ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Кстати - Скульптура

Аватар пользователя Inform
245
points

Цитаты по реставрации скульптуры из камня со ссылкой на источник. Цель: Обозначение базовых акцентов по реставрации каменной скульптуры. Изображения прямо или косвенно связаны с цитатой. Подписи к фотографиям появляются при наведении курсора мышки. Цитаты с высокой оценкой переходят в «Полезность».

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
246
points

Родосске ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Нач. 3 в. до н.э. Ватикан

Классическим примером является история реставрации знаменитой скульптурной группы Лаокоона эллинистического времени. (…) Самая ранняя из них проведена по инициативе Микельанджело скульптором Джованни Монторсоли в 1532 году. Последний воссоединил фрагменты и выполнил реконструкцию утраченной руки центральной фигуры в стиле маньеризма, восстановив тем самым целостность композиции. (…) В 1920-е годы Людвиг Поллак обнаружил подлинный фрагмент утраченной руки Лаокоона. (…) Лишь в 1955— 1957 годах доделки Джованни Монторсоли и последующих реставраторов XVIII века были удалены, а подлинный фрагмент руки установлен на место.

106
points

Встреча И.Э.Грабаря со школьниками на выставке И.Е.Репина в Государственной Третьяковской галерее. Фотография 1936 года. Фрагмент.

Грабарь выступал против превращения реставрации «по общему правилу, в восстановление, так как при восстановлении может случиться, что вкус реставратора повлечет за собой калечение памятника». И в то же время он считал, что удаление всех следов реставрационных работ, «приведение поврежденного памятника в тот вид, каким он вышел из рук творца, не всегда должно иметь место», так как «каждый слой имеет свою историю, бывают такие слои, которые созданы крупнейшими мастерами и удаление этих слоев было бы уничтожением художественных ценностей». Поэтому нужно помнить, что «основной стимул реставрационного деяния — стимул сохранения, спасения памятника».

90
points

Бронзовая статуя Теодориха Великого, короля остготов,

Рядом с основной тенденцией к уничтожению всех проявлений античного искусства (…) периодически возникали прямо противоположные точки зрения: распоряжение Константина Великого (IV в. н. э.) о сохранении скульптуры и запрещении ее снятия с древних зданий; Эдикт Майориана (от 558 г.); распоряжение короля остготов Теодориха Великого (нач. VI в.) о сохранении памятников Палатина в Риме, выделение на это 300 фунтов золота и назначение специального хранителя памятников искусства; распоряжение Карла Великого (VIII в.) о назначении хранителем произведений искусства и памятников Эйнхарда (будущего его биографа); декреты XII века об охране колонн Траяна, Марка Аврелия и т. д.

125
points

БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС — условное название фрагмента древнегреческой скульптуры эллинистического времени, торса сидящей мужской фигуры (без рук и ног) .

Большинство итальянских скульпторов XVI — XVII веков зарабатывали реставрационными работами. <...> Как свидетельствуют письменные источники и приведенные выше примеры, вольное обращение с найденными фрагментами античной скульптуры тогда не считалось чем-то незаконным. Даже сохранившиеся античные части реставраторы заменяли новыми, если они почему-либо им не нравились. Вне сомнения, всегда были исключения: Бельведерский торс подвергся лишь частичной очистке поверхности и не дополнялся.

93
points

Аполлон Бельведерский, ок. 330—320 до н. э. Мрамор. Музей Пия-Климента, Ватикан

В XVI веке в папском дворце сформировался как музей зал статуй Бельведера, в котором были собраны выдающиеся памятники античной пластики: Бельведерский торс, Аполлон Бельведерский, Лаокоон, Спящая Ариадна, Нил и т. д. Основная часть их была отреставрирована тогда же итальянскими скульпторами. Искусной реставрацией прославился Джованни Монторсоли (1507— 1653), ученик Микеланджело. Им были восстановлены Лаокоон и Аполлон Бельведерский. Реставратор в основном удачно восстановил композицию скульптур, что подтвердилось много позже на основании найденных аналогичных произведений. К сожалению, так же как и его современники, он прибегнул к процессу «вполне закономерному в то время: переполировал всю фигуру Аполлона — тем самым в определенной мере исказил первоначальную подлинную форму и фактуру скульптуры».

