ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Под профилактической заклейкой понимают нанесение защитного покрытия, а также само покрытие из тонкой бумаги, наклеиваемое на красочной слой картины. Такая защита бывает необходима при выполнении различных реставрационных процессов /подведение кромок и заплат, дублирование, ликвидация деформация халата, перевод живописи на новое основание и пр./ и в некоторых случаях при транспортировке произведений.

Для выполнения профилактической заклейки обычно применяют рыбий клей 3-4%-ной концентрации и папиросную или микалентную бумагу.

Приготовление материалов

Рыбий клей.1) Рыбий клей - клей, получаемый из соединительной ткани рыб /плавников, плавательных пузырей, содержащей клеящее белковое вещество. В реставрации применяют клей высшего качества, получаемый из осетровых рыб /промышленность вырабатывает и сомовый/. В клее не должно быть кровяных прожилок.

Рыбий клей представляет собой пластинки неправильной формы и различной толщины, в скользящем совете несколько опалесцирующие.

Приготовление рабочего раствора

Варка клея. Пластинки рыбьего клея по возможности размельчают и помещают в алюминиевую или эмалированную кастрюлю, туда же наливают дистиллированную воду. Количество воды зависит от требуемой концентрации клея. Обычно реставраторы варят клей 10%-ной концентрации /на 10 г сухого клея 90 г воды/ и в сваренный клей добавляют воду, доводя раствор до нужной концентрации. Намоченный клей оставляют на 15-18 ч для набухания, после чего варят при температуре 60°С на водяной бане до получения прозрачного раствора. Полученный раствор фильтруют через марлю 2), остатки соединительной ткани отбрасывают, а в раствор добавляют антисептик. В качестве антисептика в настоящее время используют пентахлорфенолят натрия 3) который вводят в количестве 0,5-1% к весу сухого клея в растворе. Расчетное количество антисептика растворяют в 20-25 мл горячей дистиллированной воды, отфильтровывают в клей и тщательно перемешивают.

Пентахлорфенолят натрия - токсичное веществе. На время работы с ним /отвешивание, растворение/ реставратор должен защищать дыхательные пути марлевой повязкой в 3 слоя.

Раствор клея представляет собой коллоид, образующий гель при температуре 12-15°С. При подогревании гель вновь переходит в жидкое состояние. Чем выше температура нагрева, тем больше подвижность клея.

Высыхание пленки клея сопровождается значительной объемной усадкой и снижением веса и эластичности, что объясняется большой потерей влаги /до 96%/. Влага в клеевой пленке играет роль пластификатора, в связи с чем нельзя допускать пересыхания клея. Это достигается введением в клей веществ, замедляющих высыхание. К таким веществам относятся мед и поливиниловый спирт, пластифицированный глицерином.

Мед как пластификатор рыбьего клея известен давно. Он обладает высокой гигроскопичностью и этим замедляет процесс высыхания. Гигроскопичность меда способствует сохранению в пленке на длительное время 5-7% влаги, которая и выполняет функция пластификатора. Мед значительно повышает липкость клея. Он хорошо растворим в воде, и поэтому введение меда в клей не представляет труда. Растворимость меда увеличивается с повышением температуры раствора, поэтому мед обычно добавляют в горячий клей.

Однако эластичность клеев, пластифицированных медом, со временем капает, снижается и их прочность. Снижение эластичности и ценности клея совпадает с периодом кристаллизации сахаров в меде /мед состоит на 74% из моносахаров - глюкозы и фруктозы/, так называемой карамелизации меда. Чем больше меда введено в клей, тем в большей степени процесс карамелизации снижает прочность пленки. В результате проведенных испытаний установлено, что наилучшее сочетание свойств дает соотношение меда и сухого клея 1:1 /по весу/.

Поливиниловый спирт - бесцветный водорастворимый синтетический полимер. Для реставрации применяют поливиниловый спирт марки ПВС-2 /ГОСТ 10779-64/. Введение его в клей сопряжено дополнительной обработкой, и сами реставраторы этим процессом не занимаются. Химическая лаборатория ВХНРЦ приготавливает раствор клея, вводит в него поливиниловый спирт я антисептик, подсушивает клей в виде небольших кубиков и передает в производственный отдел. Реставраторы помещаю кубики клея в посуду, заливают дистиллированной водой, даю набухнуть я нагревают на водяной бане до получения раствора. Расчет потребности количества клея и воды ведется так же. Фильтрации такой раствор уже не требует.

