ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Поздние записи, скрывающие первоначальную живопись, как правило, представляют собой малохудожественные ремесленные поделки, которые обычно удаляют. Однако в некоторых случаях поздняя запись сама является высокохудожественным произведением искусства, лежащим поверх первоначальной живописи. Так, первоначальная живопись XIV века иконы «Троица ветхозаветная», находящаяся в Успенском соборе Московского Кремля, скрыта под записью на этот же сюжет, выполненной в 1700 году известным иконописцем Оружейной палаты Тихоном Филатьевым. В Государственной Третьяковской галерее хранится икона «Троица» XIV века, но под ее живописью находится еще одно, более древнее поясное изображение Христа. В некоторых случаях при поздних поновлениях икон на них делали надписи, сообщающие об истории произведения, его легенде. Надписи порой содержат даты создания иконы илиее переписи. Сами поздние записи являются отражением этапов жизни произведения и позволяют документировать его историю (ил. 94, 95). Поэтому иногда бывает необходимо сохранить поздние записи или отдельные фрагменты, представляющие художественную или историческую ценность. Решает это реставрационный совет.


94. Слой записи XIX в., перенесенный на новое основание. Отслоен с иконы Давида Сираха «Алексий митрополит». 1577 г. Рязанский художественный музей

95. Слой первоначальной живописи того же фрагмента после удаления записи

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ОТСЛОЕНИЯ ЗАПИСЕЙ

Единственным способом, позволяющим сохранить весь слой записи (или фрагменты его) и при этом раскрыть первоначальную живопись, являются его отслоение и перенесение на новое основание.

Необходимость этого отмечал еще И. Э. Грабарь в период становления советской реставрации. Советские реставраторы первыми в мировой практике обратились к решению этой проблемы. Первые эксперименты были проведены в 1921 году Д. Ф. Богословским. Затем опыты по отслоению записей продолжили в Центральных государственных реставрационных мастерских известные реставраторы Г.О. Чириков, Н.И. Плеханов и В. О. Кириков.

Проводившиеся отслоения небольших фрагментов поздних записей были довольно рискованными операциями, поскольку реставраторы пользовались кислотными и щелочными растворителями. Работы выполнялись с виртуозным мастерством, и все же применяемые составы наносили ущерб краскам обоих слоев живописи. Суть процесса отслоения состояла в следующем. Запись и олифную прослойку под ней размягчали компрессом с уксусной кислотой. После снятия компресса участок обрабатывали раствором бикарбоната натрия (двууглекислой соды) для нейтрализации действия уксусной кислоты. Затем на обработанную поверхность осетровым клеем наклеивали папиросную бумагу. Участок записи с помощью скальпеля постепенно отделяли вместе с бумагой и затем наклеивали на новую основу. Для монтирования применяли в одних случаях воднуюэмульсию желтка, в других — тот же осетровый клей. После того как клей высыхал, с поверхности перенесенной записи удаляли папиросную бумагу.

В конце 40-х годов в Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских В. О. Кириков, В. В. Филатов, В. Е. Брягин продолжали эксперименты по отслоению записей. Однако применявшиеся в то время кислотные и щелочные составы являлись серьезным препятствием для решения проблемы, и результаты зависели только от мастерства реставратора.

Формирование метода отслоения записей завершилось в конце 50-х годов, когда в ГЦХРМ Г. Н. Томашевич и В. В. Филатовым были впервые внедрены нейтральные органические растворители и разработан клеевой состав для отслоения живописи. Их опыты позволили сделать вывод, что для отслоения можно использовать всё применяемые в реставрации нейтральные органические растворители и композиции из них поскольку они в отличие от кислотных и щелочных не вступают в химическую реакцию с пигментами и связующими красок и, следовательно, безопасны для темперной живописи. Разработанный ими клей для заклейки красочного слоя перед отслоением имел такой состав: две части 8%-ного осетрового клея и одна часть 15%-ного водного раствора поливинилового спирта (ПВС). Наилучшим материалом для монтирования отслоенной живописи была признана воскосмоляная мастика, так как она не растворима водой. А это важно потому, что папиросная бумага, приклеенная коллагеновым клеем к отделяемому слою записи, удаляется только с помощью теплой воды.

