ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

ПОДВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ КРОМОК К КАРТИНАМ НАПИСАННЫМ НА ХОЛСТЕ

Подведение реставрационных кромок представляет собой процесс подклейки новых кромок из холста взамен утраченных, обветшавших или поврежденных кромок авторского холста.

Необходимость подведения новых кромок возникает в тех случаях, когда ширина или сохранность авторских кромок не позволяет сделать перетяжку картины или натяжку ее на новый подрамник.

Такая ситуация возникает по следующим основным причинам:

1. По вине автора картины, не предусмотревшего неизбежность повторных натяжек его картины на подрамник в будущем и сделавшего кромки недостаточной или неодинаковой ширины. Недостаточная ширина кромок холста даже при хорошей их сохранности затрудняет перетяжку картины.

2. Из-за естественного старения произведения. Картины, написанные 100 и более лет назад, никогда не реставрировавшиеся, но сохранившиеся в общем удовлетворительно, имеют ветхие кромки. Особенно хрупкими, ломающимися при перетяжке бывают кромки картин, на поверхности которых имеется масляный грунт. Такие картины надо перетягивать особенно осторожно.

В обоих вышеописанных случаях для большей безопасности перетяжки к картинам подводят реставрационные кромки.

3. Из-за небрежного хранения картин, вследствие чего кромки бывают протерты и оборваны. Быстрее всего изнашиваются кромки большемерных произведений, направляемых музеями на выставки, так как для транспортировки такие картины накатывают на вал и каждая выставка - это двукратная натяжка на подрамник. Кроме того, большемерные картины во время просмотров, организации экспозиции и т.п. часто перетаскивают волоком, что приводит к повреждениям нижней кромки.

4. Из-за отсутствия кромок.

Кромки отсутствуют в том случае, когда картина или этюд были срезаны автором или владельцем с подрамника и хранились в рулоне или в папке. Если возникает необходимость экспонировать такую картину или этюд и, следовательно, натянуть их на подрамник, то приходится подводить реставрационные кромки.

Следует всегда помнить, что в результате перетяжки в грунте по краям картины образуются микротрещины, которые в дальнейшем становятся крупнее и разрывают красочный слой. Поэтому перетяжку художественного произведения проводят только тогда, когда без нее нельзя обойтись.

Частичную перетяжку и натяжку картины вне зависимости от того, проводится ли она за авторские или реставрационные кромки, выполняют осторожно и равномерно.

ПРИЕМЫ ПОДВЕДЕНИЯ КРОМОК

Первый вариант

1. Осмотром картины реставратор определяет, сколько кромок следует подводить, какой ширины должна быть каждая кромка, есть ли необходимость заходить на оборотную сторону авторской живописи /если есть, то на сколько сантиметров/, т.е. решает вопросы, обусловленные конкретной ситуацией. Ширина будущих реставрационных кромок определяется величиной картины. При правильно сделанном подрамнике она примерно равна сумме толщины /В/ и ширины /С/ планки подрамника.

2. Для кромок берется крепкий холст, по фактуре близкий к авторскому. Длина холста должна на 15-20 см превышать длину большей стороны картины, ширину составляют 4 ширины будущих реставрационных кромок /если кромки подводят со всех сторон/.

Для проклейки холст прикрепляют одной из узких сторон /т.е. по утку/ к подрамнику с таким условием, чтобы весь холст свободно свисал. К нижнему краю прибивают легкую рейку, которая облегчает процесс проклейки и не дает холсту загибаться в трубку во время просушки. Проклейку делают не натягивая холст, чтобы он свободно дал усадку во время высыхания клея. Проклейку ведут 8%-ным клеем с антисептиком, но без меда. После полного просыхания клея делают вторую проклейку тем же составом клея.

3. Одновременно подготавливают картину к подведению кромок. Если нужно сделать местное укрепление красочного слоя, ликвидировать вмятины, подвести заплаты, то эти процессы должны предшествовать подведению кромок.