Преимущества поливинилового спирта перед медом весьма значительны: благодаря своему постоянному составу поливиниловый спирт не снижает пластичности и прочности клеевых пленок, как это наблюдается у меда. Поливиниловый спирт в не меньшей степени, чем мед, повышает липкость клея, к тому же разведение готовых кубиков клея с поливиниловым спиртом проще, чем варка клея из пластин. При хранении клея с поливиниловым спиртом происходит выпадение геля в осадок, но это не опасно: при нагревании гель снова переходят в раствор.

Для выбора пластификатора имеют значения условия постоянного пребывания картины. Для картин, входящих в коллекции музеев северных широт, т.е. при климате с повышенной влажностью и пониженной температурой, предпочтительнее введение меда: для картин, входящих в коллекции южных музеев с сухим и жарким климатом, целесообразнее использовать поливиниловый спирт, пластифицированный глицерином.

Сваренный рыбий клей хранят в холодильнике в закрытой посуде, на допуская замерзания. Замерзание, как и перегрев, снижают клеящую способность клея. Срок хранения не ограничивается; в каждом отдельная случае важно состояние клеевой массы. Масса должна быть однородна, прозрачна, без воздушных пузырьков.

Папиросная бумага.4) Папиросная бумага содержит значительное количество льняного волокна, минеральные соли, проклейку. При увлажнении бумага увеличивается в длину и ширину, при высыхании происходит усадка в обоих направлениях /по ширине - сильнее/ до размеров меньше первоначальных.

Определить направление длины и ширины бумаги можно простым способом: вырезают узкие /шириной 1 см/ полоски в перпендикулярных направлениях, накладывают одна на другую и зажимают на конце пальцами. Та полоска, которая сильнее свесится вниз, направлена по ширине бумага.

Для проведения профилактической заклейки бумагу нарезают на небольшие листки, размер которых выбирают, имея в виду, что листы малого размера повлекут за собой большое количество "швов" - мест перекрывания одного листа другим при сплетней заклейка, а большие листы трудно положить без складок и воздушных пузырей.

Микалентная бумага состоит из чистого хлопкового волокна без добавления солей и клеев. При проклейке бумага впитывает клей, пропуская его насквозь, увеличивается по ширине и не изменяется по длине. В период высыхания размеры ее на меняются.

Для использования в целях профилактической заклейки микалентную бумагу на мелкие листы не разрезают, ведут наклейку полным листом.

Перед наложением заклейки картину очищают от пыли мягким флейцем, клей подогревают до 50-60°С на водяной бане.

Выполнение заклейки папиросной бумагой. Широким флейцем клей наносят на участок картины, по размеру соответствующий листку папиросной бумаги. Затем проклеивают лист бумаги, следя за ровностью распределения клея, и проклеенной стороной накладывают на картину. Наложенный лист бумаги слегка разглаживают пальцами, стараясь расправить его так, чтобы не было складок и воздушных пузырей. Излишний клей удаляют фильтровальной бумагой, размеры которой должны превышать размеры папиросной бумаги, фильтровальную бумагу накладывают на папиросную бумагу и прикатывают к картине резиновым фотоваликом.

При сплошной заклейке всей площади картины /если, этого нельзя сделать одним листом/ листы накладывают так, чтобы края одного листа находили на края соседнего на 0,3 - 0,5 см. Это, однако, приводит к тому, что места перекрывания листов несут двойное количество клея и бумаги и, следовательно, испытывают в два раза большее натяжение. Иногда это влечет за собой нежелательные последствия: появляются вдавленности, хорошо заметные в скользящем свете и очень трудно устранимые, а в некоторых случаях даже неустранимые до конца. До сих пор не удалось установить закономерность, какие картины поддаются деформации, что здесь играет главную роль. Замечено, что легче деформируются картины, написанные тонкослойно, гладко, на мелкозернистом холсте и тонком грунте.

Заклеивание, при котором листки не находят своими краями на соседние, а только касаются их или заходят слишком мало, недопустимо, так как при высыхании бумага сжимается и между листами может образоваться щель. Цель /иначе говоря, резкое нарушение равномерности натяжения/ обычно вызывает излом живописи с грунтом в а том месте, неустранимый даже дублированием.

При наложении профилактической заклейки на портреты или фигурные композиция листки располагают так, чтобы места их перекрывания не приходились на изображения лиц.

Картины малого размера заклеивают одним листом.

Выполнение профилактической заклейки папиросной бумагой на картинах, написанных резко выраженным рельефным мазком, значительно сложнее. Неизбежно образование воздушных пузырьков. Количество пузырьков можно уменьшить прокалыванием бумагу в этих местах и приглаживанием пальцами. В этих случаях работа ведется листами малого размера.