Процесс отслоения состоял в следующем. На участок записи ставили байковый компресс с органическим растворителем, так же как теперь принято делать при обычном удалении записей. Растворитель постепенно размягчал красочный слой записи и покровную пленку под ним до необходимого состояния (время экспозиции заранее определяли пробами на маленьких участках). Компресс снимали и участок заклеивали папиросной бумагой, которую тщательно приглаживали, чтобы не было воздушных пузырьков. Поверх заклейки снова накладывали компресс с грузом, чтобы отделяемыйслой не затвердел. Через 10—15 минут, когда клей под бумагой студенился, компресс ото дни га ли на несколько сантиметров, освобождая место, откуда должно начаться отслоение. Вдоль кромки бумаги скальпелем делали надрез слоя записи. Одной рукой (пинцетом или пальцами) брали за край бумаги и постепенно его приподнимали. Другой рукой под слой записи подводили скальпель, держа его под острым углом к поверхности произведения. По мере отделения записи лежащий сверху компресс с грузом отодвигали. Компресс нужно было оставлять на не отслоенном еще участке, для того чтобы не пересыхала заклейка из папиросной бумаги и не испарялся находящийся в красочном слое записи растворитель. Полностью отслоенный фрагмент записи наклеивали на новую, загрунтованную основу. В качестве основы обычно использовали деревянную доску, покрытую левкасом, который тонировали акварелью. Тонирование белой поверхности нового грунта необходимо для того, чтобы перенесенная на новое место запись выглядела так же, как на произведении, с которого она снята и где она лежала на темном слое живописи и защитной пленки. Если требовалось отслоить и сохранить небольшой участок записи, то грунтовали картон. Перед монтированием слоя живописи поверхность тонированного грунта покрывали с помощью щетинной кисти воскосмоляной мастикой. Для фиксации красочного слоя на новом грунте его приглаживали теплым утюжком (при температуре 60—80°) через фторопластовую пленку. После застывания воскосмоляной мастики под красочным слоем папиросную бумагу снимали с помощью теплой воды ватными тампонами так же, как удаляют обычную профилактическую заклейку.

Эта методика отслоения была применена позднее (1969—1974) С. В. Филатовым во ВЦНИЛКР при реставрации иконы «Алексий митрополит» (1577) из Рязанского художественного музея (ил. 94, 95). Эксперимент показал, что этим методом можно отслаивать в один прием фрагмент до 6 дм2, разделяя слой записи на однородные по характеру участки. Выяснилось также, что для размягчения записи и защитного слоя малолетучие растворители применять нельзя, так как они ухудшают подклейку бумаги к отделяемому слою записи.

При монтировании снятые фрагменты нужно очень точно соединять.

Изложенный метод завершил собой первый этап разработки способа отслоения и переноса поздних записей на новое основание.

Второй этап в развитии методов отслоения начался с середины 70-х годов, когда для отделения записей были опробованы синтетические безводные клеевые материалы.

СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОТСЛОЕНИЯ ЗАПИСЕЙ

Новый метод отслоения (первая работа сделана в 1975—1976 гг.) дал возможность отделять значительно большие по площади фрагменты записи или отслаивать записи целиком, не разделяя их на фрагменты и даже не применяя профилактической заклейки. Метод основан на замене папиросной бумаги клеевой пленкой из поливинилбутираля (ПВБ), наносимой на поверхность слоя записи. Пленка из ПВБ в настоящее время на отделяемый слой записи наносится двумя способами. Первый способ — нанесение раствора ПВБ на поверхность произведения, где она образуется. Второй способ — применение пленки, изготовленной предварительно.

