ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт.

КАК ВЕСТИ ДНЕВНИК РЕСТАВРАЦИИ

Ведение дневника реставрации является обязательным на всех этапах реставрационных работ. Только при наличии дневника реставратор сможетправильно и без затруднений заполнить паспорт реставрации произведения.

Реставраторам иногда приходится выполнять работы параллельно на нескольких произведениях. В этом случае необходимо на каждое произведение иметь отдельный дневник или разделы в едином дневнике. Если в работе над произведением возникает длительный перерыв, то дневниковые записи (в частности по рецептуре растворителей, экспозиции компрессов и т. п.) дадут возможность быстро возобновить работу.

Как только реставратор получает произведение и задание на выполнение работ, он сразу же начинает вести дневник, куда он вносит сведения из акта (или другого документа), данные о поступлении произведения, выписку из протокола реставрационного совета с заданием на реставрацию, записывает результаты осмотра произведения и сразу же заполняет соответствующие пункты паспорта реставрации произведения. Сначала записывается название сюжета, которое указано в акте передачи произведения в мастерскую. Художник-реставратор сверяет правильность названия с изображенным сюжетом. Если он с ним не согласен, то в заголовке он указывает и название, записанное в документе передачи произведения на реставрацию, и данное им самим. Далее указываются место постоянного хранения (музей, памятник архитектуры и пр.), дата поступления и название документа, по которому получено произведение, автор (художники большинства икон не известны, поэтому чаще всего пишут «автор не известен»), датировка произведения (по документу поступления, а в случае необходимости — и собственная). Если основа деревянная, то указывается порода дерева. Техника: яичная темпера, масляная живопись или комбинированная «фряжская манера», цвет левкаса или грунта, наличие оклада или его частей (например, только металлического венца). Размер произведения указывают в сантиметрах. Первая цифра — высота произведения, вторая — ширина. Для икон пишется и третья цифра — толщина доски: Например: 105x62x4 см.

Затем делается подробное каталожное описание изображения иконы (об этом см. на с. 131—137). Внимательно осматривая доску, описывают наклейки, инвентарные номера, надписи, место их расположения на тыльной стороне доски, чем они сделаны (красками, чернилами, карандашом). Указывают количество досок, характер обработки дерева (теслом, топором, рубанком), отмечают количество шпонок и их вид, дополнительные крепления досок и врезки (штыри, ласточки и т. п.), наличие, расположение и глубину трещин доски, величину прогиба досок (деформации), сколы, глубокие царапины, наличие пороков древесины (сучки, свилеватость), состояние шпонок и других креплений, прочность их крепления к доске, утраты, поражения или следы поражений доски жуками-точильщиками, характер лётных отверстий, поражение гнилью и плесенью (трухлявость).

При описании грунта (левкаса) отмечают утраты грунта, наличие паволоки, где она видна и что собой представляет, каково ее состояние (прочная, ослабленная), каков контакт с доской, характер переплетения (полотняное, саржевое, фасонное), плотность и толщину нитей и предположительно указывают сплошная паволока или только положенная на торцы и места склейки досок. Указывают толщину и цвет левкаса, его монолитность или разрушенность, утраты от механических воздействий (выбоины, сколы, царапины); описывают места и размеры выпадов, трещины, отставания левкаса от доски (вместе с паволокой или без нее), места расположения и характер кракелюров, вздутия, их расположение и форму.

В описании красочного слоя отмечают места утрат вместе с левкасом и без него (на каких изображениях), наличие кракелюров, шелушений и технику первоначального красочного слоя и поздних записей, их состояние, особенности манеры исполнения.

Защитный слой: цвет, характер поверхности (глянцевая, пятнистая, сгрибленная и т. п.).

Оклады или их остатки (кусочки басм, гвозди и т. п.). Места крепления к доске, материал, техника обработки, состояние.

Определяются поверхностные загрязнения — копоть, въевшаяся или свободно лежащая пыль, птичий помет, капли, брызги красок и т. п.

