Реставрация иконы "Спас Нерукотворный"

Аватар пользователя larsen
Фото до реставрации: 
Икона до реставрации под старой профилактической заклейкой.
Фото в процессе реставрации: 
Икона в роцессе реставрации после устранения деформаций левкаса и красочного слоя и подклейке их к основе.
Фото после реставрации: 
Икона после реставрации после утоньшения поверхностной лаковой пленки.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Техника живописи - дерево (липа), паволока, яичная темпера, 19 век, Россия. Икона долгое время находилась в помещении с низкой влажностью воздуха.
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние левкаса и красочного слоя, частичное разрушение памятника. Цель работ - консервация памятника.

Историческая справка: 

Икона длительное время находилась в вертикальном положении под окладом.

Состояние до реставрации: 

Грунт вместе с красочным слоем потеряли связь с основой. Значительные деформации грунта.Его смещение и обрушение. Часть грунта с красочным слоем осыпалась в пазухи пустот отставшего от основы грунта. Зачительные утраты (осыпи).

Методика: 

Перед реставратором были поставлены задачи: укрепить грунт и красочный слой, устранить их деформации, извлечь фрагменты грунта и красочного слоя из пустот отставших участков грунта .Дополнительное задание - утоньшить и выровнять неравномерную, значительно потемневшую лаковую пленку.
Для решения этой довольно сложной задачи, были сделаны необходимые практические пробы физического состояния грунта и красочного слоя, путем нанесения на небольших пробных участках укрепляющего состава различной концентрации ( рыбий клей) и разработана методика проведения консервационных работ. Была осторожно удалена профилактическая заклейка и устранены деформации грунта (эта работа велась одновременно с укреплением грунта и красочного слоя). После нанесения новой профилактической заклейки, часть грунта с красочным слоем была приподнята от основы и извлечены фрагменты застрявшей в пустотах живописи. Подбор разрозненных фрагментов велся при помощи микроскопа ( игла, скальпель).В дальнейшем - иньектирование раствором рыбьего клея, подсушивание, прессование. После удаления профилактической заклейки, на пробном участке была отработаны методы утоньшения и выравнивания лаковой пленки. Степень утоньшения ее был определен Реставрационным Советом. После проведения данной операции живопись была притерта тампоном мастичным лаком.

Средняя оценка
(13 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
110
points

Хорошая работа,Larsen!
--------------------------------------------------------------------------------------------------
по письменной части,конечно есть вопросы в очередности..но ( судя по фото "в процессе") , думаю это просто неточность(?)
И все-таки консервация ;)

81
point

... а где эстетизация руин? Грубовато. Руинированность не работает на образ. Образ отдельно - утраты отдельно.

151
point

Larsen , где эстетизация? )) (шутка)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
вот если судить по зачистке краев утрат..то могу предположить, что Larsen еще подразумевает продолжение работы
в виде(как минимум) левкаса..А иначе зачем края зачищать?

59
points

Зачистки краев авторского левкаса с живописью не было. Подведен тонкий слой реставрационного грунта по периметру утрат авторского ( бортовая "обмазка"), это сделано с целью дополнительной фиксации авторского слоя на основе. Перед реставратором стояла задача только консервации авторской живописи (позже было принято решение об утоньшении и выравнивании лаковой пленки). В прцессе укрепления удалились и поверхностные загрязнения. Записи не удалялись, т. к. их просто не было. Вы видете только подлинник без подведени реставрационного грунта и тонировок.Что есть - то есть! Вопросы эстетики внешнего вида иконы после консервации? Взгляды могут быть разные и споры по этому поводу ведутся давно и будут продолжаться. Главное - перед вами подлинное создание своего времени и вы, я не сомневаюсь, верите в подлинность оставшейся живописи. Кстати - на икону будет одет оклад.

163
points

++++!
Кстати, мало кто трудится над подведением левкаса по периметру утрат.. В дальнейшем это не препятствует доступу воздуха..влаги и т.д. - возникают новые отслоения. Так что +++!
( хотя не мне,право,судить)
Ну а эстетика..- вопрос философский)))

116
points

Сто лет делаю - и ничего! Держится! Этот прием используется в том случае, если предполагается не подводить реставрационный грунт. Можно обойтись и без этого. Вреда, правда ,нет.

127
points

так я про то и говорю - что ДЕРЖИТСЯ..и будет держаться т.к. не поленились.
картон, например, дублированный тоже по периметру всегда грунтом проходят .

148
points

Извините за неточность - небольшая условная тонировка на изображении волос Спасителя.

191
point

Долго смотрел,даже при желании придраться не к чему!Консервация выполнены на отлично !!!Подбор и фиксация фрагментов впечатляет!"Обмазка" приятно удивила,как уже понял, не только меня.
Как Вы утоньшали пожелтевшую лаковую пленку?Если не секрет.

110
points

Утоньшение и выравнивание неравномерной и значительно пожелтевшей лаковой пленки было достаточно сложно. Существует несколко приемов проведения этой операции: 1.После утоньшения пленки до определенного уровня, который устраивает Рест.Совет. продолжить работу небольшими участками. 2. Утоньшать пленку постепенно по всему полю изображения. Иногда встречаются варианты размягчения и утоношения пленки активными растворителями с распределением сгустков лака по всей поверхности (опасно). В данном случае, сгустки пожелтевшего лака были утоньшены скальпелем. По достижении общего равномерного тона, работа продолжалась спирто-пиненовой эмульсией по всему полю. Скальпелем сделана необходимая выборка маленьких сгустков пленки из фактуры поверхности . Медоды утоньшения были разработаны на небольшом участке живописи.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.