Для размягчения красочного слоя записи и находящейся под ней защитной пленки применяются органические растворители и их смеси, используемые в настоящее время при удалении покровных пленок и позднейших записей. Нежелательно применение малолетучих растворителей типа диметилформамида, поскольку они снижают адгезионные качества ПВБ.

При монтировании отслоенных записей на новое основание используется поливиниловый спирт (ПВС).

Подготовительные работы. Предварительно приготовляют растворы ПВБ в концентрации 2% и в концентрации 8%. В качестве растворителя используют этиловый спирт или спирто-ацетоновую смесь, взятую в соотношении 1:1.

Для приготовления 100 г 8%-ного раствора 8 г сухого ПВБ растворяют в 116 мл растворителя. Сосуд со смесью помещают в водяную баню и перемешивают ее при слабом подогреве (40—60°) в течение 30 минут до готовности, когда сухое вещество ПВБ полностью растворится и масса станет прозрачной. Для приготовления 2%-ного раствора нужно к одной части 8%-ного клея добавить три части растворителя. Готовый дляработы состав обладает следующими свойствами: он повторно растворим в этиловом спирте и названной смеси, имеет хорошую адгезию, нейтрален по отношению к материалам красочного слоя, после нанесения на размягченный красочный слой 8%-ный клей в течение 10—20 минут образует прозрачную пленку.

Затем приготовляют 10%-ный раствор ПВС. В исходном состоянии ПВС представляет собой белый порошок, который растворяется в воде. Для приготовления 100 г раствора ПВС берут 10 г сухого вещества и 90 г воды. Приготовляют его, так же как и ПВБ, в водяной бане. Водный раствор ПВС прозрачен. Он дает хорошую прочную склейку красочного слоя с поверхностью грунта. Этот клей наиболее удобен при монтировании записей, потому что он схватывается значительно медленнее, чем, например, осетровый клей или ВА 2ЭГА. Это дает возможность тщательно уложить и разгладить красочный слой при его монтировании на новое основание.

Исследование состояния и фотофиксация записи. Перед подбором растворителей необходимо сделать фотофиксацию слоя записи, провести рентгенографирование всей поверхности, исследовать живопись в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и выполнить спецфотосъемку. По данным рентгенографирования и съемки в УФ и ИК лучах нужно сделать картограмму, на которой разными цветами следует отметить участки утрат верхнего и особенно нижнего слоя живописи, чтобы заранее знать, на каких участках могут возникнуть трудности при работе.

Изготовление нового основания и пленки ПВБ. Заранее изготовляют новое основание для монтирования отслоенного красочного слоя. Если отслаивается весь слой записи, то делается или деревянная доска по образцу оригинала, или щит из фанеры на деревянных рейках — надежная, облегченная основа. Для фрагментов отслоенных записей можно подготовить планшет из пенопласта, оргалита и даже из прочной бумаги типа ватмана. Твердую основулевкасят, а бумагу не грунтуют. Подготовленный левкас и бумагу тонируют акварельной краской (умброй). Если грунт оставить белым, то он, просвечивая через отслоенную запись, может изменить ее колорит и тон, так как она до отслоения находилась на коричневой поверхности потемневшей олифы.

Заранее отливают и запасную пленку ПВБ для заклеивания возможных прорывов записи во время отслоения. Для этого наливают на натянутую полиэтиленовую пленку 8%-ный раствор ПВБ. После того как пленка ПВБ полностью: высохнет, ее отделяют от полиэтиленовой.

Подбор растворителей. С помощью пробных отслоений (площадью 5—10 см2) нужно подобрать растворитель или смесь растворителей, определить экспозицию компресса, подобно тому как это делается перед обычной расчисткой. Она может быть от 30 минут до 3 часов и более, в зависимости от плотности красочного слоя и подобранного растворителя. Кроме того, нужно выяснить, насколько долго пары растворителя удерживаются под пленкой ПВБ, от чего зависит площадь компрессов при отслоении. Обычно растворитель удерживается под заклейкой около одного часа, а слой записи в течение этого времени сохраняет свою податливость к отслоению. Одновременно решается вопрос о принципиальной возможности выполнения процесса на произведении и определяется режим предстоящей работы.

