Полный комплекс услуг по созданию веб сайта siteup.ru/a-design/.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Наиболее яркий показатель методологического уровня отрасли - реставрационные методики. Необходимо сказать об их неудовлетворительной разработке на многих уровнях, начиная с учебно-образовательного и кончая непосредственно "операционным". Причина такого положения в объективных и субъективных предпосылках господствующих тенденций эмпирической реставрационной практики. Чтобы яснее представить истинное положение, предстоит проанализировать по возможности большее число типовых ситуаций в научном, профессиональном и социологическом отношениях, и на достаточно точных статистических основаниях определить развитие этих тенденций.

Реставрационное дело, как и всякая сложная система, развивается неравномерно, что, естественно, относится и к его теоретическим аспектам. Если даже не вдаваться в глубокие различия, исторически сложившиеся между архитектурной и музейной реставрацией, то и внутри последней почти невозможно свести воедино методики реставрации монументальной фресковой и станковой масляной живописи. С другой стороны, излишнее дробление проблематики, до мельчайших составляющих, влечет за собой только хаос и низведение ее на заурядный эмпирический уровень.

Поэтому одной из первоочередных задач представляется поиск правильных пропорциональных масштабов в подходе к проблематике, к постановке исследовательских задач. Едва ли могут быть сомнения в правомерности выделения проблемы реставрационных методик. Это один из наболевших и самых животрепещущих вопросов в теории и практике реставрации.

По сложившейся традиции концепция и рабочее понятие реставрационных методик непрерывно сужаются. Все чаще разрабатываются и обсуждаются так называемые индивидуальные методики консервационных и реставрационных работ с отдельными экспонатами, не всегда уникальными или особо сложными. Типовые методики на класс экспонатов или материалов (текстильных, бронзолитейных, дерева, холста, бумаги) появляются все реже. Тенденция налицо, но ее характер и причины пока неясны. С одной стороны, преобладание индивидуальных методик может вытекать из углубленного изучения объекта, увеличения информации о нем. Сейчас физики и химики все чаще доходят до молекулярного уровня, до кинетики протекающих там процессов. Правда, собственно реставрация в подавляющем большинстве случаев не в состоянии использовать увеличившиеся объемы информации для качественного совершенствования реставрационных операций. Следовательно, прямой связи между тенденцией крайне узкой специализации методик и возрастанием научно-исследовательской информации с очевидностью установить пока нельзя, поскольку методики, как таковые, существенно лучше не стали.

Так как наблюдаемая за последние годы повышенная точность исследовательских и аналитических методов сама по себе не улучшает качество реставрационных работ, необходимы долговременные меры по органичному сращиванию аналитики с процессами реставрации. В идеале последние должны планироваться и строиться сообразно с результатами предварительного аналитического изучения объекта реставрации. На самом деле этого в требуемых масштабах не происходит. Различия в составах пигментов или связующих, например, могли бы повлечь за собой соответствующие модификации методики (например, использование других растворителей для полимерных укрепляющих композиций, а то и замены их и т.д.). Пока же существующие методики столь тонких различий не учитывают, поэтому реставраторы либо не считаются с результатами анализов должным образом, либо вообще обходятся без них, больше полагаясь на интуицию и на органолептические ощущения ' прочности или, наоборот, разрушенности объекта. Так исподволь формируется и закрепляется психологический стереотип профессионального отношения практиков реставрации к методам аналитических исследований как к необязательному средству реставрационной документации.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)