отжимают его и отжатым тампоном протирают намеченный небольшой участок. Если тампон остается чистым, это означает, что данная смесь не растворяет загрязнения и ее надо заменить. Если тампон приобретает желтоватый оттенок /это симптом опасный!/, значит, раствор слишком крепок и захватывает вместе с грязью и слой лака.

Лучший состав растворителя тот, который придает серое окрашивание тампону, следовательно, интенсивно удаляет только загрязнение.

Подобрав наилучший состав растворителя, переходят и удалению загрязнения на всей площади картины. Однако постоянный просмотр окрашивания тампона обязателен и в дальнейшем, так как загрязнение не всегда бывает однородным и в процессе работы над картиной на равных участках может возникнуть потребность изменить состав растворителя.

Если для удаления загрязнения выбрана водо-пинено-спиртовая смесь, то перед смачиванием тампона смесь следует тщательно взбалтывать, так как эмульсия эта нестойкая и быстро расслаивается на отдельные составные части. Работу ведут последовательно небольшими участками. Остатки раствора удаляют с картины тампоном, смоченным пиненом /при использовании водо-пинено-спиртовой эмульсии/ или водой. В обоих случаях обработку участка заканчиваю протиркой сухим тампоном.

Наряду с ватными тампонами применяют щетинные кисти и хирургические глазные скальпеля. На гладкой живописи бывает достаточной обработка только тампоном, но на живописи с ярко выраженной фактурой мазка или зерном холста приходится удалять грязь из углублений, образованных ходом авторской кисти или переплетением нитей холста. В этих случаях тампон снимает грязь только с выпуклых частей фактуры красочного слоя, не затрагивая углублений. Тогда работу ведут щетинной кистью, а удалять растворитель приходится не просто ватным тампоном, а ватой, обернутой в два слоя марли, иначе волокна ваты цепляются за неровности мазка. По той же причине протирку заменяют прикладыванием тампона.

Отдельные точечные скопления загрязнений и экскременты насекомых удаляют острием скальпеля.

Особую сложность представляет удаление загрязнений с картин, написанных смешанной техникой, когда наряду с масляными красками художник применял уголь, пастель, мел. Иногда просвечивает или оставлен без прописи угольный рисунок, иногда поверх масляного слоя нанесены немасляные красители. Встречаются случаи, когда и некоторые масляные краски потеряли частично связующее и могут быть удалена слабым растворителем. При исследовании картины такие моменты должны насторожить реставратора.

Удаление загрязнения с картин, выполненных смешанной техникой, нельзя вести последовательно по всей площади. Работу ведут фрагментарно, тщательно обходя все участки и отдельные штрихи, выполненные иной техникой или вызывающие опасение в утрате связующего масляной краски.

С картин, выполненных масляной краской, но не покрытых лаком, загрязнение удаляют в основном так же, как и с покрытых лаком, только при работе с незащищенным красочным слоем следует соблюдать еще большую осторожность.

Возможные осложнения

1. При удалении загрязнения в некоторых местах частично вымывается подведенный ранее реставрационный грунт. В таких местах возникает необходимость дополнительного подведения грунта. Несмотря на то что затрачивается время на повторение процесса грунтовки, проводить удаление загрязнения до подведения грунта опасно, так как оказывается свободным доступ растворителей к красочному слою и холсту.

2. Ни один из приведенных составов растворителей не удаляет загрязнения.

Загрязнение находится под слоем лака. В этом случае удаление загрязнения связано с удалением слоя лака.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.