Далее записывается, какие нужно; повести физико-оптические (осмотр в УФЛ, ИКЛ, рентгенографирование), химические и биологические исследования (какие пробы взять с произведения для химических анализов и на поражения биоорганизмами), перечисляются заявки на эти исследования (заявки составляются по форме, установленной в организаций). Полученные результаты исследований также фиксируются в дневнике.

В дневнике указывают источники исторических сведений о произведении — каталог отдела хранения музея, научная публикация, архив. (В архиве, в частности, можно узнать время постройки и капитальных ремонтов памятника архитектуры, из которого происходит произведение. А это может помочь определить время создания или поновления произведения.)

В дневнике художник-реставратор записывает свои предложения по консервации и реставрации, а также решение и задание реставрационного совета. Если руководитель работ дает распоряжение об изменении или дополнении задания в устной форме, то это обязательно фиксируется в дневнике.

Все этапы консервационных и реставрационных работ должны отмечаться в дневнике. Например, при укреплении левкаса и красочного слоя необходимо указывать, на каких участках и какими материалами проводилось укрепление, какая использовалась концентрация клея, количество пропиток, режим работы и какие это дало результаты. Если проводилась дезинсекция, то указывают способы и препараты.

В дневнике описывают все столярные или другие работы с доской или ее деталями, отмечают, кто их проводил и результат.

При опробовании составов на удаление загрязнений, защитной пленки и записей в дневнике отмечают все места проб и получаемые результаты, последовательность пробных удалений поздних записей, опробованные растворители и смеси, экспозиции компрессов и результаты действия растворителей.

Во время послойного раскрытия живописи тщательно описываются все открытые слои, отмечаются манера, техника и колорит, а также утраты и повреждения. Записываются результаты атрибуции слоя с указанием кто и когда её сделал, фиксируются консультации специалистов.

Записи в дневнике делаются в конце каждого рабочего дня. Если в процессе работы изготовляются схемы, картограммы с прорисовкой изображений, то это нужно отметить в дневнике.

При удалении записей в дневнике нужно отметить, на каких участках живописи оставлены поздние вставки грунта и записи, к какому периоду они относятся. Отмечается, где подведен новый реставрационный грунт, чем сделаны тонировки (акварелью, акварелью с добавлением желтка или «старой олифки»), в какой манере они выполнены — пуантелью, заливкой или штрихами.

Записывается, каким составом покрыта живопись после реставрации, а также его концентрация и количество покрытий.

В тех случаях, когда реставрация предстоит несложная и длится всего несколько дней, можно ограничиться только паспортом, используя дополнительный бланк его для черновых ежедневных записей. В дневнике же реставратора должно быть отмечено, что на такое-то произведение записи сделаны только в паспорте.

КАК ЗАПОЛНЯЕТСЯ «ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (ДВИЖИМОГО)»

Главным документом процессов консервации и реставрации является паспорт.

В 1976 году Министерство культуры СССР утвердило единую форму реставрационного паспорта для произведений станковой живописи, прикладного искусства и других художественных и исторических ценностей1. Паспорт — основной отчетный документ реставратора. В него вносятся все сведения о произведении, выписки из протоколов комиссий и советов, описание состояния произведения, результаты исследовании, проведенных дореставрационных работ и примененных методов. К нему прилагаются фотодокументы и другие материалы.

Паспорт состоит из 14 пунктов. В правом верхнем углу заполняется индекс, состоящий из года поступления экспоната на реставрацию, шифра вида памятника, номера по книге поступления и инвентарного номера. Например, если икона поступила в 1986 году, то проставляется цифра «86», вид памятника для икон — цифра «1». Номер узнают по книге поступления произведений в отдел или мастерскую, а инвентарный номер указывается в акте передачи.

В пункте I «Типологическая принадлежность» в графе «определение, характер памятника» пишут «икона» и обводят кружком цифру « I». Далее в пункте II указывают, какому музею или учреждению принадлежит произведение. Каталожные данные (пункт III), в том числе и время создания памятника, переписывают с каталога отдела хранения музея. Если по окончании реставрации есть изменения в атрибуции, то их вносят в графу «Примечания, уточнения». В пункте IV указываются номер протокола решения о реставрации произведения, дата поступления, номер и дата акта о передаче на реставрацию.

