ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 


1. Андрей Рублев. Троица. Состояние до реставрации 1904—1905 гг. Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX в. В правом верхнем углу на фоне — пробное удаление записей, сделанное в 1904 г. (голова и плечо правого ангела и фон с горкой)

2. Андрей Рублев. Троица. Состояние после реставрации 1904—1905 гг.

3. Андрей Рублев. Троица, 1422—1427 гг. Современное состояние — после удаления тонировок в 1918—1919 гг. ГТГ

4. Восполнение в начале XX в. утрат живописи на иконе XV в. «Чудо Георгия о змие». ГТГ (см. описание на с. 8)

5. Икона «Богоматерь Владимирская». Начало XII в. ГТГ (живопись раскрыта методом фрагментаризации)

6. Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы «Богоматерь Владимирская»

7. Деисус оплечный. Конец XII в. ГТГ


8. Праздники иконостаса новгородского Софийского собора — «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход во Иерусалим», «Распятие». 1341 г. НГМ

9. Средник пророческого ряда. Пророки Даниил, Давид, Соломон. Конец XV в. ГТГ

10. Великомученик Георгий. Первая половина XII в. ГТГ. Живопись раскрыта методом фрагментаризации с сохранением вставок и записей XIV века и более поздних вставок вплоть до XX века

11. Изображение иконостаса на иконе начала XIX века. Музей «Коломенское»

12. Спас на престоле с избранными святыми на полях. Вторая половина ХIII в. ГТГ

13. Спас в силах. Средник деисусного чина Андрея Рублева и Даниила Черного. 1408 г. ГТГ

14. Тыльная сторона доски иконы XIV века с зарубками от обработки топором. В доски врезаны «ласточки»

15. Оборотная сторона сосновой доски иконы XVII в. Шпонки врезные, односторонние. «Ласточки» врезанные при реставрации XX в. в старых (XVII в.) гнездах

16. Следы в левкасе от «ласточки», врезанной в лицевую сторону доски иконы XVII в.

17. Продольные и поперечные следы обработки лицевой стороны доски скобелем. Деталь иконы «Петр и Павел». XII в. НГМ

18. Тыльная сторона оcновы той же иконы. Следы от деревянных гвоздей первоначальных накладных шпонок; врезные встречные шпонки XVI в.

19. Схема, устройства той же основы:
1 — следы от накладных шпонок и гвоздей, 2 — первоначальные внутренние шипы между досками, 3 — врезные встречные шпонки XVI в.

20. Паволоки: полотняного переплетения (вверху), фасонного переплетения (внизу)

21. Резной рельефный орнамент по левкасу. Фрагмент иконы «Спас на пистоле». Конец XVII в. Угличский музей

22. Лист «Строгановского иконописного подлинника» конца XVI в. в литографированном воспроизведении XIX в.

23. Несовпадение живописного изображения и рисунка (особенно на руках и горках). Деталь иконы Феофана Грека (?) «Преображение». Вторая половина XIV в. ГТГ

24. Изменение замысла изображения на иконе XVII в. «Апостол Фома» (ЯХМ):
первоначальный рисунок — Димитрий (слева), живописное изображение апостола Фомы (справа)

25. Шлифованное и нешлифованное листовое золочение нимбов (на репродукции отличаются светлым и темным тонами). Деталь иконы Ивана Максимова «Богоматерь Иверская». XVII в. Пермская государственная художественная галерея

26. Пробела и контурные притинки на одеждах. На ликах охрение плавями с «подрумянкой» и движками. Деталь иконы «Воскрешение Лазаря». XV в. НГМ

27. Полихромные (зеленые и белые) пробела и синие притинки на хитоне, белые пробела и черные притини на гиматии. Деталь иконы «Пророк». Начало XVIII в. Музей «Кижи»

28. Полихромные (зеленые) пробела на гиматии ангела. Золотые штрихи ассиста на крыльях; на лице и шее плави без оживок. Деталь иконы «Троица». Вторая половина XVI в. Свияжский музей

29. Охрение плавью по частичному санкирю с «подрумянкой» и оживками-движками. На одеждах ассист. Деталь иконы «Богоматерь на престоле». Первая половина XIV в. НГМ

30. Личное письмо с плавями и притинками. Одежды с золотопробельным письмом (твореное Золото). Ранняя «фряжская манера». Деталь иконы Кирилла Уланова «Богоматерь живоносный источник». Рубеж XVII—XVIII вв. МиАР

31. Полихромная орнаментальная роспись одежд, головных уборов и предметов по листовому золочению цветными лаками. Деталь той же иконы

32. Орнаментальная черневая роспись по листовому золочению (серебром). Деталь той же иконы

34. Живопись иконы-подокладницы, исполненной в поздней «фряжской манере», «Вседержитель поясной». Рубеж XIX—XX вв. Частное собрание

