ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Реставрация - ответственнейший этап работы с археологическими находками, которая должна осуществляться только специалистом и обязательно в условиях стационарной лаборатории.

Лабораторная реставрация представляет собой комплекс мероприятий для обеспечения долговременной сохранности археологических находок. Он включает очистку (расчистку), укрепление, устранение деформаций, восстановление формы по имеющимся подлинным фрагментам (в необходимых случаях -восполнение утрат), консервацию, а также приведение к экспозиционному виду и подготовку к длительному хранению в условиях экспозиции или фондохранилища.

2.1. Требования к квалификации исполнителей

В соответствии с правилами, разработанными Комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР, самостоятельное проведение любых реставрационных работ на памятниках истории и культуры допускается только аттестованными специалистами по каждому виду или направлению реставрации. Но поскольку в большинстве археологических учреждении таких специалистов нет, к проведению реставрации археологических находок могут быть допущены археологи и другие специалисты, имеющие опыт практической реставрационной работы. Такие исполнители должны регулярно проходить стажирование. Исполнителю, прошедшему стажирование, выдается справка установленной формы с указанием, к каким видам реставрационных работ он может быть допущен.

В специализированных реставрационных организациях и подразделениях квалифицированных реставраторов готовят к аттестации на соответствующую квалификационную категорию (существует 4 категории: художник-реставратор 3-ей, 2-ой, 1-ой и высшей категорий).

2.1.1. Аттестованные реставраторы и неаттестованные исполнители, допущенные к проведению реставрационных работ под их руководством, должны знать и соблюдать в работе:

-требования, предъявляемые к качеству реставрационных работ;

-требования к реставрационным материалам;

-необходимые меры по обеспечению сохранности археологических находок в аварийных ситуациях;

-правила упаковки и транспортировки археологических находок;

-правила хранения археологических предметов;

-правила техники безопасности;

-правила противопожарной безопасности;

-инструкцию по хранению и применению ядовитых веществ, используемых при реставрации археологических предметов;

-основные принципы фотофиксации реставрируемых археологических находок.

2.1.2. Исполнителям могут быть присвоены квалификационные категории по следующим специальностям:

-реставрация археологической керамики и изделий из стекла;

-реставрация археологических предметов из металла;

-реставрация археологических предметов из кожи;

-реставрация археологических тканей;

-реставрация археологических предметов из кости и рога;

-реставрация археологического дерева.

2.1.3. Аттестованные реставраторы всех категорий и неаттестованные исполнители, допущенные к реставрационным работам по всем специальностям, обязаны знать и соблюдать в работе все существующие инструкции и правила ведения и документирования работ по консервации и реставрации памятников археологии. Исполнители, не соблюдающие указанных требований, аттестации не подлежат. Аттестованным специалистам, нарушившим эти требования, может быть понижена квалификационная категория.

2.2. Организация реставрационного процесса

2.2.1. В институтах археологии или секторах (отделах) археологии институтов истории системы Академий наук СССР и союзных республик, а также в других учреждениях (отраслевых институтах), проводящих археологические исследования и имеющих лаборатории камеральной обработки с штатом сотрудников, на которых возложены обязанности реставраторов, должны быть созданы реставрационные советы во главе с заместителями директоров по научной части. В состав реставрационного совета входят: заведующий лабораторией камеральной обработки (заместитель председателя), квалифицированные научные сотрудники института, а также аттестованные реставраторы и опытные специалисты из сторонних научно-исследовательских и научно-производственных реставрационных организаций и музеев.

Положение о реставрационном совете и его персональный состав утверждаются директором по представлению заведующего лабораторией камеральной обработки.

2.2.2. В функции реставрационного совета входит: обсуждение годовых и перспективных планов реставрационных работ института (сектора, отдела) археологии, составление реставрационных заданий, утверждение методик, определение сроков реставрации, контроль за ходом работы на всех этапах реставрационного процесса, подготовка заключений о качестве проведенной реставрации по окончании работы, составление ходатайств об аттестации реставраторов и др.