123
points

Иоганн Винкельман, портрет работы Рафаэля Менгса, после 1755

Иоганн Иоахим Винкельман — родоначальник науки по истории и теории искусства — был первым ученым, который постарался научно подойти к атрибуции и реставрации античной скульптуры, с учетом стиля и времени, с использованием документальных источников. В начале своей деятельности он составил брошюру по реставрации античной скульптуры, которая потом легла в основу его выдающегося труда «История искусств древности», вышедшего в свет в 1764 году. В «Истории...» Винкельман разоблачил «реставрации», которые искажают античный памятник, не учитывают ни стиль, ни манеру античного мастера.

104
points

Венера Таврическая

Доделанные скульптором Легри руки для статуи Венеры Таврической были столь неудачны, что от них вскоре пришлось отказаться. То же самое было и с Венерой Милосской (найденной в 1820 г. и поступившей в Лувр): ни одна из многочисленных реставраций не только не выдерживала конкуренции с «безруким оригиналом, но в большинстве случаев поражала своим безвкусием».

123
points

Жан-Леон Жером. Генерал Бонапарт в Каире. 1863

В XIX веке круг деятельности реставраторов значительно расширяется: наполеоновские войны, пробудившие национальное самосознание народов Европы, вызвали интерес к истории, породили невиданную страсть к реставрациям отечественных памятников старины. <…> В это время возрождается во Франции государственная система охраны памятников (1830), в других государствах издаются указы и декреты по запрещению разрушения национальных древних памятников и установленного контроля над ними (к примеру, в России в 1838 году вышел указ «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и воспрещении разрушать оные»), по регистрации археологических раскопок (в Италии в 1820 года принят был закон кардинала Панка о регистрации и сохранении «движимых» памятников прошлого, найденных в земле).

314
points

Пергамский алтарь. Битва Афины с Алкионеем. Ок. 180 г. до н. э. Пергамский музей. Берлин. Реставрация конца XIX — начала XX вв.

90-е годы XIX века считаются переломными в истории реставрации произведений искусства. Достижения смежных наук не замедлили сказаться на становлении научной реставрации. Этот процесс связан с деятельностью в Берлине доктора Фридриха Ратгена, выдающегося химика и организатора общегосударственного реставрационного дела. Им разработана была точная методика реставрации и консервации произведений искусства. Одним из первых примеров правильной научной реставрации произведений античности явилась реставрация Пергамского алтаря. Последлительной и кропотливой работы археологов, историков, искусствоведов, реставраторов, которая сопровождалась научными изысканиями и публикациями находок, Пергамский алтарь в 1930 году был открыт для всеобщего обозрения. При реставрации Пергамского алтаря главное внимание было обращено на выявление композиций и на подборку друг к другу сохранившихся фрагментов статуй. Таким образом, фрагменты Пергамского алтаря избежали участи Эгинских фронтонов, которые восполнялись непосредственно на оригиналах.

105
points

М.М. Антокольский. Царь Иоанн Васильевич Грозный. 1875. Мрамор. ГТГ

«Восстановлению подлежит только то, что непререкаемо дается во время процесса раскрытия, что доказано с абсолютной точностью. <...> Реставрация, научно обоснованная, возражений не встречает». Это позволяет почти полностью исключить влияние субъективных данных исполнителя-реставратора на интерпретацию выполняемого фрагмента, на сам реставрационный процесс. <...> Ведь современная научно-реставрационная деятельность не должна быть соавторством или своеобразным художническим соревнованием реставратора с автором самого произведения. Реставрация должна являться строго научной деятельностью по консервации и в крайнем случае научно обоснованному восстановлению при наличии объемно-пространственного идентичного произведения.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.