35. Оклад серебряный с позолотой, рельеф штампованный, поверхность гравированная, наугольники и другие накладки — перегородчатая эмаль — на той же иконе. Рубеж XIX—XX вв. Частное собрание

36. Сгрибливание и растрескивание слоя потемневшей олифной пленки. Фрагмент иконы «Вход во Иерусалим» в процессе реставрации. Начало XVII в. Музей «Малые Карелы»

37. Волнообразные деформации басменного оклада от усушки доски. Деталь иконы «Пророк». Вторая половина XVI в. Свияжский музей

38. Серебряный оклад с чеканкой, имитирующей гравировку. Шлифованные камни (кабашоны) в кастах с лапками. Икона «Богоматерь Казанская». XVII в. Частное собрание

39. Серебряный оклад иконы «Кирилл Белозерский» с чеканным орнаментом и канфаренным фоном. Дробницы по углам и плашки с текстом в технике черневой наводки по серебру. XVI в. Загорский музей

40. Сочетание различных техник в обработке серебряного оклада XIX в. Поля и фон — чеканка, одежды — скань с зернью, звезды с гранеными стразами в лапках, угольники полей и края венцов — перегородчатая эмаль. Икона «Богоматерь Коневская». Частное собрание

41. Оклад латунный, штампованный на иконе-подокладнице «Богоматерь Казанская». Рубеж XIX-XX вв. Частное собрание

42. Кракелюры левкаса. Деталь иконы «Положение во гроб». Начало XVIII в. Музей «Малые Карелы»

43. Кракелюры в левкасе, вызванные неровностями (насечками) поверхности доски. Деталь иконы «Богоматерь Владимирская». Рубеж XVII—XVIII вв. Частное собрание

44. Щель по месту склейки досок с разрывом паволоки

45. Вздутия (выпирания) левкаса с изломами по гребню от усушки доски на иконе конца XVI в.

46. Сферические вздутия левкаса на иконе XVII в.

47. Жесткие кракелюры левкаса на иконе конца XVII в.

48. Шелушение красочного слоя. Деталь иконы «Воскресение». Конец XVII в. Музей «Останкино»

49. Утраты красочного слоя при сплошном золочении левкаса (особенно в правом верхнем клейме) затонированы коричневой краской. Икона круга Феофана Грека «Четыредесятница». Конец XIV в. ГТГ

50. Левкас и живопись, пораженные плесенью. Деталь иконы «Страшный суд». Конец XVII в. Музей «Малые Карелы»

51. Утрата нижней части основы в результате жизнедеятельности микроорганизмов

52. Тыльная сторона доски произведения, пораженного жуками-точильщиками (видны летные отверстия, утраты древесины и буровая мука, повисшая на паутине)

53. Фрагмент иконы с доской, сильно источенной личинками жука-точильщика

54. Удаление поверхностных загрязнений с живописи и басменного оклада. Деталь иконы «Предста царица». XVII в. Свияжский музей

55. Временно смонтированный на холст басменный оклад с иконы «Богоматерь Одигитрия». Вторая половина XVI в. Свияжский музей

56. Отставание левкаса, расслоение и утраты лепного орнамента на иконе XIX в. (вверху), тот же участок после укрепления (внизу)

57. Правильно наложенная профилактическая заклейка. Икона «Пророк». Вторая половина (???) кский музей

58. Оразец неправильно сделанной профилактической заклейки: часть правой створки заклеена плотной бумагой, остальная поверхность небрежно заклеена папиросной бумагой, которая оставлена после клеевого укрепления. Царские врата. XVII в. НГМ

59. Папиросная бумага, оставленная после клеевого укреплении на длительный срок. Фрагмент того же произведения

60. Левкас и живопись XVI в., восполненные в местах удаленного левкаса и живописи XII в. на участках, не закрытых окладом (головы, обнаженные части рук и ног). Икона «Петр и Павел». XII в. НГМ

61. Реставрация произведения с поврежденным левкасом. Фрагмент иконы «Столпник». Конец XVI в. Слева — до реставрации (видны вздутия левкаса с изломами), справа — после реставрации

62. Сложные разрушения левкаса. Фрагмент иконы «Троица». XVI в. Музей «Малые Карелы»

63. Тот же фрагмент после укрепления левкаса и красочного слоя, удаления потемневшей олифы и записей, восполнения утрат левкаса и тонировки

64. Икона «Собор двенадцати апостолов». Первая половина XV в., НГМ. Записи удалены методом фрагментаризации. Сохранены фрагменты записей последующих веков

65. Фрагмент того же произведения. Небольшие вставки с неровными краями в местах естественных утрат левкаса (затонированы более светлой краской) и большая вставка с ровными краями на месте удаленного подлинного левкаса (левый нижний угол)

66. Икона XV в. «Архангел Гавриил». (ЯХМ) после реставрации (лицевая и тыльная стороны), Живопись раскрыта методом фрагментаризации. Восполняющие части доски прикреплены к зажимной раме

