ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Заплаты на картины проводят в тех случаях когда общее состояние произведения хорошее и единственным повреждением является прорыв холста. Однако, если размер прорыва очень велик по сравнению с площадью картины или велико количество прорывов, картину целесообразнее сдублировать.

Необходимые материалы и оборудование 1)

1. Холст для заплаты, близкий к авторскому по толщине, плотности и зерну.

2. Бумага папиросная.

3. Бумага фильтровальная.

4. Мастика /из 1 или 2 частей воска и 1 части канифоли/. Воск очищают от механических примесей процеживанием в расплавленном состоянии через 2 слоя марли, Канифоль размельчают и растапливают в отдельной посуде, куда затем сливают и воск. Смесь хорошо перемешивают. Обе составные части мастики горючи, поэтому расплавить их на открытом огне нельзя. Для этого используют песчаную баню.

5. 4-5%-ный раствор рыбьего клея с медом /1 часть меда на 1 часть сухого клея/ и антисептиком /пентахлорфеналят натрия в количестве 0,5 - 1% к весу сухого клея/.

6. 8-10%-ный раствор рыбьего клея

7. Калька.

8. Пленка фторопласта.

9. Скальпель.

10. Деревянная или мраморная плита небольшого размера, по толщине равная толщине подрамника реставрируемой картины.

11. Планшет.

12. Утюги.

Подготовка авторского холста

1. Края прорыва осторожно расправляют; подмалывают под картину твердую подложку /мраморную или деревянную плиту/ так, чтобы холст не вытягивался и не провисал.

2. На участок с прорывом, края которого расправлены, а нити по возможности уложены на место, накладывают профилактическую заклейку, несколько превышающую по площади размер прорыва. Используют папиросную бумагу и рыбий клей 4-5%-ной концентрации, бумагу для заклейки вырезают прямоугольной формы и накладывают параллельно нитям холста.

3. Профилактически заклеенный прорыв проглаживают теплым утюжком до высыхания заклейки. Проглаживание производят через несколько слоев бумаги. Процесс проглаживания можно считать законченным, если красочный слой вокруг прорыва укреплен.

Если холст по краям прорыва вытянут, то проглаживание лучше вести через слой кальки или фторопластовую пленку. Эти прокладки замедляют испарение влаги, продлевают действие воды, клея и тепла и способствуют ликвидации деформации.

Картину переворачивают красочным слоем вниз на ровную чистую плоскость /планшет или мрамор, покрытый слоем бумаги/.

В некоторых случаях устойчивой деформаций холста или сильно вытянутости нитей, того количества влаги, которое наносится с клеем на лицевую сторону картины, бывает недостаточно для усадки холста. В этих случаях поступает следующим образом.

Первый вариант увлажненный лист фильтровальной бумаги, по размеру и форме равный площади деформированного участка холста, накладывают на данный участок, прикрывают сверху калькой или пленкой фторопласта и проглаживают утюгом, нагретым до 90оС /на утюге с терморегулятором это соответствует отметке "шелк"/.

Второй вариант: увлажняют непосредственно холст и проглаживанием через фторопластовую пленку добиваются усадки холста.

Работа по первому варианту безопаснее.

4. Холст вокруг прорыва расчищают от пыли и прочих загрязнений острым скальпелем. Расчищенная площадь холста должна несколько превышать площадь прорыва.

5. На расчищенный участок холста наносят тонкий ровный слой воско-канифольной мастики. Для этого мастику прогревают до размягчения. Для подведения заплат на холсты плотные, крупнозернистые используют более крепкую мастику /из 1 части воска и 1 части канифоли/; на холсты тонкие, мелкозернистые наносят мастику более эластичную /из 2 части воска и 1 части канифоли/.

Подготовка холста для заплаты

Холст, используемый для заплаты, предварительно проклеивают рыбьим клеем 8-10%-ной концентрации, и высушивают в свободном состоянии. Благодаря просушке без натяжения происходит усадка холста. Из этого холста вырезают заплату нужного размера, т.е. равного расчищенной площади авторского холста. По краям заплаты выдергивают по нескольку нитей со всех сторон, чтобы края заплаты не были жесткими. Холст заплаты с проклеенной стороны тоже слегка зачищают скальпелем. Затем на эту проклеенную сторону наносят ровным тонким слоем воско-канифольную мастику.

Заплату накладывают на подготовленный, покрытый слоем мастики участок прорыва авторского холста, прижимают руками и холодным утюжком; затем проглаживают чуть теплым утюжком через несколько слоев бумаги.

Хорошо подведенной можно считать ту заплату, если с лицевой стороны края прорыва хорошо соединены друг с другом, деформация устранена, а с оборота заплата хорошо соединилась с авторским холстом.

__________

1) Рыбий клей - ГОСТ 2776-67.

Калька - ГОСТ 892-70.

Пентахлорфенолят натрия - ТУ 6-01-302-69.

Фторопласт-1 - ТУ М 191-54.

Воск - РТУ лат.ССР 096-67.

Канифоль - ГОСТ 797-64.

 

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.