Основные сведения по истории произведения (пункт V) берутся из карточки отдела хранения музея. Если есть публикации о произведении, то в этот пункт вписываются библиографические сведения о них.

Пункт VI «Состояние памятника при поступлении в реставрацию» состоит из трех разделов. В первом разделе фиксируют результаты визуального обследования иконы. Описывают состояние, разрушения и дефекты доски, грунта, красочного слоя, защитного покрытия (см. страницы 40—47). В паспорте описание повторяют в более сжатой форме. Во второй раздел очень коротко записывают результаты химических, биологических, физико-оптических исследований и указывают, когда и кем проведено исследование, где находится подлинник заключения.

В третьем разделе пункта VI нужно дать общее заключение о состоянии памятника на основе визуальных и лабораторных исследований.

Программу проведения работ (пункт VII) реставратор или его руководитель составляют на основании задания реставрационного совета (или комиссии), указывают номер протокола заседания и дату. В программе должны быть полностью названы все виды работ по консервации и реставрации данного произведения в той последовательности, в какой они будут проводиться (дезинфекция, укрепление грунта и красочного слоя, удаление записей, подведение грунта и т.д.). Программу, ее изменения и дополнения (пункт VIII) утверждают руководитель организации, главный хранитель, заведующий мастерской или реставратор высшей квалификации (если работу проводит его помощник или стажер).

В пункте IX «Проведение реставрационных мероприятий» в соответствии с утвержденной программой нужно по мере выполнения реставрационных процессов указывать примененный метод и использованные материалы. В специальной графе проставляются даты начала и окончания этапов работы и ставятся подписи руководителя реставрации и исполнителя.

В пункте X дается список иллюстративного материала, который состоит из обычных фотографий, цветных слайдов (указать размер), отпечатков спецфотосъемки (с указанием номеров негативов), отпечатков рентгенограмм (с указанием их номеров), схем, калек, исполненных реставратором. Сначала перечисляются материалы, полученные до реставрации, затем — в процессе и после реставрации.

По окончании реставрации заполняют пункт XI «Результаты проведенных мероприятий». После принятия произведения реставрационным советом или комиссией в пункте XII помещают краткую выписку из протокола с оценкой качества работы, проставляют номер и дату протокола.

В пункте XIII записываются рекомендации по температурно-влажностномурежиму хранения произведения.

В пункте XIV дается перечень приложений комплекта (фотографии, отпечатки с контратипов рентгенограмм, заключения по исследованиям, схемы, протоколы советов, акты передачи). На последней странице паспорта указывается, куда передано произведение, проставляются номер и дата акта передачи. Паспорт подписывается руководителем организации, руководителем работ и исполнителем и заверяется печатью.

Результаты наблюдений за состоянием произведения после реставрации в паспорт записывают работники того музея (хранители, музейные реставраторы) , в котором находится отреставрированное произведение.

Паспорт и приложение к нему печатают не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр с комплектом приложений остается в архиве реставрационной мастерской, второй — передают организации постоянного хранения данного произведения.

ФОТОГРАФИИ

Фотофиксация является основной формой иллюстративного документирования процессов реставрации. При поступлении произведения его фотографируют до реставрации — общий вид лицевой и тыльной сторон при обычном равномерном прямом освещении. Если имеются деформации левкаса, красочного слоя и защитного покрытия (вздутия, шелушения левкаса и красочного слоя, сгрибление олифы и т. п.), то произведение фотографируют в скользящем свете, направленном слева. На таких фотографиях все неровности поверхности хорошо видны. Наиболее характерные разрушения фотографируют отдельно. Если мелкое шелушение и другие деформации красочного слоя плохо заметны при общей фотофиксации, то делается макрофотографирование.

Крупные деформации и шелушения фотографируют при боковом освещении до и после процесса укрепления (ил. 62).