2.2.3. Организация реставрационного процесса в лабораторных условиях требует обязательного созыва реставрационного совета в начале, на промежуточных этапах и после завершения реставрации, равно как и надлежащей гласности. Реставрационный совет и исполнитель несут полную ответственность за состояние объекта на всем протяжении работы и за исход реставрационного процесса.

2.3. Методические требования к проведению реставрации археологических находок

2.3.1. Исходя из основного методологического требования -обеспечить долговременное сохранение археологических находок в максимально возможной полноте присущих ему историко-документальных и культурно-художественных качеств, выбираются методики реставрации, которые должны гарантировать достижение указанной цели. Поскольку научная оценка упомянутых качеств входит в обязанности археолога, участие последнего в обсуждении реставрационного задания и этапов реставрационного процесса обязательно.

2.3.2. Специалист-археолог должен знать и учитывать, что аутентичное восстановление формы или утраченных элементов и качеств находки в задачи научной реставрации не входит. Соответственно подобные требования не могут фигурировать в реставрационном задании или хотя бы выдвигаться на стадии обсуждения.

2.3.3. Объектом научной реставрации является подлинник в сколь угодно фрагментированном виде. Дополнения и доделки подлинника в принципе нежелательны и допустимы только как мера, необходимая для обеспечения сохранности подлинника, в исключительных случаях - для приведения предмета к экспозиционному виду, что специально- оговаривается в реставрационном задании. Дополнения и доделки, как бы искусно они ни были выполнены, не возмещают элементы подлинника как исторического источника. Наоборот, они порой затрудняют опознание, изучение и оценку подлинника. Поэтому археолог не вправе требовать от реставратора воссоздания предмета, особенно в тех случаях, когда от него сохранились лишь небольшие фрагменты.

2.3.4. Археолог должен знать и учитывать, что самая безупречная в методологическом отношении реставрация непреднамеренно, но неизбежно умаляет документально-историческую подлинность предмета, уменьшает объем извлекаемой из него информации и в какой-то степени меняет его художественные свойства. Две, три и более реставрации одного и того же предмета искажают его историческую достоверность весьма значительно, вплоть до невозможности использовать его иногда в качестве исторического источника.

2.3.5. Средства лабораторной реставрации археологических находок не должны скрывать, искажать или уничтожать специфику исторической технологии как самостоятельной отрасли источниковедения, как бы мало ни использовались ее свидетельства в настоящем. По мере развития и внедрения уже имеющихся средств аналитического исследования историческая технология давно известных и неоднократно реставрировавшихся археологических находок будет основным источником для археолога.

2.3.6. Выбор методов лабораторной реставрации зависит от материала, из которого изготовлен археологический предмет, от состояния сохранности, характера полевой обработки. Реставрация должна проводиться только по методикам, разработанным квалифицированными специалистами. При составлении реставрационного задания существующие методики корректируются применительно к конкретным объектам и утверждаются реставрационным советом.

2.4. Общие требования к реставрационным материалам

Требования к материалам для лабораторной реставрации археологических находок в принципе почти не отличаются от предъявляемых к материалам для полевой консервации (смл. 1.5. настоящей Инструкции). Кроме того, реставрационные материалы должны обладать влагостойкостью и устойчивостью к изменениям температур, хорошей адгезией к материалу реставрируемого предмета, не иметь собственной интенсивной окраски и др. В зависимости от задач реставрации в каждом конкретном случае к применяемым материалам могут быть предъявлены специальные требования, обусловленные избранной методикой, утвержденной реставрационным советом.

2.5. Документация

2.5.1. Процесс лабораторной реставрации должен быть документирован в соответствии с требованиями Комиссии по аттестации реставраторов. Определенные разделы текстовой документации, такие, как историческая справка, паспортные данные объекта, условия находки и др., составляются археологом, производящим раскопки, сведения о мерах полевой консервации - реставратором при участии археолога. Если археолог сам выполняет полевую фотофиксацию, он должен учитывать, что такая фотофиксация впоследствии станет частью документации уже не полевого, а камерального лабораторного процесса.

2.5.2. Реставрационные паспорта в соответствии с установленными требованиями заполняются на каждую индивидуальную находку. Разрешается заполнение одного паспорта на группу массовых находок - однотипных предметов из одного и того же материала.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.