67. Восстановление целостности основы и формата иконы методом прочного соединения восполняющих частей с доской произведения. Андрей Рублев. Спас. Начало XV в. ГТГ

68. Разломанная доска иконы. Живопись под профилактической заклейкой. Никола поясной. XVII в. НГМ

69. Тыльная сторона того же произведения

70. Монтирование частей разбитой доски, реставрационных планок и одной шпонки (выделены коричневым цветом)

71. То же произведение после монтирования доски

72. То же произведение после удаления записей и восстановления левкаса

73. То же произведение после окончания реставрации

74. Произведение с утраченной нижней частью в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Параскева Пятница. XVII в. Оренбургский музей

75. Последовательность восстановления утраченной части доски того же произведения:
1 — низ доски с утратами, 2 — та же часть доски с арматурой, 3 — та же часть доски после восполнения, 4 — восполненная часть доски после тонировки

76. To же произведение после реставрации

77. Кракелюры на разновременных левкасах: левкас XIV в. (слева и в правом нижнем углу), левкас XVI в. (в центре и справа), левкас начала XX в. (справа вверху). Деталь иконы «Борис и Глеб». XIV в. ГИМ

78. Произведение в процессе удаления олифной пленки со слоя записей. Икона «Никола поясной». Начало XV в. НГМ

79. Выравнивание и удаление сгрибленной олифной пленки. Фрагмент того же произведения

80. Слой записи XIX в.— изображение Евангелия. Фрагмент того же произведения

81. Выявление с помощью ИКЛ текста начала XV в. через слой записи XIX в. на том же фрагменте

82. Изображение Татьяны — запись XIX в. Фрагмент иконы «Никола поясной»

83. Выявление с помощью ИКЛ первоначального изображения XV в. (Ульяна) под изображением XIX в. (Татьяна) на том же фрагменте

84. Выявление рентгенографированием изображения XV в. и паволоки на том же фрагменте

85. Изображение Ульяны — раскрытый слои живописи начала XV в. на иконе «Никола поясной»

86. Пробное удаление позднейших записей на иконе «Никола поясной»

87. Полностью раскрытый из-под записей слой живописи начала XV в. и тонирование мест с утраченным красочным слоем по поверхности первоначального левкаса. То же произведение

88. Правильно выбранное место пробных удалений позднейших наслоений. Икона «Богоматерь Знамение». Начало XVIII в. Музей «Малые Карелы»

90. Фрагмент иконы «Митрополит Петр» из деисусного чина (XVI в., НГМ) в процессе реставрации. С изображения удаляется потемневшая олифа, а с фона — олифа и запись

91. Слой записи XVIII в. поверх живописи XIV в. Икона «Богоматерь на престоле». НГМ

92. Использование позднейших вставок левкаса и живописи XVIII в. при раскрытии живописи XIV в. методом фрагментаризации на том же произведении

93. Схема-картограмма того же произведения:
1 — живопись XIV в., 2 — левкас и живопись XVIII в., 3 — левкас XVIII в. (красочный слой удален)

94. Слой записи XIX в., перенесенный на новое основание. Отслоен с иконы Давида Сираха «Алексий митрополит». 1577 г. Рязанский художественный музей

95. Слой первоначальной живописи того же фрагмента после удаления записи

96. Слой сплошной записи XIX в. поверх живописи XVII в. Икона «Введение во храм». Музей изобразительных искусств Карельской АССР
image096.jpg
97. Процесс отслоения записи с иконы «Введение во храм»

98. Отслоенная запись XIX в. с той же иконы, смонтированная на новое основание

99. Раскрытый слой живописи XVII в. иконы «Введение во храм»

100. Тонирование пуантелыо реставрационных выставок левкаса (верхнее поле, киворий, голова, нимб, часть фигуры и трона). Фрагмент иконы «Введение во храм». XVIII в. Музей «Малые Карелы»

101. Раскрытие первоначальной живописи методом фрагментаризации с частичным сохранением записи XVII в. (глаза на левом лике). Фрагмент иконы «Собор двенадцати апостолов». Первая половина XV в. НГМ

102. Тонирование «старой олифкой» авторского левкаса в местах утрат живописи (на облачении). Фрагмент иконы «Никола поясной» начала XV в. НГМ

103. Тонирование сеткой большой вставки левкаса. На мелких вставках справа — тонировка пуантелью. Деталь иконы «Троица». Вторая половина XVI в. Свияжский музей

104. Произведение с сильно разрушенным и утраченным левкасом под профилактической заклейкой. «Синодик». XVIII в. НГМ

105. То же произведение после реставрации. Большие утраты левкаса не восполнены

106. Укрепление краев левкаса бортовой обмазкой. Мелкие утраты левкаса восполнены и тонированы. Фрагмент того же произведения

Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.