ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Явление люминесценции, или свечения в темноте различных веществ под действием ультрафиолетовых лучей, начало изучаться еще в XIX веке. Важным моментом в развитии люминесцентного анализа был выпуск в начале XX века усовершенствованных конструкций ртутно-кварцевых ламп и производство стеклянных фильтров Вуда*. Одними из первых обратили внимание на возможность исследования живописи в ультрафиолетовых лучах криминалисты, использовав их для определения подлинности картин и разоблачения подделок. Большинство этих исследований сводилось к определению подлинности подписей.

Американский физик Роберт Вуд разработал в 1903 году жидкостный фильтр, который поглощал видимые лучи с длинами волн больше 400 нм и невидимые лучи с длиной волны короче 270 нм. Участок спектра между 370 и 270 нм иногда называют светом (или лучами) Вуда.

Первые итоги развития люминесцентного анализа были подведены в 1928 году в монографии П. Данкворта, показавшего большие возможности применения люминесценции во многих областях, в том числе и в музейной работе. В 1929 году австрийское патентное бюро выдало реставратору Р. Мауреру патент на метод исследования живописи и объектов, покрытых красочным слоем, путем освещения их «темным ультрафиолетовым светом».

Большая заслуга в популяризации люминесцентного исследования произведений искусства принадлежит Дж. Роримеру. В 1931 году в Нью-Йорке вышла его монография «Ультрафиолетовые лучи и их использование в исследовании произведений искусства», интересная не только разнообразием материалов, подвергнутых исследованию, но и подробным изложением метода анализа.

К началу 30-х годов люминесцентный анализ произведений живописи постепенно внедряется в музейную практику. На римской конференции 1930 года об исследовании в ультрафиолетовых лучах говорилось уже как о методе изучения живописи, вошедшем в повседневную практику многих музейных лабораторий.

В конце 30-х годов был предложен метод фотографического исследования живописи в отраженных ультрафиолетовых лучах. Полученные в этих условиях изображения, отличаясь от фотографии люминесценции, расширили возможности исследования в этой области спектра.

Когда в 30-х годах были получены фотографические эмульсии, позволяющие фиксировать изображение, получаемое с помощью инфракрасных лучей, криминалисты попытались применить их к исследованию художественных произведений. Однако непосредственно в музейной работе инфракрасные лучи долгое время не находили применения. Одним из первых использовал инфракрасную фотографию для исследования произведений живописи Р. Лион, применивший инфракрасные пластинки в комбинации со светофильтром, пропускающим только инфракрасные лучи, он же констатировал различие в тоне для одинаковых по цвету пигментов в инфракрасных лучах. Позже аналогичное исследование было проведено в Музее Фогга М. Фарнсворт. Тогда же результаты исследования в инфракрасной области были продемонстрированы Н. Тихоновым на Всероссийском археолого-этнографическом совещании.

В 1939 году в Германии Ф. Мюллер-Скельд описал результаты экспериментальных инфракрасных съемок, позволивших прийти к выводу, что эффективность инфракрасной фотографии значительно расширяется с использованием пластинок, максимум спектральной чувствительности которых лежит в разных зонах. Таким образом, к концу 30-х годов была освоена техника инфракрасной фотографии живописи и разработана методика ее исследования.

В годы второй мировой войны для нужд армии в ряде стран были разработаны приборы ночного видения. В последующие годы различные конструкции этих приборов — электронно-оптических преобразователей инфракрасного излучения, позволяющих вести визуальное наблюдение в инфракрасной области спектра, — получили применение и в музейной работе. В последующие годы для исследования живописи в инфракрасной области спектра все шире стали использовать инфракрасные телевизионные системы.

Рентгеновское излучение, открытое в конце 1895 года немецким физиком В. К. Рентгеном, уже в конце XIX века было применено для изучения произведений живописи. Наиболее детально исследованиями в этой области занимался перед первой мировой войной в Германии врач-рентгенолог А. Фабер. Тогда же во Франции Леду-Лебар провел первые опыты по рентгенографии живописи, а несколько позже А. Шерон начал аналогичное исследование картин из собрания Лувра. В конце 20-х годов ренгенографический метод исследования картин нашел применение в других странах Европы и в Америке.

Первыми специалистами, которые стали использовать рентгеновское излучение для исследования музейных экспонатов в нашей стране, были С. Торопов в Ленинграде, Н. Тихонов в Москве, а позже Т. Сильченко в Государственном Эрмитаже.

В 30-е годы, когда рентгеновский анализ уже прочно утвердил себя как метод исследования картин, встал вопрос о влиянии рентгеновских лучей на живопись. В результате тщательно проведенных многочисленных опытов учеными разных стран было доказано, что рентгеновское излучение не оказывает на произведения вредного воздействия.

________

* Американский физик Роберт Вуд разработал в 1903 году жидкостный фильтр, который поглощал видимые лучи с длинами волн больше 400 нм и невидимые лучи с длиной волны короче 270 нм. Участок спектра между 370 и 270 нм иногда называют светом (или лучами) Вуда.

Первоисточник: 
ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.