Выполнение заклейки миколентной бумагой отличается от работы с папиросной бумагой. Перед наклеиванием миколентной бумаги картину проклеивать не следует. Лист накладывают на картину и наносят клей на поверхность бумаги. Бумага впитывает клей, пропуская его насквозь. Движение флейца с клеем должна выдерживаться параллельно направлению волокна бумаги. При намокании миколентная бумага расширяется, поэтому для получения ровной заклейки лист бумаги нужно слегка подтягивать.

При высыхании миколентная бумага не садится, поэтому если заклеиваемая картина большемерна, а ширина рулонной миколентной бумаги /90 см/ мала, допустимо наложение следующего листа бумага впритык к предыдущему.

Миколентную бумагу целесообразно использовать в тех случаях, когда предстоит транспортировка картины, подведение кромок, ликвидация деформации холста методом растяжки или дублирование по причинам недоброкачественности авторского холста. Эта бумага достаточно хорошо предохраняет живопись, легко удаляется теплой водой, с ней безопаснее, легче и быстрее работать. Но миколентная бумага непригодна для заклейки, если на картине требуется укладка приподнятых краев кракелюра. В последнем случае применяют папиросную бумагу.

До сих пор речь шла о сплошной заклейке всей поверхности картины. Иногда применяется фрагментарная заклейка, т.е. заклейка прорывов, участков живописи, вызывающих сомнения в дальнейшей сохранности. Фрагментарная заклейка выполняется теми же приемами, что и сплошная, и может находиться на картине около двух лет. Если за это время картина на поступает на реставраций, заклейку следует заменить новой, удалив старый клей. Держать заклейку более двух лет считается опасным, так как клей со временем твердеет, натяжение его пленки увеличивается и этим ослабляется связь живописи с грунтом.

Заклейка картин, выполненных на деревянном основании и требующих реставрации доски, имеет свои особенности.

Живописная сторона доски, имевшей трещины, заклеивается так, чтобы с каждой стороны трещины оставалась свободной, незаклеенной, полоса шириной 3-5 мм. Это делается для того, чтобы подогнать части доски под один уровень, чтобы края доски были хорошо видны. Если в дальнейшем предстоит паркетирование данной доски, то после склейки иногда следует заменить вышеописанную заклейку на сплошную.

Профилактическая заклейка живописи на картинах, которые поступают для перевода на новое основание, выполняет функцию временной основы. Она должна быть достаточно прочной. Поэтому обычно картину заклеивают несколькими слоями бумаги и слоем легкой ткани /марли, батиста, маркизета/.

Для удаления заклейки клей размягчают теплой водой; при этом бумага набухает и легко отделяется от поверхности картины. Остатки клея удаляют с картины.

Возможные осложнения

1. Бумага не приклеивается к красочному слою.

Это может происходить по трем причинам: а) задирание поверхности; б) рыхлость пересохшего грунта, сильно впитывающего клей; в) заплесневение.

В первом случае перед нанесением клея поверхность картины протирают бензином или эфиром При рыхлости грунта увеличивают концентрацию клея. В случае заплесневения необходимо выяснить реакцию среды, так как одни виды плесневых грибов вырабатывают кислоты, другие щелочи. Затем среду нейтрализуют слабым 2%-ным раствором лимонной кислоты или 1-2%-ным раствором нашатырного спирта, после чего наносят заклейку.

/Процесс нейтрализация среды описан отдельно./

2. Красочный слой поврежден силикатным клеем, нанесенным с оборота холста.

В этом случае сначала выполняется нейтрализация со стороны холста, затем поврежденный участок живописи покрывают лаком. Только после полного просыхания лака накладывают профилактическую заклейку.

3. На картине имеются акварельные тонировки, которые желательно сохранить. Для этого перед заклейкой акварельные участки прикрывают лаком или тонким слоем воска.

Противопоказания

1. Совершенно исключается нанесение профилактической заклейки на картины, поврежденные ожогом, так как образовавшиеся пузырька крайне хрупки и легко могут осыпаться.

2. Недопустима заклейка картин, на которых поверх масляной живописи автором нанесены уголь, мел, пастель или акварель. Опасно нанесение заклейки и на картины, выполненные смешанной техникой масла и темперы. Сначала нужно определить, не поддаются ли растворению водой темперные участки; заклейку можно производить только в случае нерастворимости.

____________

1) ГОСТ 2776-67.

2) Марля - ГОСТ 9412-67.

3) Пентахлорфенолят натрия - ТУ 6-01-302-69.

4) ГОСТ 3479-60.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.