В зависимости от состояния картины с лицевой стороны можно сделать профилактическую заклейку. Если кромки у картины полностью отсутствуют хотя бы с одной стороны или сильно обветшали и в значительной степени оборваны, то профилактически заклеенная картина закрепляется на планшете или подрамнике с помощью кальковых или бумажных полей красочным слоем вниз.

Для закрепления картины подготавливают 4 бумажные полосы. Длины полос равны длинам сторон картины.

При закреплений на планшете ширина бумажных полос обычно не превышает 15 см. Каждую из полос наклеивают на край картины поверх профилактической заклейки, захватывая 3-5 см. Свободную часть бумажной полосы наклеивают на планшет таким образом, чтобы между краем картины и внутренним краем приклеенной части бумажной полосы образовался зазор шириной 3-5 см. Под картину обязательно предварительно подкладывают 1-2 слоя бумаги.

При закреплении на рабочем подрамнике ширину бумажных полос выбирают в зависимости от величины подрамника. Бумажные полосы наклеивают на картину так же, как и при закреплении на планшете, только свободные стороны наклеивают на планки рабочего подрамника.

Закрепление картины на рабочем подрамнике имеет преимущество перед закреплением на планшете, так как дает возможность наблюдать за поведением картины с лицевой стороны.

Если сохранность картины хорошая, кромки крепкие, но слишком узкие, то можно просто положить картину красочным слоем вниз на застланный бумагой планшет или стол.

Далее следует расчистка авторских кромок и части оборота холста скальпелем. Ширину захода будущей реставрационной кромки на площадь авторского холста желательно делать как можно меньше. Лучший вариант - не заходить совсем, ограничиться только шириной авторской кромки. Расчистка оборота делается очень осторожными движениями скальпеля по направлению нитей холста. Расчистку оборота можно сделать до неподвижного закрепления на кальковых полях.

Перед проклейкой авторских кромок и части оборота холста картину необходимо закрепить в неподвижном положении /при помощи кальковых или бумажных полей или просто гвоздями, если авторские кромки крепкие/. Холст незакрепленной картины при нанесении на него клея может дать усадку. Устранить усадку холста и неизбежно следующее за ней сседание красочного слоя чрезвычайно трудно.

Авторские кромки и часть оборота холста проклеивают дважды 8%-мым рыбьим клеем с антисептиком и медом, взятым в от ношении 1:1 к весу сухого клея в растворе. Проклейку делают теплым клеем. Первой проклейке дают полностью просохнуть, после чего наносят повторно клей. Ко времени второй проклейки новые реставрационные кромки должны быть полностью готовы, т.е.

дважды проклеены, просушены, разрезаны и подогнаны по размеру так, чтобы во время подведения кромок они не заходили одна на другую по углам и чтобы их нити шли параллельно нитям холста картины.

Реставрационные кромки накладывают на проклеенный вторично авторский холст в момент так называемого "отлипа" клея. Когда этот момент настал /реставратор определяет его прикосновением руки/, картину срезают с бумажных полей или вынимают гвозди. Кромку накладывают на проклеенный участок и прижимают руками или валиком до сцепления холстов. Затем кромку проглаживают теплым и холодным утюгами. Холодный идет сразу вслед за теплым. На приклеенную кромку полезно положить груз.

Затем приклеивают противолежащую кромку. В зависимости от размеров картины вторую проклейку ведут либо по всем сторонам одновременно /на картинах малого размера, либо последовательно попарно.

Как только все кромки прочно приклеилась, нужно натягивать картину на подрамник. Откладывать нельзя - может возникнуть деформация по краям картины.

Второй вариант

Второй вариант отличается от первого тем, что подготовка авторских и реставрационных кромок ведется иначе.

Реставрационные кромки проклеивают в следующем порядке: 1-я проклейка - 8%-ный клей без меда, с антисептиком; 2-я проклейка - 8%-ный клей с медом 1:1; 3-я проклейка - 4-5%-ный клей с медом 1:2.

