ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Деревянные основы произведений масляной живописи дублируют очень редко, только в тех исключительных случаях, когда одно паркетирование не может обеспечить дальнейшую нормальную сохранность доски. К этим случаям можно отнести:

1. Несоответствие размеров картины толщине доски.

2. Повреждение всей площади доски жучком-точильщиком.

3. Многочисленные трещины и разломы доски.

Материалы и их подготовка

Клей. Используют рыбий клеи 30%-ной концентрации с добавлением антисептика, без пластификатора. Приготавливают клей обычным способом.

Подготовка авторской доски

Доски, изготовленные из дуба, липы, красного дерева и ореха, требуют дублирования чаще, чем доски из сосны.

К подготовке авторской доски для дублирования переходят после окончания предварительных процессов: склейки трещин и выравнивания коробления.

Картину помещают на стол лицевой стороной вниз на подостланную байку или фильтровальный картон, зажимают струбцинами и состругивают до толщины 4-8 мм в зависимости от величины картины. При этом хорошо выявляется текстура дерева и повреждения доски жучком-точильщиком.

Если на утоньшенной доске обнаруживаются бороздки от хода личинки жучка, они закрываются заподлицо массой, составленной из мелких древесных опилок с мелом и рыбьим клеем 6-10%-ной концентраций, или воско-канафольной мастикой.

Участки с большим количеством проточенных ходов, вызывающие сомнение в прочности древесины, заменяют вставками новой древесины. Для этой цели поврежденный участок выбирают из доски на глубину, не доходящую до грунта на 1-2 мм. В это место вклеивают новую древесину, совпадающую с авторской по породе, текстуре, направлению волокон и выдержке. Вставки делают и по краям картины, снятых фаской, и на сколах доски по косослою, и для укрепления выпадающих сучков.

Площади всех вставок состругивают заподлицо с авторской доской.

Подготовка дублировочной основы

Для дублировочной основы подбирают древесину, по породе и текстуре совпадающую с авторской, по выдержка - как можно ближе к ней.

Для картин небольшого размера, не имеющих клеевых "швов", т.е. стыковых соединений отдельных досок, желательно иметь дублировочную основу также целиковую.

Если на доске тангентального распила изображение нанесено на сторону, обращенную к сердцевине дерева /это определяется по направлению годовых колец на торцах доски/, то наклеивание такой доски производится на ту сторону дублировочной доски, которая обращена к заболони /см.рис.3,б/.

Если же изображение нанесено на сторону, обращенную к заболони, - соответственно меняется сторона дублировочной доски /рис.3,а/. Такое взаимоположение досок обеспечивает уравновешивание сил, вызывающих коробление.


Рис.3
 

Размер дублировочной доски должен немного превышать /на 2-3 см/ по всем сторонам размер авторской и быть на 2-3 мм толще утоньшенной авторской. Направление волокон дублировочной и авторской досок должно совпадать.

Для картин, площадь которых составлена на отдельных досок, дублировочная основа делается составной. Расположение клеевых швов на ней должно быть подобрано так, чтобы по отношению к швам авторской доски они находились в шахматном порядке, а расположение годовых колец - в зеркальном отражении.

Процесс дублирования

Авторскую доску сверяют с дублировочной наложением первой на вторую: строго выверяют совпадение волокон и расположение клеевых швов. Найденное положение авторской доски фиксируется наклеиванием на дублировочную со всех сторон ограничителей - небольших деревянных брусков /бобышек/. При дублировании досок бобышки укажут точное местоположение авторской доски и не дадут ей сдвинуться.

Горячим клеем проклеивают дублируемые стороны авторской и дублировочной досок. Процесс ведут быстро, клей распределяют равномерным тонким слоем. Авторскую доску сразу же накладывают на дублировочную, поверх нее - прогретый деревянный щит. Дублируемые доски вместе с прогретым щитом прижимают струбцинами и распорками к дублировочному столу. В таком положении картину выдерживают не менее суток, после чего освобождают от струбцин и распорок, отпиливают края дублировочной доски, выходящие за пределы авторской, и состругивают оборотную сторону до толщины несколько меньшей, чем толщина авторской доски.

Температура в помещении, где проводят процесс склеивания досок /дублирование/, должна быть 25-30°С. Повышенная температура воздуха и прогретый щит преследуют одну цель - продлить подвижное состояние клея, дать ему возможность постепенно охладиться и затвердеть.

После окончания дублирования картину, как правило, паркетируют.

* * *

Обычно профилактическую заклейку после дублирования удаляют с картины не раньше следующего дня. Это дает возможность картине подсохнуть до воздушно-сухого состояния. Доводить картину до такого состояния проглаживанием горячим утюгом опасно, так как легко можно пересушить дублировочный клей, красочный слой и грунт.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.