Размягчение слоя записи. С помощью компресса парами подобранного растворителя размягчают участок записи и защитного слоя.

Установка компресса при отслоении делается иначе, чем при расчистке. Равномерное размягчение красочного слоя записи происходит при воздействии на него не самого растворителя, а его паров. Поэтому, для того чтобы исключить прямой контакт байки, смоченной растворителем, с поверхностью живописи, необходима воздушная прослойка. Для этого можно использовать тонкую металлическую сетку или изготовить из оргстекла регенерационную коробочку, кдонышку которой изнутри прикрепить байку. Наиболее же простой вариант — лавсановая пленка, в которой нужно сделать иглой или зондом многочисленные отверстия. При проколах пленки с одной стороны образуются заусенцы. Приготовленную таким образом пленку накладывают на красочный слой заусенцами вниз и уже на нее ставят байковый компресс, несильно смоченный растворителем. Сверху компресс закрывают полиэтиленовой пленкой и кладут нетяжелый мешочек с песком. Преимущество лавсановой пленки с отверстиями перед металлической сеткой или коробочкой состоит в том, что из нее можно вырезать кусок любой нужной для работы конфигурации. Экспозиция такого компресса увеличивается, так как размягчение красочного слоя и защитной пленки под действием паров (а не самого растворителя) происходит медленнее. К тому же пары действуют мягко, поэтому можно не опасаться передержки компресса, как это получается при обычном наложении компресса, смоченного растворителем.

Нанесение пленки ПВБ на отделяемый слой живописи. После снятия компресса размягченный слой записи с помощью кисти прокрывают 2%-ным раствором ПВБ. Если он впитывается очень быстро (в течение 10—15 сек), то нанесение состава повторяют. Это подкрепляет красочный слой, связывает его отдельные мельчайшие частицы (особенно такая пропитка необходима при отслоении масляных записей, поскольку органические растворители ослабляют масляное связующее). Затем, не позднее чем через минуту, еще два-три раза прокрывают поверхность, но уже 8%-ным раствором ПВБ. Через 10—20 минут он подсыхает и формирует прозрачную эластичную пленку, прочно сцепленную с красочным слоем. Эта пленка из поливинилбутираля позволяет исключить наложение профилактической заклейки из бумаги, поскольку сама пленка выполняет эту функцию. После завершения стабилизации пленки под край отделяемого слоя подводится скальпель и с его помощью запись отслаивается от первоначальной живописи.

Наложение готовой пленки ПВБ. Этот способ был разработан во ВНИИР А. В. Ивановой и О. В. Лелековой в 1978—1980 годах. В отличие от предыдущего, в процессе отслоения вместо профилактической бумажной заклейки используется пленка ПВБ, которую заранее отливают из 3%-ного раствора ПВБ с введением пластификатора. На размягченный растворителями слой записи накладывают заготовленную пластифицированную пленку ПВБ. Ее нижняя поверхность частично растворяется, соприкасаясь с растворителями на красочном слое, за счет чего она приклеивается к нему.

С помощью этого способа можно постепенно, отслаивая участок за участком, отделить позднюю запись целиком, не разделяя ее на фрагменты. Однако нужно иметь в виду, что пластификатор, внесенный в ПВБ, в два-три раза снижает прочность пленки в сравнении с непластифицированной пленкой. Кроме того, нужно использовать только свежеотлитую пленку, поскольку при длительном хранении (через четыре-пять месяцев) снижаются ее адгезионные качества и контакт с отделяемым слоем получается ослабленным.