62. Сложные разрушения левкаса. Фрагмент иконы «Троица». XVI в. Музей «Малые Карелы»

После пробных удалений плотных поверхностных загрязнений, удаления потемневшего покровного слоя или записей необходимо сфотографировать общий вид произведения или участков пробных раскрытий (ил. 88, 89).


88. Правильно выбранное место пробных удалений позднейших наслоений. Икона «Богоматерь Знамение». Начало XVIII в. Музей «Малые Карелы»

Удаление многослойных записей проводится, как правило, послойно. Работа с каждым слоем записи сопровождается фотофиксацией (фотографируют общий вид живописи и наиболее характерные фрагменты, ил. 78—87).


78. Произведение в процессе удаления олифной пленки со слоя записей. Икона «Никола поясной». Начало XV в. НГМ

79. Выравнивание и удаление сгрибленной олифной пленки. Фрагмент того же произведения

80. Слой записи XIX в.— изображение Евангелия. Фрагмент того же произведения

81. Выявление с помощью ИКЛ текста начала XV в. через слой записи XIX в. на том же фрагменте

После раскрытия живописи и подведения реставрационного левкаса нужно сделать фотофиксацию (до начала тонирования в местах утрат живописи). После того как реставрация полностью завершена, снова фотографируют общий вид произведения и детали (места их предыдущей фотофиксации). Эти фотографии должны быть отпечатаны в том же масштабе, что и снимки, сделанные до и в процессе реставрации.

В процессе раскрытия живописи и после расчистки съемка в УФЛ может хорошо выявить поздние вставки красочного слоя. Съемка в инфракрасных лучах также выявляет поздние вставки, повреждения покровного слоя. В некоторых случаях с помощью ИКЛ выявляются нижележащий слой живописи и даже подготовительный рисунок под красочным слоем (ил. 82, 83, 85).


82. Изображение Татьяны — запись XIX в. Фрагмент иконы «Никола поясной»

83. Выявление с помощью ИКЛ первоначального изображения XV в. (Ульяна) под изображением XIX в. (Татьяна) на том же фрагменте

84. Выявление рентгенографированием изображения XV в. и паволоки на том же фрагменте

85. Изображение Ульяны — раскрытый слои живописи начала XV в. на иконе «Никола поясной»

86. Пробное удаление позднейших записей на иконе «Никола поясной»

87. Полностью раскрытый из-под записей слой живописи начала XV в. и тонирование мест с утраченным красочным слоем по поверхности первоначального левкаса. То же произведение

Стандартный размер фотографий — 18X24 см. На тыльной стороне каждой фотографии графитным карандашом проставляют номер негатива, индекс произведения по паспорту и дают аннотацию, в которой указывают название произведения и его состояние (до реставрации, в процессе или после). На фотографии фрагмента поясняют какая это именно деталь изображения и период фотофиксации — до, в процессе (каком именно) или после реставрации. Фотографии наклеивают на паспарту из твердой бумаги (чертежной) по верхней кромке, лучше всего резиновым клеем. Внизу, под фотографией повторяется аннотация. Формат паспарту равен формату паспорта — 29 X 20,5 см.

ОТПЕЧАТКИ С КОНТРАТИПОВ РЕНТГЕНОГРАММ

Отпечатки с контратипов рентгенограмм входят в комплект документации.

Сами рентгенограммы хранятся в специально оборудованном помещении. Рентгенографирование обычно делают до реставрации, чтобы определить наличие под верхним красочным слоем более ранней живописи, выявить поздние вставки, паволоку, скрытые повреждения доски (ил. 82, 84). В настоящее время рентгенологические лаборатории ведущих реставрационных организаций оснащены портативной рентгеновской аппаратурой и рентгенологи могут выполнять исследования, выезжая в музеи или в реставрационные мастерские, то есть проводить рентгенографирование на месте постоянного хранения произведения. Это значительно расширяет возможности исследования произведений до и в процессе реставрации. Рентгенологическая лаборатория передает реставратору отпечатай с контратипа, а также заключение по результатам рентгенографирования. Комплект рентгенограмм и контратипов остается в архиве той организации, которая проводила рентгенографическое исследование. Стандартный размер рентгенограмм и отпечатков 30X40 см. При оформлении документации отпечатки наклеивают на паспарту размером 32X42 см и внизу делают аннотацию с указанием участка иконы на снимке и архивного номера рентгенограммы. Отпечатки рентгенограмм хранят в пакете из плотной бумаги. Пакет надписывают.

ДРУГИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В приложение к паспорту входят схемы, картограммы и кальки, выполненные во время реставрационных работ. Когда живопись раскрывают методом фрагментаризации, она представляет собой мозаику из разновременных фрагментов. Только реставратор может с наибольшей точностью документировать графически каждый оставленный фрагмент записи и аннотировать его. Поэтому необходимо сделать схему-картограмму, на которой прорисовать все разновременные вставки (ил. 6, 93).


6. Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы «Богоматерь Владимирская»

93. Схема-картограмма того же произведения:
1 — живопись XIV в., 2 — левкас и живопись XVIII в., 3 — левкас XVIII в. (красочный слой удален)

Схемы в размер изображения делают и в тех случаях, когда с иконы при реставрации нужно снять басменный оклад для его перемонтировки.

В каждом иконописном изображении важное значение имеют надписи. Особенно много поясняющих надписей делали в XVII—XIX веках. При поновлениях икон их часто повторяли. Фотосъемка не всегда может дать хорошее изображение надписей и текстов. Поздние тексты при реставрации иногда приходится удалять, поэтому предварительно с них нужно делать кальки. Они понадобятся при прочтении более ранних открывшихся надписей, которые могут оказаться в плохой сохранности. При реставрации интересные поздние надписи нужно по возможности сохранять, применяя метод отслоения записей.

ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ РЕСТАВРАЦИОННЫХ СОВЕТОВ ИЛИ КОМИССИЙ

В документацию входят также протоколы или выписки из протоколов заседаний реставрационных советов (или комиссий) с обсуждением реставраций данного произведения. В комплекте документации должны быть выписки из протоколов с заданием на реставрацию (с указанием номера и даты протокола), протоколы промежуточных советов с решениями или рекомендациями о дальнейшей реставрации, протокол или выписка из него с оценкой работы после окончания реставрации.

Протокол составляется по общепринятой форме. В заголовке дается полное название совета или комиссии, отмечаются дата и место заседания. Перечисляются присутствующие (с выделением председателя и секретаря), пишутся их фамилии, инициалы, должности или звания и отделы или организации, которые они представляют. Указывается повестка дня: определение реставрационных заданий, проверка исполнения работ или прием произведений после окончания консервационных или реставрационных работ. Ниже пишут: слева — название произведения, его принадлежность и шифр, а справа — решение комиссии или совета по каждомупроизведению. Протокол подписывают все члены комиссии и исполнитель работ или только председатель и секретарь (согласно положению о реставрационном совете или комиссии). Соответственно протокол вступает в силу или после подписания его участниками заседания, или после подписания председателем и секретарем с утверждением его руководителем организации, которую представляет комиссия или совет.

Как и паспорт, вся сопутствующая документация оформляется не менее чем в двух экземплярах, кроме приложений, которые могут быть в одном экземпляре (но во всех экземплярах документации указывается место их хранения). Для паспорта и фотографий делается жесткая папка, на которой указываются название произведения и другие сведения согласно форме, установленной в данной организации. Выписки из протоколов, тексты которых не вписаны в паспорт, заключения по химическим, биологическим, рентгенографическим исследованиям вкладываются в комплект и монтируются в ту же жесткую папку. Один комплект с первыми экземплярами паспорта, дневника и выписок из других сопроводительных документов остается в архиве реставрационной организации или мастерской, выполнившей реставрацию, два других комплекта передают заказчику — в музей или в другую организацию, которой принадлежит произведение.

________

1Выпущена также «Инструкция по заполнению "Паспорта реставрации памятника истории и культуры (движимого)"»: М., 1977.

Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.