Авторские кромки и часть оборота холста расчищают скальпелем, но не проклеивают совсем.

Реставрационные кромки накладывают на картину в момент отлипа последний проклейки. Все последующие действия те же, что в первом варианте.

Второй вариант предпочтительнее первого только в тех случаях, когда нарушена прочность грунтового слоя на кромках и проклейка такого холста вызывает опасение /возможна усадка холста/.

Возможные осложнения

1. Самое серьезное осложнение - усадка холста. Чтобы предотвратить усадку холста, картину неподвижно закрепляют в растянутом состоянии при помощи кальковых или бумажных полей, как это было описано выше. Если все же усадка произошла, то подведение кромок следует приостановить и сначала ликвидировать усадку. Способ ликвидации усадки холста и устранения сседания красочного слоя описан в отдельной методике.

Второй вариант подведения кромок более безопасен, так как исключает проклейку края авторского холста и этим уменьшает возможность усадки.

2. Реставрационную кромку наложили слишком рано, когда еще не наступил отлип, или холст был проклеен неравномерно, к в результате в одних участках отлип уже наступил, а в других еще слишком много влаги; кромка приклеивается плохо. В таких случая надо повторить проглаживание в неприклеившихся местах.

3. Пропущен момент отлипа, клеевая пленка пересохла. Надо еще раз проклеить одну из склеиваемых поверхностей очень слабым раствором клея или слегка увлажнить водой.

Третий вариант

Для склеивания авторских и реставрационных кромок применяю воско-канифольную мастику 1:1. Процесс подведения кромок Проводят так же, как подведение заплат, т.е. на проклеенную одни раз реставрационную кромку наносят слой мастики, затем мастику наносят на расчищенную скальпелем авторскую кромку /с заходом или без захода на часть холста/. Мастику наносят тонким слоем при помощи флейца, излишки снимают скальпелем. При приглаживании утюг не должен быть слишком горячим.

Кромки на воско-канифольной мастике обычно подводят тогда, когда нужно укрепить часть износившейся кромки или заменить утраченную часть кромки /по существу они являются разновидностью заплат/. Кромки, подведенные целиком на воско-канифольной мастике, при натяжке щипцами скользят, сцепление их с картиной недостаточно прочно.

Особые случаи

1. Подведение кромок к картинам овальной формы. Подготовка авторских кромок и реставрационного холста ведется описанным способом, отличается только формат холста, подготавливаемого для реставрационных кромок. Размер холста должен быть на 10-15 см больше размера картины по обоим диаметрам. После двух проклеек и просушки реставрационного холста в нем вырезается середина, соответствующая размеру и форме живописного полотна картины. Предварительно полезно наметить графитным карандашом положение реставрационного холста относительно полотна картины, чтобы при наложении кромок не допустить перекоса нитей.

Движение утюга при проглаживании должно быть строго по долевой нити холста /как указано на рисунке стрелками/, иначе произойдет вытягивание края.

2. Подведение реставрационных кромок к картинам, авторские кромки которых не грунтованы. Подведение кромок к таким картинам при помощи клея противопоказано, так как обязательно произойдет усадка холста.

В этом случае холст подшивают вручную или на швейной машине. В случае работы на швейной машине надо иметь в виду, что машинная строчка припосаживает ткань, положенную снизу, поэтому реставрационный холст нужно подкладывать под авторскую кромку и строчить по ней. Рабочее поле швейной машины должно находиться на одном уровне с крышкой стола, на которой лежит картина. Во-избежании образования изломов в момент сшивания холстов простроченный край картины равномерно передвигают по столу.

* * *

Кромки не подводят к сильно разрушенным картинам, требующим сложной реставрации, и к картинам малого размера. Последние, если их предполагают экспонировать, дублируют на холст и натягивают на подрамник или дублируют на древесноволокнистую плиту.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.