Отслоение записи. Отслоение записи удобнее всего начинать с углов или с полей произведения, постепенно перемещая компрессы к центру. Если произведение неширокое, то отслоение ведут от одного из двух меньших краев к другому (противоположному).

Обработанный растворителем и ПВБ участок записи нужно постепенно отделять скальпелем по краю его соединения с нижележащим слоем. В образовавшуюся щель подводят фторопластовую пленку, чтобы отделяемый слой не склеился вновь с нижележащей живописью.

Следующий компресс с растворителем нужно ставить рядом, вдоль границы уже отслоенной части записи. После отслоения этого участка переходят к третьему и так далее, постепенно перемещая компрессы к центру произведения. Таким Способом можно отслоить запись целиком (ил. 97).

Во время отслоения между слоями живописи вставляют прокладку из фторопластовой пленки. Отделенную запись осторожно разглаживают рукой, накрывают полиэтиленовой пленкой и припрессовывают мешочком с песком.

Если в процессе отделения записи в ней получились прорывы, то их можно заклеить приготовленной заранее пленкой ПВБ, смочив ее снизу этиловым спиртом.

Когда вся запись или выбранный для отслоения фрагмент оказываются полностью отделенными от слоя оригинала, производится фотофиксация их тыльной и лицевой сторон, а также открытой первоначальной живописи (ил. 96—99).


96. Слой сплошной записи XIX в. поверх живописи XVII в. Икона «Введение во храм». Музей изобразительных искусств Карельской АССР
image096.jpg
97. Процесс отслоения записи с иконы «Введение во храм»

98. Отслоенная запись XIX в. с той же иконы, смонтированная на новое основание

99. Раскрытый слой живописи XVII в. иконы «Введение во храм»

Монтирование записи на новое основание. Подготовленную поверхность основы проклеивают очень слабым (1— 2%) раствором ПВС и дают ей просохнуть. Широкой щетинной кистью наносят следующий слой ПВС (концентрации 10%). Накладывают отделенный слой живописи на новое основание, тщательно прикатывают его фторопластовым валиком и убирают излишки клея. После этого всю поверхность записи накрывают одним слоем папиросной бумаги, кладут три-четыре слоя фильтровальной бумаги, прижимают мешочками с песком. В течение двух-трех дней фильтровальную бумагу периодически меняют. Если после высыхания ПВС под слоем живописи остались воздушные пузырьки, нужно сделать проколы и через них подпустить клей. Предварительную пропитку этиловым спиртом, как это делается при укреплении красочного слоя, делать не нужно. Использовать можно любой клей, применяемый для укрепления живописи — осетровый, ВА 2ЭГА, СВЭД, но не ПВС, поскольку он имеет высокую вязкость.

Завершающие работы. Пленку ПВБ с поверхности живописи, наклеенной на новое основание, можно удалить как механически, поддевая скальпелем и осторожно отделяя от красочного слоя, так и с помощью этилового спирта, растворяя и смывая пленку ватными тампонами. Когда работа над смонтированной живописью окончена, ее целесообразно покрыть защитным слоем лака АКО (ил. 98). Раскрытую живопись иконы нужно дорасчистить, убрать остатки олифы и загрязнений и провести обычные процессы реставрации (ил. 99).

ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДЫ ОТСЛОЕНИЯ ЗАПИСЕЙ

В зарубежной реставрации также разрабатываются методы отслоения записей со станковых произведений, но: начаты такие эксперименты были значительно позже. Так, в музее Бандини итальянского города Фьезоле в 50-х годах было проведено отслоение темперной записи конца XIII века, лежавшей поверх еще более ранней темперной живописи. В качестве растворителя был применен пиридин. Он хорошо растворяет лак и нейтрален к темперным краскам. Последовательность операций была следующая. Поверхность живописи заклеили прогрунтованной тканью с помощью кроличьего клея. Живопись пропитывалась пиридином через заклейку, После этого заклейку несколько раз проглаживали теплым утюжком для активизации растворителя. Под действием тепла пиридин растворил лак между двумя слоями живописи, и наклеенная ткань была поднята вместе со слоем записи. В нашей стране пиридин, несмотря на его высокие качества как нейтрального растворителя, в реставрации не используется из-за его чрезвычайно высокой токсичности.

Серия экспериментов была проведена в 50— 60-х годах в афинском Музее византийского искусства. Один из методов — разделение разновременных слоев живописи с хорошей равномерной лаковой прослойкой. Здесь очень важной является фаза подготовки произведения для отслоения. В течение нескольких дней живописный слой проклеивают коллагеновым клеем, постепенно увеличивая его концентрацию. После нанесения последнего слоя клея на живопись сразу накладывают и приглаживают шелковую ткань. Когда наклеенная ткань полностью высыхает, на нее кладут компресс из фланели, хорошо смоченной диметилформамидом или его смесью с амилацетатом. Сверху фланель тщательно закрывают полиэтиленовой пленкой, чтобы пары растворителя не выходили наружу. Компресс выдерживают довольно долго (до двух дней), прогревая его инфракрасными лампами. Когда слой записи и прослойка под ним достаточно размягчаются, компресс и пленку убирают, ткань: сверху еще раз проклеивают коллагеновым клеем. Когда клей немного подсохнет, тканьвместе с подклеенной к ней записью постепенно отделяют от нижнего красочного слоя.

Второй метод — отслоение записи, лежащей на грунте, положенном поверх первоначальной живописи. После заклейки красочного слоя под него специальным прибором подводится тонкая струя горячего водяного пара, благодаря чему грунт становится мягким и податливым. Это дает возможность отделить от нижнего слоя живописи запись вместе с частью грунта. Для работы этим способом был сконструирован прибор в виде колбы с отводной трубкой, наконечником и узким соплом.

Большой интерес представляет методика отслоения, разработанная в краковской Академии художеств в Польше. Масляная запись XVIII века, лежащая поверх темперной живописи, была покрыта даммарным лаком. Для отслоения был применен поливинилацетат, растворенный и метиловом спирте. В качестве растворителя для воздействия на запись использовали диметилформамид. Сначала через сито (перфорированную пленку с отверстиями) на красочный слой наносили поливинилацетат, который не создавал на поверхности сплошную пленку, оставляя красочный слой частично открытым. После стабилизации ПВА (через 24 часа) на поверхность записи накладывали алюминиевую сетку, а на нее — компресс. Красочный слой размягчался от действия паров растворителя. Компресс выдерживали до 20 часов, после чего на живопись наращивали сплошную пленку из раствора ПВА и накладывали профилактическую заклейку из тонкой рисовой японской бумаги. Оригинальный двухэтапный способ наращивания пленки ПВА перед отслоением дал хороший эффект сцепления красочного слоя с профилактической заклейкой. В то же время примененный в этом методе поливинилацетат обладает худшими физико-химическими характеристиками, чем используемый у нас в последний годы поливинилбутнраль. Другим недостатком является применение диметилформамида, который вообще не рекомендуется в реставрации, так как может вызвать изменение цвета некоторых пигментов. К тому же вследствие своей слабой летучести он снижает адгезионные свойства как животных клеев, таки синтетических пленкообразующих.

Методы отслоения на основе применения синтетических пленкообразующих клеевых материалов конечно же еще будут совершенствоваться, появятся новые материалы, однако уже сейчас имеется реальная возможность расширения работ.

Выполнение работ по отслоению живописи разрешается только высококвалифицированным художникам-реставраторам — специалистам по станковой темперной живописи. Поэтому начинающие художники-реставраторы, которым не разрешается выполнять эти работы, в случае необходимости должны обратиться к реставраторам, владеющим этим методом, и под их руководством провести эту сложную операцию. Эти же опытные руководители могут помочь в изучении особенностей произведений, поступивших на реставрацию.

Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.